Занятие по валеологии Пять органов чувств старшая группа

  • Лащёва Любовь Дмитриевна, воспитатель

Программные задачи:

  • Обобщать имеющиеся знания у детей о функции
    органов, уточнить с помощью опытов, для чего
    нужны те или иные органы, тренировать
    способность приобретать знания путём
    экспериментирования, формировать умение
    объяснять полученные данные.
  • Развивать разговорную речь, используя
    качественные прилагательные, пополнять
    словарный запас словосочетаниями “орган слуха,
    орган зрения”, осязания, расширять кругозор.
  • Закреплять гигиенические навыки, умение
    бережного отношения к органам чувств.
  • Воспитывать любознательность, логическое
    мышление, сообразительность, умение внимательно
    слушать.

Методы и приёмы.

Беседа, самонаблюдение, эксперементирование,
игра, логические рассуждения, триз “хорошо,
плохо”.

Ход занятий

Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам, доборе утро
улыбчивым лицам!

Становятся в круг – релаксационное упражнение
“доброе утро”.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие и
давайте возьмём с собой колобка. Сейчас весна и
мы начнём путешествие необычно “ручейком”. Вот
наш “Ручеёк” добежал до полянки.Давайте
осмотримся – что вы видите? Глаза – орган зрения.

Включается фонограмма

А что вы слышите? Чем слышите? Ухо – орган слуха.
Чем может пахнуть весенняя поляна? Что поможет
нам определить запах? Конечно нос – орган
обоняния. А вот наш друг, Колобок не слышит и не
видит этой красоты. Почему? У нас путешествие
волшебное и я знаю, как ему помочь.

Прямо за этой поляной есть волшебная страна
чувств. Мы сможем приобрести там органы чувств
для нашего Колобка, но вы должны думать,
правильно отвечать, решать небольшие проблемы.

Итак, в путь.

Первым на пути у нас посёлок Зоркий. Скажите
хорошо или плохо когда человек не видит? Почему
плохо?

Конечно же лучше видеть, давайте
поэкспериментируем, что могут наши глаза?

1) Посмотрите что стоит ближе к нам пирамидка
или матрёшка?

Как вы определили?(посмотрели глазами) значит
что могут определить глаза?(расстояние)

2) Найдите и ответьте где большая игрушка где
маленькая? Что больше кукла или кубик? Какая
палочка длиннее? Что ещё могут глаза? (определить
размер)

3) Посмотрим смогут ли определить форму? Как
называется эта фигура?

4) Мешочек. Достань из мешочка красное яблоко. А
кто достанет зелёный помидор? Можно ли наощуп
определить цвет? Я думаю вы хорошо работали и
жители посёлка Зоркий приготовили для колобка
орган зрения – глаза.

Расскажите Колобку, как нужно беречь глаза? А
если человек плохо видит, ему прописывают очки.
Как называется этот доктор? А ещё, чтобы не болели
глаза, мы можем делать гимнастику для глаз.

Путешествуем дальше.

А вот и долина запахов. Какой орган мы здесь
подключаем? Что может нос? Можно дышать ртом, но
это неудобно и вредно для дыхания. Стенки внутри
носа покрыты маленькими ресничками. Когда мы
вдыхаем воздух, в нос попадают пылинки и
прилипают к ресничкам, а когда выдыхаем пылинки
вылетают наружу.

И ещё пока холодный воздух проходит по носу –
он нагревается и попадает в организм тёплый.

Конечно нос нужен, чтобы чувствовать запахи.
Если пахнет булочками, мы можем определить, где
мы находимся? А если пекарством?

В долине Запахов жители вырастили волшебное
дерево, где растут плоды с разными запахами. Если
вы правильно определите запахи, жители подарят
Колобку нос. Дети снимают плоды нюхают и
определяют, что в них находится. Дарят нос.
Расскажите как ухаживать за органом обоняния –
носом?

Теперь отправимся в деревню Слухачей.

Как вы думаете какой орган хорошо развит у этих
жителей. Орган слуха – уши. Закройте глаза. Что вы
услышали? Чем мы слышим? Уши помогают нам слышать
звуки сообщают, что происходит вокруг нас.

1) Дотроньтесь до своего уха, то что мы называем
ушами – ушные раковины. Сами они не слышат, а
усиливают звук, а самая чувствительная часть
находится внутри. В конце прохода находится
тоненькая плёночка. Называется перепонка. Звук
ударяется о перепонку и мы его слышим. Чем больше
уши, тем больше звуков попадает и мы лучше слышим.

Проделаем такой опыт. (Фонограмма тихо).

1) Возьмём бумажную воронку и подставим её к уху.

2) Как можно усилить голос или звук? Сложить руку
рупором или опять эту же воронку и произнести
“мама”. Почему голос слышно лучше? Звук не
рассеивается по всей площади.

3) Проведём ещё такой эксперимент, как звук
доходит до нашего уха.

А) Возьмём расчёску, натянем – она загудела.

Б) Если капнуть из леечки в таз, то услышали
“кап”.

В) Если ударить по металлофону, другой звук.

Звук может быть сильнее или слабее, но он должен
бежать по чему нибудь, по воздуху или воде.

4) 2 коробочки “телефон”. Как слышим? Звук
голоса заставляет дрожать донышко коробки, оно –
дрожать нить. По нити, как по проводу бежит от 1
коробки к другой. Так мы и слышим. Вот сколько
опытов мы проделали и конечно колобку жители
подарят орган слуха — уши. И как обычно ребята
расскажут, как беречь ухо.

Теперь нам предстоит пройти Море вкусов. Для
чего человеку язык?

1) Помогает жевать (перемешивать пищу)

2) И конечно язык – орган вкуса. На языке
расположены рецепторы, которые помогают
определить разные предметы на вкус.

3) Берём палочку, мокаем в жидкость. Определяем
какая (сладкая, кислая, солёная, горькая). Вы
хорошо прошли испытание и колобку вручим орган
вкуса — язык.

Итак, ребята, мы убедились, как важны и что
действительно являются помощниками наши органы
чувств .

Колобок очень доволен, он мне шепчет, что хочет
в благодарность поиграть с вами. В игру “какой
орган узнает об этом?”

Яркий – глаза – красный

Ароматный – нос – запах

Сладкий – рот – кислый

Стучит – уши – музыка

Больно – кожа – горячо

Молодцы, ребята, вы хорошо закрепили какой
орган за что отвечает.

Наше путешествие закончено.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *