Волшебная ниточка – рисуем нитью по картону

  • Песоцкая Татьяна Николаевна, воспитатель

Перед нами стоит очень важная цель – воспитание у подрастающего поколения
творческого подхода к преобразованию окружающего мира, самостоятельности и
активности мышления, которые способствуют достижению положительных изменений в
жизни общества. Мы должны воспитывать у детей те качества, которые находят яркое
выражение в творчестве: то есть смекалку, пытливость, инициативу, фантазию,
воображение.

Чтобы создать эмоционально-благоприятную обстановку для каждого ребенка и
обеспечить его духовное развитие, необходимо усилить внимание к эстетическому
воспитанию и формированию художественно-творческих способностей у детей
дошкольного возраста.

Работа по развитию художественно-творческих способностей в детском саду тесно
взаимосвязана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы её организации
разнообразны и результаты проявляются в разных видах деятельности: игре, лепке,
аппликации, рисовании, ручном труде и др. Каждый ребенок любит рисовать и умеет
это делать по-своему. Дети рисуют палочкой на песке, мелом на асфальте,
угольками на стене, карандашами и красками на бумаге и многими другими
материалами и инструментами.

А можно научить ребенка изображать рисунок нитью, при этом научиться
прекрасно владеть иглой. Достоинство этой техники в том, что она не требует
особой предварительной подготовки, работу можно выполнить очень быстро и
аккуратно, да и фантазии нет предела.

Изонить – это оригинальный вид декоративно-прикладного искусства, который
впервые появился в Англии. Английские ткачи придумали особый вид переплетения
ниток. Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности
натягивали на них нити. В результате получались очень красивые ажурные,
кружевные изделия, которыми они украшали свои жилища.

Название изонить характерно исключительно для России и означает способ
рисования при помощи натянутых нитей. Термин изонить в России ввел академик
Геннадий Алексеевич Бранецкий, заинтересовавшийся этой технологией во время
своих командировок в США. В мире рассматриваемая техника известна уже более 400
лет. В вышивке по картону эту технику активно применяли в 19 веке. Особенность в
том, что гвоздики заменили на дырочки, однако приёмы заполнения угла и
окружности, которые составляют основу рассматриваемой техники, оставили.

Изонить – техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании
художественного образа путём пересечения цветных нитей. Техника выполнения
изонити проста и доступна человеку любого возраста. Её можно использовать в
работе в детском саду, при подготовке детей старшего дошкольного возраста к
школе.

Реализация этого способа подробно описана в методическом пособии Гусаровой
Н.Н. «Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие». Автор предлагает
цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста.

Изучение литературы по данной теме, собственные наблюдения за воспитанниками
во время художественно-творческой деятельности: рисование, аппликации, ручной
труд и др.привели меня к выводу, что занятия техникой изонить могут быть
доступны, интересны и для детей моей группы. Я приняла решение организовать в
своей группе кружок «Волшебная ниточка» — кружок по развитию у детей старшего
дошкольного возраста детского художественного творчества посредством техники
изонить. Работу начала с детьми пяти лет. Убедилась, что занятия в кружке
«Волшебная ниточка» интересны как для девочек, так и для мальчиков.

В работе по данной теме поставила цель:создать педагогические условия
для развития детско-художественного творчества у детей старшего дошкольного
возраста с использованием нетрадиционного приёма работы с нитью и бумагой.

Исходя из поставленной цели выдвинула цикл задач:

  1. Образовательные задачи направлены на знакомство с технологией
    изонити и обучение детей по данной технике, на умение сочетать цветовые
    оттенки, на формирование технических умений и навыков.
  2. Развивающие задачи направлены на развитие таких творческих
    процессов, как восприятие, память, абстрактное мышление и умение
    концентрировать внимание, развитие глазомера, мелкой моторики пальцев рук,
    координации движения рук, художественных способностей, эстетического вкуса и
    творческого воображения.
  3. Воспитательные задачи направлены на воспитание интереса к изонити,
    чувства коллективизма, на воспитание волевых качеств: усидчивости,
    аккуратности, терпения, самостоятельности, инициативы, умения доводить
    работу до конца, а так же желания творить и радоваться полученным
    результатом.

Занятия техникой изонить в кружке «Волшебная ниточка» позволяют детям
испытать свои возможности и проявить способности:

  1. Творческие – изобретение различных моделей, изображений, своих сюжетов и
    композиций.
  2. Конструктивные – при создании сюжетов, композиций с использованием
    разных техник и приёмов.
  3. Изобразительные – за счёт частичной или полной дорисовки, аппликации
    деталей, применения цветовых сочетаний, чередование цвета.
  4. Театрализованные – инсценировка сказок, сюжетов из произведений
    художественной детской литературы.

И важно, что занимаясь данным видом деятельности происходит интеграция в
различные образовательные области: познание, коммуникация, художественное
творчество, познавательно-исследовательская деятельность, социализация.

Познание (ознакомление с окружающим и экспериментирование). Расширение
представлений о предметном мире, о свойствах и качествах ниток, ткани, бумаги,
картона.

Познание (ФЭМП). Понятие о разных углах, представление о их величине,
длине сторон, вершине, об окружности, её центре, хорде, количественный и
порядковый счёт, ориентировка на плоскости.

Коммуникация (речевое развитие). Развитие активного и пассивного
словаря, объяснительной и доказательной речи, введение в активный словарь
математических терминов.

Художественное творчество (изобразительная деятельность). Знакомство с
различными видами декоративно-прикладного искусства, художественно-эстетического
вкуса, использование навыков, полученных на рисовании, аппликации, цветовое
восприятие, умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга.

Социализация (театрализованная деятельность). Развитие
самостоятельности и организация театрализованных представлений, воспитание любви
к театру и различным жанрам литературных произведений.

Для активизации у дошкольников проявлений эстетического отношения к
окружающему миру, поддержки индивидуальности в процессе восприятия искусства и
собственного художественного творчества, в своей работе я использую следующие
методы и приёмы.

Словесные методы:
— Объяснение, вопросы, игровые упражнения, беседы, использование и
обследование фона (подбор цветного картона и цветных ниток позволяет закрепить
название цветов, познакомить с гармоничным сочетанием цветов и их оттенков,
активизируя в речи соответствующий словарь).
— Обсуждение правил пользования орудием труда, например тема «Как работать
безопасно», данная беседа позволяет познакомить детей с основами безопасности.
— Комментирование способа выполнения действий позволяет развивать логическое
мышление.
— Вопросы к детям дают возможность рассуждать, быть участником конструктивного
диалога.
— Художественное слово, использование как стихотворений, рассказывание сказок,
так и загадок, например о ножницах, игле, карандаше и т.д. Образное, меткое и
мудрое народное слово должно стать постоянным спутником ребенка: « Не привыкай к
безделью – учись рукоделью», «Дело и труд все перетрут», «У кого сноровка, тот
действует ловко» Чтобы заинтересовать детей используются загадки: «Конь
стальной, хвост льняной», «Ныряла, ныряла, да хвост потеряла», «Бежит свинка,
золотая щетинка, носочек стальной, а хвостик льняной», «Тонкий длинный паровозик
за собой вагоны возит, где проехал – дырки нет, только шпал и рельсов след».

Наглядные методы:
— Показ иллюстраций, рассматривание образца готовой работы. Детям старшего
дошкольного возраста образец дается для того, чтобы показать не нём
последовательность выполнения работы, познакомить с каким-то новым
конструктивным приёмом.

Практические приёмы:
— Отмерить нить, вдеть в иглу, проколоть булавкой на картоне дырочки,
работать с трафаретом, умение заполнять угол, окружность, оформление своей
вышивки в панно.
— Овладение приемами выполнения трудовых действий, операций, их правильной
последовательностью позволяет приобрести необходимые умения для выполнения
различных по содержанию работ.

В процессе занятия сочетаются коллективная и индивидуальная форма работ:

  1. Коллективная. Дети учатся совместно планировать свою
    деятельность, добиваться намеченной цели, предвидеть будущий результат. При
    вышивании изонитью дети учатся самостоятельно подбирать нитки для вышивок,
    чтобы работы были интересными, не похожими одна на другую, оформлять работу
    в небольшое панно.
  2. Индивидуальная. Используется для работы с детьми, которые в
    достаточной мере не овладели навыками шитья (затрудняются в применении того
    или иного приёма прошивания, в завязывании узелка и т.д.), которые
    пропустили занятия в кружке по болезни. В осуществлении
    индивидуально-дифференцированного подхода к детям помогают краткие
    характеристики достижений детей в освоении техники изонить.

Система работы кружка «Волшебная ниточка» рассчитана на два года с детьми
старшего дошкольного возраста. Основой для перспективного плана служит
календарно-тематический план (Приложение 1).

Занятия проходят в виде игры. Совместная деятельность по изонити организуется
два раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятий для детей
5-7 лет 35 минут. Количество одновременно занимающихся детей не более 6 человек,
это определено тем, что в кружке дети работают с колющими и режущими предметами
и необходимо строго соблюдение правил по технике безопасности. Перед тем, как
приступить к занятию изонитью необходимо подготовить рабочее место. Занимаясь с
группой детей стараюсь, чтобы за столом сидели не более двух человек. Столы
располагаются так, чтобы я могла видеть всех детей, а дети могли свободно
обратиться ко мне с вопросами, подойти, вслух сосчитать количество пропущенных
отверстий. Во время работы провожу пальчиковую гимнастику, физкультурные паузы.

Цикл занятий состоит из двух разделов:

  1. Заполнение угла, моделирование и использование образов.
  2. Заполнение окружности, дуг, овалов, завитков.

Заполнение угла:
— на изнаночной стороне картона чертим любой угол,
— делим каждую сторону угла на семь равных частей, которую обозначаем точкой
«0»,
— булавкой или шилом делаем проколы во всех точках, кроме вершины,
— вдеваем нить в иглу и по определенной схеме заполняем угол.

Рисунок 1

Заполнение окружности:
— чертим окружность любого размера,
— делим её на 8 равных частей,
— делаем проколы во всех полученных точках,
— вдеваем нить в иглу, заполняем окружность по схеме.

Рисунок 2

Прежде чем приступить к работе необходимо подготовить материал, на котором
будем выполнять рисунок, он называется фоном, и то чем мы будем выполнять
изображение – нити, а так же инструменты, необходимые в работе.

Фон для нашего рисунка должен быть обязательно плотным, поэтому лучше взять
цветной картон, бархатную или наждачную бумагу. Для выполнения рисунка
используются нити различного цвета и качества (швейные катушечные нити, ирис,
мулине, шёлковые нитки).

Инструменты, необходимые в работе:
— ножницы с закруглёнными концами,
— игла с широким ушком,
— булавка с шариком на конце, или шило,
— циркуль, карандаш, линейка, ластик,
— подложка из линолеума или тонкого пенопласта,
— подушечка игольница.

Последовательность выполнения работ для всех тем состоит из нескольких
этапов:

  1. Подготовительный этап. Показ готовых работ и иллюстраций,
    выполненных в технике изонить, краткая беседа по теме. Сравнение работ в
    технике изонить с паутинкой, рассматривание паутинки и анализ что такое
    паутина, как она появилась в природе. Рассматривание вместе с детьми
    переплетение нитей на лицевой и изнаночной стороне (на лицевой стороне нити
    красиво переплетаются, как паутинка, а на изнанке видны только стежки,
    идущие друг за другом по «дорожке». Знакомство с историей принцессы
    Иголочки, Иголки бывают разные: большие, маленькие, деревянные,
    металлические, пластмассовые, колючие и т.д. Рассказ ребят на что похожи
    иголки (ёлка, сосна, ежи, кактус). Усвоение правил техники безопасности:
    ножницы держать закрытыми, передавать кольцами вперёд, удерживая их за
    лезвие в закрытом состоянии, иголку и булавку в рот не брать, хранить
    игольнице, нитки и скотч отрезать только ножницами, не проводить рукой по
    краю картона и листа с рисунком во избежание порезов.
  2. Первый этап. Подведение детей к умению самостоятельного
    рассматривания и анализа образца. Выполнение стежков. Знакомство с углом,
    его вершиной, сторонами. Учиться прошивать в технике изонить разные углы
    гораздо легче, чем окружность, поэтому обучение следует начинать именно с
    углов (сначала надо научить детей изображать один угол, затем композицию из
    двух, трёх углов (ёлочка, волны), с последующей дорисовкой или аппликацией.
  3. Второй этап. Когда навык выполнения углов становится устойчивым,
    задание усложняется. Дети знакомятся с двумя сложными углами (песочные часы,
    ваза), тремя, четырьмя углами, имеющими одну общую вершину, осваивают
    выполнение этих углов в технике изонить (паутинка, звёздочка). При этом
    расстояние между отверстиями на сторонах углов уменьшаются до 0,5 см., дети
    должны усвоить на этом этапе знакомства с техникой изонить, что количество
    отверстий должно быть одинаковым откуда бы не начали отсчет.
  4. Третий этап. Выполнение окружности в технике изонить. К
    изображению окружности следует приступать когда у детей вырабатываются
    прочные навыки работы с углами. Величина вышитого круга зависит от длины
    хорды – линии между двумя, тремя, пяти точками. Чем короче хорда, тем больше
    внутренний круг. При правильном выполни задания на лицевой стороне рисунок
    напоминает звезду, а на изнаночной повторяет линию окружности (солнышко,
    цветок). Работая над окружностью дети должны упражняться и в выполни углов.
    Полезно предложить рисунки, в которых сочетаются углы и окружности
    (волшебные цветы).
  5. Четвёртый этап. Для составления композиций не достаточно только
    углов и окружностей, поэтому нужно научиться выполнять другие фигуры,
    которые наиболее часто встречаются в работе. Овалы, спирали, завитки и дуги
    прошиваются по тем же правилам, что и окружности, принцип вышивки тот же.
    Начинать вышивку спирали, завитка, дуги можно с любого конца нитками разного
    цвета (закладка, восьмёрка, лебедь).
  6. Заключительный этап. Составление композиций, коллективных работ,
    различных панно. (Приложение 2 – Презентация кружка
    «Волшебная ниточка»)

Спецификой занятия в кружке «Волшебная ниточка» является то, что одной теме
подчинены два взаимосвязанных занятия:

  1. По нетрадиционной технике изделия из картона, бумаги (приёмы работы по
    аппликации).
  2. По технике изонить.

Таким образом, с помощью комплексного подхода и системы использования
нетрадиционных приёмов работы с бумагой и нитью я проводила работу, в ходе
которой можно отметить положительное влияние интегрированных занятий в кружке по
изонити на развитие художественных навыков у детей.

Специальные методы и приемы, способствующие развитию творческих способностей
у детей дошкольного возраста по технике изонить и нетрадиционных приёмов с
бумагой усваиваются дошкольниками . Полученные знания, умения и навыки сумели
применить в изонити и приёмах работы по аппликации. У детей под воздействием
впечатлений от находок в приёмах изонити с последующей аппликацией появляются
оригинальные способы преобразования, нахождения соответствующих
выразительно-художественных средств, для воплощения своих замыслов в различные
художественные поделки.

Таким образом, проведение интегрированных занятий в кружке «Волшебная
ниточка» по изонити и приёмами работы по аппликации положительно влияет на
развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста и
мотивации в достижении успеха. Интегрированный подход даёт возможность развить в
единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферу личности ребёнка.

Одним из важных направлений своей работы я считаю тесное взаимодействие с
семьями воспитанников. В работе с семьёй я использую следующие формы:
— Консультации групповые, индивидуальные, например «Значение техники изонить
в развитии художественно-творческих способностей детей».
— Представление в информационные уголки для родителей материала о технике
изонить.
— Вовлечение родителей в совместное мероприятия, например проведение занятия для
родителе «Рисуем нитью по картону», выполнение коллективной работы на осеннюю
тему.
— Организация «День открытых дверей»группы , где родители могут не только
увидеть разные формы организации воспитательно-образовательного, развивающего и
оздоровительного процесса, но и быть их активными участниками.
— Организация выставок для родителей, например «Чудо нить», «Волшебные рисунки
по картону».

Такая система работы позволяет мне достигнуть следующих результатов:
— Воспитанники моей группы овладели техникой изонить.
— Повысился уровень развития мелкой моторики пальцев рук детей.
— Обогатился активный и пассивный словарь у детей.
— Развиты художественно-творческие способности у детей.

Формы подведения итогов:
— Оформление выставочного стенда в МОУ.
— Участие в районных, городских выставках и во всероссийском конкурсе.
— Выступление на педсовете, родительских собраниях, демонстрация презентации
работы кружка «Волшебная ниточка» для воспитателей, родителей.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *