Урок русского языка в 5-м классе по теме Род имени существительного

  • Кем Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы

Цели и задачи: формирование знаний и умений:

  1. знать о принадлежности имени существительного
    к одному из трёх родов,
  2. определять род имени существительного,
  3. согласовывать прилагательные и глаголы
    прошедшего времени с именами существительными;
  4. научить применять свои знания в необычной
    учебной ситуации;
  5. подкорректировать, углубить и закрепить знания
    учащихся за счёт привлечения занимательного
    материала.

Оборудование: плакат “Космическая
морфология”, фрагмент из мультфильма,
путеводные листы, реквизит для инсценировки,
аудиозаписи…

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Слово учителя.

Велико слов в языке – сотни тысяч! А если
прибавить к ним все формы рода, числа, падежа, то
получится неисчислимое количество.

Как разобраться и управиться с такой армией
слов и их форм?

К счастью, есть у слов строгий командир –
МОРФОЛОГИЯ.

Подаст, к примеру, команду: “Части речи,
становитесь!” — вмиг все слова построятся в
чёткие ряды. А если подаст команду:
“Самостоятельные части речи, стройтесь”…

— Кто окажется в ряду?

/Ответы учащихся/

III. Разминка.

— Ребята, давайте вспомним, на какие разряды
делятся существительные?

Задания.

1) Записать слова и определить разряд
/одушевлённые и неодушевлённые/

Карандаш, золото, дерево, человек, велосипед,
девочка, отец /взаимопроверка/

2) Работа с предложением

На севере диком стоит одиноко на голой вершине
сосна.

-выразительно прочитать;
-выделить существительные;
-произвести синтаксический разбор

IV. Тема.

Мы продолжаем путешествие по “Вселенной”
русского языка.

Сегодня нам предстоит отправиться на планету
“Существительное”, где действующим лицом будет
род.

На планете мы должны повторить сведения о роде
и исследовать: “Зачем существительному род? И
нужен ли он вообще”?

/Свет выключается, звучит музыка, на экране:
звёздное небо, космический корабль, планеты…/

Итак! Мы с вами на планете. Жители этой планеты
тесно контактируют с планетами
“Прилагательное”, “Местоимение”, “Глагол”,
“Числительное”.

Существительное указывает на предмет.

-А Прилагательное? Глагол?..
-Зачем существительному род?
-А как вы определили? К какой планете обратились?
-Давайте обратимся к роду…

Инсценировка.

-Уважаемый род, вы здесь?

/род появляется/

-Зачем вы нужны имени существительному?

Род.

-А разве есть хоть одно существительное без
Рода?

Без меня существительное не сможет обозначать
предмет, т.е. перестанет быть существительным.
Стоит какой-нибудь падежной форме “сбежать” и
лишиться Рода, как она тотчас же превращается в
наречие: Было бегом, да стало бегом.

И всегда, как только выделяется или создаётся
новый предмет, его обозначают именем
существительным в одной из форм рода…

Ребята, я обращаюсь к вам за помощью…

На нашу планету напало полчище разбойников,
которые хотят уничтожить нас. Спасти, помочь нам
можете только вы /читает письмо, отдает программу
спасения/

V. Учащиеся отправляются на планету
“Существительное” /музыка…/

Операция спасения /класс разбит на экипажи/

-Чтобы спасти планету, род, мы должны
попрактиковаться, выполнить некоторые операции
для оптимального способа спасения.

Набрать нужно определённую сумму баллов.

Итак, я представляю Программу спасения.

1. Главным источником знаний будет у нас учебник
/стр. , №…/

Задание:

а) слова, взятые в скобки, должны раскрыть и
поставить в прошедшее время;
б) выделить окончания /командиры экипажей
проверяют/

2. Задание “Оцени себя сам”

— Вставить пропущенную орфограмму и определить
разряд имен существительных /самооценка/

3. Девиз следующей работы: “Мысли правильно и
быстро”

Задание: разбор словосочетания

4. Программированное задание, самое
ответственное, от него многое будет зависеть:
Спасете ли вы планету?

/В таблицу необходимо занести цифры,
соответствующие словам…/


Мужской родЖенский родСредний род
1,6,10,113,4,7,122,5,8,9

1.Рояль
2.Полотенце
3.Простыня
4.Конфета
5.Солнце
6.Корабль
7.Фамилия
8.Село
9.Впечатление
10.Путь
11.Тюль
12.Радость

VI. Подведение итогов.

— Командиры, пожалуйста, сдайте свои
контрольные листы с результатами.

VII. Возвращение на Землю. /Музыка…/

— Мы возвратились на Землю, и теперь должны
приготовить отчёт под девизом: “Повторение –
мать учения”
— Повторим, когда пишется мягкий знак на конце
шипящих у существительных
— Подумайте, как можно назвать одним словом:

1) Час суток, от вечера до утра /ночь/
2) Маленький ребёнок /малыш/
3) Человек с высшим образованием, который лечит
больных /врач/
4) Суп со свёклой /борщ/
5) Растение из молотых зёрен /у доски –
учащийся, класс проверяет и оценивает/

VIII. Итоги.

IX. Домашнее задание.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *