Второстепенные члены предложения. Обстоятельства в жизни и грамматике

  • Неклюдова Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы

Знания, которые не способствуют
развитию и не пригодятся в реальной жизни, станут
в лучшем случае ненужным балластом. Поэтому в
обучении так важна игра – эта уникальная
возможность прорепетировать жизнь,
подготовиться к решению реальных проблем,
разобраться в себе, попробовать разные варианты
и роли.
Ученики и учитель сотрудничают абсолютно
свободно и добровольно. Высокий темп уроков,
сочетание групповой работы, индивидуальной,
фронтальной активизируют познавательную
активность учащихся, создают условия для
активной мыслительной деятельности. У учащихся
возникает желание отвечать, рассуждать,
высказывать собственное мнение, отстаивать свою
точку зрения.
В самом начале уроков необходимо
«заинтриговать» учеников, а в итоге – «подвести»
к открытию. Важно, чтобы основным содержанием
уроков были не отвлеченные научные понятия, а то,
как сориентироваться, как найти себя в нынешней
очень непростой жизни.

Цель урока: обобщение
сведений об обстоятельствах по курсу
V-VII, формирование умений:

  • различать виды обстоятельств по значению;
  • определять способы их выражения;
  • использование обстоятельства для придания речи
    точности, ясности, выразительности.

Задачи:

  • Умение ставить вопросы к обстоятельствам;
  • Местоположение обстоятельства при
    прямом порядке слов;
  • Управление познавательной и творческой
    деятельности учащихся;
  • Воспитывать чувства патриотизма.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка выполнения домашнего задания
«По следам домашнего задания»

– Откроем словарики, 1 ученик у доски:
труженик, девиз класса, символ Москвы, композитор
Чайковский, иллюстрированный журнал «Огонёк»,
ансамбль, фестиваль.

Взаимопроверка с доской; сложили попарно,
передали учителю словарики.

III. «Лингвистическая разминка»

– На сколько групп по отношению к
второстепенным членам предложения их можно
разделить? Обоснуйте ответ. С чем? –
дополнение, Чей? – определение, О ком? – косв.
прямые; Какой? согл. и несогласов. Кого?

IV. Подготовка к сознательному усвоению
нового материала

– В жизни мы любим задавать многочисленные
вопросы: Когда? Где? Зачем?
– Какой второстепенный член в предложении может
ответить на эти вопросы? (Обстоятельство.)

V. Темой исследования на нашем уроке
является обстоятельство.

Обстоятельство в жизни и грамматике.
– Открываем тетради. Число, тема. Затем учебники:
& 19, стр. 85-88. Работа с таблицей. Обратить
внимание на разряды обстоятельства
и чем они выражены. Запишите предложение:

Бедный заяц с перепугу
(почему?)
Так и сел передо мной (перед кем?
где?)

– Обратили внимание на двойную роль
второстепенных членов предложения: Двойная роль
– это синкретизм (с греческого)
объединение. Обстоятельство обычно
зависит от гл.-сказ., помогает определить:

  • разряд по значению;
  • способ выражения (наречия и существительные).

VI. На доске словосочетания:

Из мон…стырской тиш…; в край отцов; из-за
одиночества; осуществлять мечту; в грозу; в
течени… трех дней; веря в успех; братаясь с
природой; вопреки усталости.


Мцыри убежал и блуждалразряд

– Мцыри убежал и блуждал. На что обратить
внимание? Нераспространенное предложение.
Распространить можно с помощью данных выражений:

1) сначала 1-2 ученика с места задают вопросы от
глагола – сказуемому к обстоятельству,
определяя род. Затем 1-2 ученика выходят к доске,
записывают, а первые 3 ученика, успевшие
использовать все слова, получают оценку в журнал.

Где стоит обстоятельство при прямом
порядке в предложении? (После глагола-сказуемого)

VII. Подведение итогов

  • Общая характеристика работы класса;
  • Успехи: подача учителю дневников после урока;
  • Недостатки: 3-4 тетради на проверке, как
    преодолеть? На следующем уроке — грамматическая
    игра.

VIII. А в подарок я Вам прочитаю стихи
поэта Н.Рубцова.

Как центростремительная сила,
Жизнь меня по всей земле носила.
Но моя родимая землица
Надо мной удерживает власть.
Память возвращается, как птица,
В то гнездо, в котором родилась.
И вокруг любви непобедимой
К селам, к соснам, к ягодам Руси
Жизнь моя вращается незримо,
Как земля, вокруг своей оси.

– Как бы ни складывались обстоятельства
в жизни человека, самым главным для него всегда
остается любовь к родителям, к отчему дому, к
Отчизне.

IX. Домашнее задание и инструктаж по
его выполнению & 19, карточка со стихотво­рением
Н.Рубцова.

X. Наша встреча с обстоятельством,
как с второстепенным членом предложения, я
думаю, полезна всем и в жизни, и в грамматике.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *