Внеклассное занятие по русскому языку по теме Как Кузя Тотошку выручил. 1-й класс

  • Хохлова Ольга Дмитриевна, учитель начальных классов

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: развитие интереса к изучению русского
языка, его фонетики и орфографии.

Задачи:

  • расширять кругозор детей, обогащать словарный
    запас;
  • развивать память, логическое мышление,
    наблюдательность;
  • формировать коммуникативные компетенции
    младших школьников.

Предназначение: используется на уроке
русского языка в 1 классе после окончания
изучения «Букваря».

Оборудование — компьютер, проектор,
экран.

Комментарии: Управление слайдом — левой
кнопкой мышки.

Конспект занятия

Учитель: «Проснулось солнышко и в окошко
заглянуло. Пробралось в самый дальний уголок и
остановилось на носу маленького домовёнка
Кузьки.

Открыл Кузька глаза и сказал: «Какое чудесное
утро!» А потом испугался, вскочил: «Значит
солнце высоко в небе, утро вовсю разворачивается.
Я проспал».

— Ой, матушка родненькая, как же вышло так? Не
дело мне, домовёнку, спать допоздна, бока
отлеживать. А где Тотошка? Почему не поет, не
будит?

Побежал Кузька к петушку, а тот клюв раскрывает,
а голоса нет.

— Как же так? Где твой голос потерялся?-
спрашивает Кузька.

А Тотошка и не знает. (Слайд 2).

— Делать нечего, нужно в дорогу собираться,
выручать петушка, голос его искать.

Кого же в помощники взять? Может вы, ребята, со
мной пойдете?

I встреча. Пугало огородное. (Слайд 3 )

Вышел за околицу деревни Кузька, пошел полем. А
в поле Пугало стоит и спрашивает:

-Что, Кузя, грусть — тоску развел? Что
нерадостный?

— Да как же радоваться, коли утро проспал, хозяев
подвел, петушок не спел, и я сделать ничего не
успел. Пугало, может ты знаешь, где Тотошка свой
голос потерял?

— Слышал я звуки разные, голоса, а вот какой из
них Тотошкин, даже и не знаю. Да вы сами
послушайте. (Слайды 4 — 15)

(Детям предлагаются загадки, но в ответ нужно
назвать не отгадку, а произнести те звуки,
которые издает это животное. Выполняют по
группам.)

1 группа.

а) Голодна — мычит, сыта — жует, малым ребяткам
молоко дает. (корова) (слайды 4,5)

б) Окраской — сероватая, повадкой — вороватая,
крикунья хрипловатая — известная персона, это я
:.(ворона) (слайды 6,7)

2 группа.

а) По лужку он важно бродит, из воды сухим
выходит, носит красные ботинки, дарит мягкие
перинки. (гусь) (слайды 8, 9)

б) мордочка усатая, шубка полосатая, часто
умывается, с водой не знается. (кошка). (слайды 10,
11)

3 группа.

а) Длинна, а не нитка, зла, а не ведьма, черна, а не
ворон. (змея)

(слайды 12, 13)

б) Серый, опасный, хищный, зубастый, в лесу любит
зайцев ловить, в сказках — с лисою дружить. (волк) (слайды
14, 15)

Пугало: » Ну что, Кузя, услышал ты голос
Тотошки?» (слайд 16)

Кузя: «А вы, ребята, услышали? Я — нет.
Придется дальше идти искать».

Учитель: Чьи голоса, ребята, мы услышали? А что
мы произносили? (неречевые звуки)

II встреча. Гласные — согласные. (слайд 17)

Дети (заранее подготовленные) читают
стихотворение.

Мы — не буквы, мы — звуки речи.
Изучает фонетика нас.
Мы — не буквы, мы — звуки речи.
Произносят и слышат нас.
Звук не можем мы увидеть
И не можем в руки взять.
Озорного невидимку можем ухом различать.
А ещё произносить,
Но не трогать и носить.

Кузя: «Это куда же мы попали?»

Звуки: «В царство фонетики».

(разыгрывается диалог между детьми)

Гласные: «Мы важнее! Без нас никто рта не
откроет!»

Согласные: «Ну, это ещё нужно проверить!
Попробуйте нас произнести, чтобы хоть немного не
открыть рот».

Гласные: «Пожалуйста, ммммм».

Согласные: «Кроме звука [М] есть и другие
звуки».

Гласные: «А мы все равно важнее, без нас ни
одно слово не обходится, ни один слог…»

Согласные: «Нет, мы главнее, без нас ни одно
слово не будет понятно.

Попробуйте сказать что-нибудь без нашей
помощи».

Кузя: «Ой, что это за ссора, негоже это, когда
мира нет. Ребята, кто знает песенку «В лесу
родилась елочка»? Давайте мы споем её вместе, но
слова у всех буду разные. (слайд 18)

  • 1 группа: «АААААААА, УУУУУУУ».
  • 2 группа: «ЫЫЫЫЫЫЫЫ, ОООООООО».
  • 3 группа: «КККККККККККК, ППППППП».

(дети пробуют петь)

Кузя:

У кого совсем не получилось? Почему? (ответы
детей)

— А кому понятно, о чем мы пели? Почему? (ответы
детей)

— Вот, ребята, нужно всем жить вместе и не
ссориться. А вы догадались, кто это перед нами? (версии
детей)

(Звуки продолжают ссориться.) (Слайд 19).

Гласные:

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать,
И в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.

Согласные:

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Но не хочется им петь.
С-с-с-с- змеиный слышен свист.
Ш-ш-ш-ш — шуршит опавший лист.
Р-р-р-р-р — моторы тарахтят.
Ж-ж-ж-ж-ж — шмели в саду жужжат.

Кузя: «Что нам делать? Как же быть? Как нам
звуки помирить? (Слайд 20).

(Находит около елочки конверт, там задания). (Слайд
21).


1 группа2 группа 3 группа
___с___ л___гл ____к ___кл ____
л ____ с ___з ___рн ____ш ___р ____
п ___р ___дв ___т ___рк ___зл ____к

На доске задание: (слайд 22)

Пл_л п_ р_чк_ с_р_й г_сь, п_т_шк_ ск_ з_л:

— Н_ тр_сь!

Кузя: «Кто же главный? (ответы детей)
Дружно должны жить гласные и согласные, чтобы мы
могли говорить и понимать друг друга».

— Ура! Я нашел! Я кусочек голоса петушка нашел!

— А вы, ребята, увидели? (КУ)

— Спасибо, звуки, до свидания. (Слайд 23)

III встреча. Птички — буковки.

Кузя: «Что — то я проголодался. Нужно
подкрепиться».

Сел он на пенек, достал свою горбушку хлеба.
Увидел птичек. «Идите, угощайтесь, небось уже
давно хлеба не ели».

Птичка: «Спасибо, Кузя, а почему ты грустный
такой? У ж не случилось ли что? (Слайд 24)

Кузя: » Да, Тотошка наш голос потерял, я пошел
искать, но пока нашел только КУ. Может быть, вы
что-то знаете?»

Птичка: «Нужно тебе с нами пойти, к нашим
подружкам буковкам, может они знают. Но нужно
через реку перебраться? Сможешь?

Кузя: «Пойдем, ребята?»

Пошли все к реке. А река разлилась, в море
превратилась.

Кузя: » Как мне на то берег перебраться? Лодки
у меня нет, плавать я не умею.

Вынырнула рыбка с конвертом, а там совет: «Преврати
море в реку» (Слайд 24)

(на доске задание)(Слайд 25)

МОРЕ — (горе -гора пора -поза —лоза — луза — лука — рука) — РЕКА.

Словарь.

  • Горе — сильная печаль, несчастье. Нас постигло
    большое горе.
  • Гора — сильно возвышенная местность, большой
    холм. Кататься с горы.
  • Пора — время, период, срок. Осенняя пора.
  • Поза — положение, принимаемое человеческим
    телом. Живописная поза.
  • Лоза — гибкий длинный стебель некоторых
    кустарников. Виноградная лоза.
  • Луза — отверстие с подвешенным к нему сетчатым
    мешочком по краю бильярдного стола. Положить шар
    в лузу.
  • Лука — изгиб, кривизна чего-нибудь. Лука
    дороги.
  • Рука — одна из двух верхних конечностей
    человека, от плеча до конца пальцев. Кисть руки.
  • Река — поток, огромное количество чего — либо.
    Судоходная река.

Кузя: «Спасибо, ребята, я один бы не
справился.

(дети должны увидеть еще 2 слога РЕ — КА,
если не увидят, то обыграть этот момент)

— Ура! Почти всё нашёл! (Слайд 26)

Учитель: «Ребята, что нашел Кузя?, Чему он
так радуется?»

— Что ещё осталось?

Учитель: » Кто заметил, какого слога не
хватает?» (КУ).

— Река, конечно, глубокая, но не море все же. Как
же перебраться?

(Слайд 27)

Вынырнула рыбка с конвертом: карточки со
словами:

ХОР, КОН, УГОЛ, ШЕСТ, МОЛ, МЕЛ.

— Что же мне с этим делать? Как это мне поможет? (Слайд
27)

(Ребята должны догадаться, превратить слова
при помощи Ь, обнаружить слово МЕЛЬ, если не
догадаются, то птичка в клюве принесет Ь, может
это поможет. Если после этого не догадаются, то
Кузя «поманипулирует» этой буквой и словами,
чтобы направить мысль детей).

— Превращаем слова, какая группа быстрее
справиться, та и получает больше очков (1 за
каждое слово). (Слайд 28)

— Река большая, где же МЕЛЬ, в каком месте? (Слайд
29)

Задание: расставить слова по алфавиту.

(кон, мел, мол, угол, шест)

Где слово мель, там и можно перейти
речку. (Слайды 30, 31)

IV встреча. Лешик ( внук Лешего и друг Кузи).

Кузя: «Ау -А-у!! Лешик! Где ты? Спрятался,
любит в прятки играть. С кем же он играет? Где он
спрятался? Найдем его! (Слайд 32)

Слова на доске: ХЛЕВ, КОСА, ЩЕЛЬ, ПОЛИСАДНИК, ЗАСЛОНКА, УКРОТИТЕЛЬ.

( отгадывают названия животных, находят
«лишнее слово»

за елью появляется Лешик). (Слайды 33, 34)

Лешик: «Кузя, я так рад тебя видеть. А что ты
такой расстроенный? Что случилось?

Кузя: «Лешик, Тотошка, петушок наш, голос
потерял. Я помогаю голосок найти. У тебя здесь
птички — буковки живут, говорят, что они словами
играют, а в них Тотошкин голос мог спрятаться.
Помоги найти».

Лешик: «Как же другу не помочь. С радостью. Эй,
птички -невелички, летите сюда скорей, несите
свои слова, поиграем. (Слайд 35)

1 группа.2 группа3 группа
БОЛЬДОМБЫК

(Кто больше составит слов, меняя только одну
букву, тот получает больше очков).

Группы представляют свою работу.

Кузя: «Нашли голос? Нет (расстроенный,). Вот
уже и день прошел, ночь наступает, пора домой
возвращаться ,а я так и не нашёл голос петушка.
Что же я ему скажу?

Лешик: » Не печалься, Кузя, Утро вечера
мудренее. Иди домой, не грусти. А завтра мы поищем
голос петушка. А чтобы домой быстрее добраться,
нужно сыграть в игру «Наоборот». Ты сразу
кажешься дома.

На доске слова: ЛЁН, ЛЕЙ, ЛЮК. Нужно
прочитать их наоборот.

(ребята должны увидеть буквосочетание КУ, если
не заметят, обыграть поиск)

V. Возвращение домой.

Кузя: «Тотошка! Тотошка! Я нашёл твой голос,
вот он: КУ-КА-РЕ-КУ!!! Ну, давай, пой, провожай
солнышко!

Молчит Тотошка, Будто воды в тор набрал. Что-то
не получилось.(Слайды 39, 40)

Летит птичка, принесла листочек — на нем шарада:

«С глухим согласным наливаюсь в поле

Со звонким — сам звеню я на раздолье».

Отгадывается шарада. Чья группа быстрее.

Кузя: «Я понял, Тотошка клевал зерно, да
подавился одним. Нужно водички попить, скорее,
уже солнышко садится.

Попил Тотошка водички, взлетел на забор и запел
звонко. Голову свою вверх задрал, хвост распушил,
крыльями машет, кукарекает пуще прежнего.

А Кузя его нахваливает:

— Ах, Тотошка, ах, миленький, как поёшь хорошо.

— Спасибо тебе, Кузя, — говорит Тотошка, — без тебя
бы у меня ничего не получилось.

Кузя: «Спасибо, ребятам, они мне очень
помогали, я бы один ничего не сделал».

VI. Рефлексия.

Учитель: Ребята, чему мы сегодня научились на
уроке?

Что вам больше всего понравилось на уроке?

Используемые источники:

1.Татьяна Александрова «Как домовенок Кузька
всех выручил» Изд.»Стрекоза — Пресс», 2001 г.

2. Е.Н. Арсенина «Внеклассные мероприятия в
начальной школе», Изд. «Учитель», Волгоград, 2005
г.

3. О.В. Зайцева «На досуге» , Ярославль —
«Академия развития», 1997 г.

4. О.Е. Жиренко, Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина «Учим
русский с увлечением», «5 за знания»,
Москва, 2005 г.

Слайд 1 картинка http://cs4362.userapi.com/u138099992/-14/x_d234583c.jpg

Слайд 2 , картинка http://img.labirint.ru/images/comments_pic/0846/01lab5km21226445872.jpg

Слайд 3 картинка Кузя http://i061.radikal.ru/0904/d9/01c913e4c447t.jpg

Слайд 3, 16, 40 ,42 картинка Пугало http://s001.radikal.ru/i194/1011/12/8e118c9baeec.jpg

Слайд 5 , картинка коровы http://i03.fsimg.ru/1/tlog_box/1751/1751276.jpg

Слайд 7 картинка вороны http://cs10365.vkontakte.ru/u2119405/-14/x_7244f468.jpg

Слайд 23 картинка Кузя http://tommerce.gorod.tomsk.ru/uploads/37592/1251186232/image007.jpg

Слайд 5 , 7 , 9, 11, 13, 15, 18, 21, 22, 30, Кузя картинка http://www.proshkolu.ru/content/media/pic/std/2000000/1815000/1814948-8407ce37a458988e.png

Слайд 9, картинка гусь http://cs952.vkontakte.ru/u26585886/142209641/x_f43
a3f94.jpg

Слайд 13, картинка змея http://mobini.pl/upload/files/127/920/240/728/806/325_small_snake_and_green_clover_123.jpg

Слайд 15, картинка волк http://st.gdefon.ru/wallpapers_original/wallpapers/72335_volk_trava_vzglyad_1920x1200_(www.GdeFon.ru).jpg

Слайд 11, картинка кот http://i1.i.ua/prikol/pic/0/9/408190_391546.jpg

Слайд 18, 20, картинка елка http://files.geometria.ru/pics/original/18623696.jpg

Слайд 22, картинка гусь http://yves.marsal.free.fr/atoutgifs/animaux/canard03.gif

Слайд 24, картинка с Кузей http://www.planetaskazok.ru/images/stories/aleksandrova/kuzika_i_vrag/20.jpg

Слайд 24, картинка рыбки http://img848.imageshack.us/img848/3994/654338.gif

Слайд 25, 28, 30, 35, 41, птички http://justclickit.ru/other/bird.php?str=16

Слайд 25, картинка море http://img1.loadtr.com/b-416810-hareketli_deniz_sahil.gif

Слайд 26, 27 ,29, 31, картинка река http://resim.manzara.gen.tr/manzara-resimleri-301-800×600.jpg

Слайд 27, 29 ,31 картинка Кузя http://s48.radikal.ru/i122/0906/05/e1cb50473dect.jpg

Слайд 32, 34, 36, картинка лес, http://bitimpex.en.ecplaza.net/main.jpg

Слайд 36, картинка Лешик http://www.planetaskazok.ru/images/stories/aleksandrova/kuzika_i_sunduchok/11.jpg

Слайд 40 картинка Кузя http://i061.radikal.ru/0904/d9/01c913e4c447t.jpg

Слайд 4 , 6, 8, 10, 12, 14, 20, 25, 28, 32, 33, 34, 36,37,41 Кузя, Лешик-
картинки
http://www.planetaskazok.ru/images/stories/aleksandrova/kuzika_i_sunduchok/09.jpg

Слайд 42, колос, http://www.smbeer.ru/images/kolos2.gif

Слайд 43, картинка http://www.planetaskazok.ru/images/stories/aleksandrova/puteshestvie_kuziki/02.jpg

Слайд 43, петушок http://www.hercocuk.org/images/articles/3719.gif

Слайд 27, картинка рыбки http://photobucket.com/albums/pp236/Keefers_/Keefers%20Graphics/angelfish90.gif

Слайд 25. звук прибоя http://zvuki-tut.narod2.ru//shum_priboya/Priboi.mp3

Львенок http://img-fotki.yandex.ru/get/4405/81939623.5c/0_8f089_1331532c_XL

Лиса http://rf.foto.radikal.ru/0709/c9/bf2b9876c919t.jpg

Оса — http://img535.imageshack.us/img535/3827/bee1jb.jpg

Слоник — http://img-fotki.yandex.ru/get/4410/119528728.a2c/0_9613c_a5b4da89_XL

Крот — http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/73/717/73717258_0055.gif

корова мычит http://zvuki-tut.narod2.ru/michanie_korovi/Mychanie_korovy.mp3

Ворона каркает — http://zvuki-tut.narod2.ru/vorona_soroka_karkaet/Vorona.mp3

Гуси гогочут — http://zvuki-tut.narod2.ru/gusi_gagochut/Gusi_gagochut.mp3

Мяуканье кошки — http://zvuki-tut.narod2.ru/myaukane/Myaukane.mp3

Змея шипит — http://zvuki-tut.narod2.ru/zmeya_kobra/Zmeya_shipit_kobra.mp3

Волк воет — http://zvuki-tut.narod2.ru/volk/Volk_voet.mp3

Петух кричит — http://zvuki-tut.narod2.ru/petuh_krichit/Petuh_krichit.mp3

В лесу родилась елочка — http://b-track.ru/song/5595/


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *