Устройство и социальная адаптация детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях

  • Ежова Надежда Васильевна, заместитель директора по ВР, учитель истории

Слайд №1 В последние годы проблема сиротства
в России стала чрезвычайно актуальной:
происходит неуклонный рост числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей.

Слайд №2Он связан с падением социального
престижа семьи, ее материальными и жилищными
трудностями, увеличением внебрачной
рождаемости, снижением стабильности брака,
изменением социального состава сиротства,
увеличением среды сирот детей со сложными,
комплексными видами отклонений, различными
формами задержки психического развития,
гиперактивностью, с трудностями в обучении и
поведении, склонностью к бродяжничеству,
девиантному поведению.

Слайд №3 Растет «скрытое» социальное
сиротство, обусловленное ухудшением отношения в
семьях к детям, вплоть до их полного вытеснения
из них. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения
тот факт, что развитие ребенка, утратившего
семью, идет по особому пути.

Слайд №4У него формируются специфические
черты личности: отчужденность от мира взрослых,
негативизм, неспособность к самоутверждению в
труде, неумение планировать свою деятельность,
инфантилизм.

Слайд №5 Альтернативной формой воспитания
детей-сирот является замещающая семья.
Замещающая семья в отношении приемного ребенка
выполняет многообразные функции (развивающую,
обучающую, воспитывающую, социализирующую,
реабилитирующую) и призвана решать задачи
восполнения недостатка его эмоциональной,
сенсорной, социальной информации, ликвидации его
отставания в развитии от сверстников.

Интеграция ребенка-сироты в замещающую семью
порождает множество проблем. Практически все
проблемы возникают на этапе адаптации ребенка к
условиям замещающей семьи .

Слайд №6 Адаптация — в широком смысле —
приспособление к окружающим условиям.
Социальная адаптация ребенка-сироты к условиям
замещающей семьи затрудняется тем, что,
во-первых, ребенок уже имеет сформированный
стиль поведения, свои взгляды и ценности,
во-вторых, замещающая семья как система имеет
свои границы, ценности, нормы и правила поведения
в семье, которые уже устоялись, в-третьих,
негативное отношение социального окружения к
детям-сиротам и в итоге к замещающей семье, что
тоже затрудняет процесс социальной адаптации
ребенка и семьи друг к другу.

Слайд №7 Администрация школы проводит
определенную работа по защите прав и интересов
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей.

Замещающая семья передает ребенку жизненный
опыт, которым он может руководствоваться на
протяжении всей своей жизни. Школа реализует
образовательные программы, а также проводит
работу по профориентации и
психолого-педагогическим вопросам.

Слайд №8 Инспектор по охране детства на
основе собранной информации о ребенке
составляет учетную карточку, индивидуальную
программу сопровождения, предусматривает
оказание помощи детям из замещающих семей при
решении наиболее актуальных вопросов, посещает
детей на дому, проводит беседы с опекунами и
приемными родителями.

Слайд №9 Профессиональное сопровождение
замещающей семьи включает в себя:

— регулярный контакт с семьей и ребенком;

— анализ процесса адаптации ребенка в семье;

— оказание помощи и поддержки семье в сложных,
кризисных ситуациях;

— консультирование по запросу;

— мониторинг развития ребенка.

Слайд №10 В школе 2 ребенка находятся под
опекой и 3воспитываются в приемной семье.

Слайд №11 Приёмная семья образуется на
основании договора между приемным родителем и
органом опеки и попечительства. На воспитание
передается ребенок на срок, указанный в договоре.

Слайд №12 Приемная семья Бобровых
воспитывается троих детей. У каждого из них своя
грустная история, все они разного возраста, с
разными характерами и попали в семью в разное
время и в разном возрасте. Но, не смотря на такое
отличие, всех их любят одинаково.

Слайд №13 Приёмные родители стараются
помочь детям встать на ноги, быть
жизнеспособными и жизнерадостными, учат их
строить отношения с людьми. Катя Фабрис пришла к
нам в 4 класс, была замкнутым и обособленным
ребенком, программный материал усваивала слабо.

Слайд №14 Каждый день учитель начальных
классов Терешкина Т.С. своей добротой и любовью
старалась смягчить в ребенке всё плохое, что она
уже получила от жизни и научить хорошему.
Ежедневно проводились дополнительные занятия по
основным предметам. Кате была оказана помощь и
психологом школы. И наша Катюша растаяла, сейчас
она учится в 8 классе, хорошистка, участница всех
классных и школьных мероприятий.

Слайд №15 В этом учебном году стали
первоклассниками еще 2 детей из приемной семьи
Бобровых. Каждую перемену Катя старается уделить
внимание своим братьям.

Слайд №16 Вопросы охраны детства
рассматриваются на заседаниях педагогического
совета, на совещаниях при директоре, на
родительских собраниях и заседаниях
общешкольного родительского комитета.

Постоянно поддерживаем связь с опекунами и
приемными родителями. Деньги, полученные на
детей, расходуются по назначению. В семьях
благополучная обстановка, осуществляется за
детьми контроль, дети окружены заботой и
вниманием.

Слайд №17 Летом дети отдыхали в
оздоровительном лагере «Радуга» при школе , а
Усачева Люда и Кулагин Денис — учащиеся
кадетского класса по профилю МЧС- в палаточном
лагере «Патриот».

В 2011-2012 учебном году все дети заняты в кружках,
За прошедший учебный год дети, находящиеся под
опекой, занятия в школе без уважительной причины
не пропускали.

Слайд №18 Таким образом, в семьях для
приемных детей созданы все необходимые условия
для общего развития, коррекции недостатков,
реабилитации . Во взаимоотношениях замещающих
родителей и их неродных детей превалируют
чуткость, доброжелательность, искренность,
уважение к личности, бережное отношение к
ребенку, терпимость к его неудачам и
нежелательному поведению, справедливость,
любовь и забота. Самая трудная работа — это
работа с людьми, а работа с детьми, обиженными
судьбой или родителями в самом начале жизни,
требует особого душевного таланта.

Презентация.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *