Урок по теме Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. 5-й класс

  • Фоломкина Вера Геннадьевна, учитель математики

Цели:

Образовательные.

  • систематизация знаний по темам: «Обыкновенные дроби», «Сравнение обыкновенных дробей»;
  • повторение и закрепление приобретённых знаний.

Развивающие.

  • расширение кругозора знаний учащихся;
  • развитие приёмов умственной деятельности, памяти, внимания;
  • повышение интереса к предмету.

Воспитательные.

  • воспитание ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе;
  • чувство ответственности за качество и результат выполняемой работы.

Тип урока. Урок развития умений и навыков.

Организационные формы общения: фронтальная, индивидуальная,

Структура урока.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение и обобщение изученного материала:
    а) ролевая игра
    б) устная работа
    в) дидактическая игра
  3. Подготовительная работа.
  4. Изучение нового материала.
  5. Работа с новым материалом:
    а) работа с учебником
    б) самостоятельная работа
  6. Подведение итогов.
  7. Домашнее задание.
  8. Выставление оценок.

Ход урока

1. Организационный момент.

а)

Ровно встали, тихо сели.
Головами повертели,
Очень сладко потянулись
И друг другу улыбнулись.
Громко прозвенел звонок-
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.

б) Ребята, покажите карточку с каким настроением вы сегодня пришли на урок.

Ребята показываем карточку!

2. Повторение и обобщение изученного материала.

а) Игра «Расскажи мне обо мне»

(На карточках дроби, дайте характеристику каждой из дробей).

; ;; (Карточки с дробями на доске)

— Назовите первую дробь.

Ответ: ;

— Как называется число 3?

Ответ: числитель.

— Как называется число 7?

Ответ: знаменатель.

— Что вы можете сказать о этой дроби?

Ответ: правильная.

— А почему она правильная?

Ответ: потому что числитель меньше знаменателя.

— Назовите вторую дробь.

Ответ: ;

— Что показывает знаменатель?

Ответ: 7-на сколько долей делят.

— Что показывает числитель?

Ответ: 8- сколько таких долей взято.

— Какая это дробь?

Ответ: неправильная.

— А почему она неправильная?

Ответ: потому что знаменатель больше числителя.

— Назовите третью дробь

Ответ: ;

— Чему она равна?

Ответ: 1.

— Какая эта дробь?

Ответ: неправильная.

— Почему она неправильная?

Ответ: потому что числитель равен знаменателю.

б) Какую операцию с обыкновенными дробями мы умеем выполнять? (Ответ: сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.)

Как сравнить дроби? (Ответ: Из двух обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями меньше та, у которой меньше числитель и больше та, у которой больше числитель.)

Задание. На доске на координатном луче отмечены дроби:

;;;

-Запишите неравенства двух дробей с одинаковыми знаменателями:

Ответы:

 

  

 

 

  

 

 

  

 

(1 ряд)

 (2 ряд)

 (3 ряд)

1 ряд. Запишите неравенства двух дробей с одинаковыми знаменателями -4

2 ряд. Запишите неравенства двух дробей с одинаковыми знаменателями-12

3 ряд. Запишите неравенства двух дробей с одинаковыми знаменателями-3

в) Дидактическая игра «Какое число лишнее?» (на доске записи чисел)

 (лишним является число 13, так как оно натуральное, а остальные дробные)

 ( больше 1)

 (, так как это правильная дробь, это число меньше 1)

3. Подготовительная работа

(Используем готовые чертежи, выполненные на карточках для учащихся и на доске)

Задание. Заштрихуйте одну из частей каждой фигуры. Определите какая часть фигуры закрашены

( 1

— Сколько ещё частей нужно заштриховать, чтобы-

а). На первом рисунке было закрашено  фигуры?

б). На втором рисунке было закрашено  фигуры?

в). На третьем рисунке было закрашено  фигуры?

С помощью какого действия можно это записать? Ответ: сложение

Какая часть каждого из рисунков осталось не закрашено?

а) Заштрихуйте оставшуюся часть первого рисунка. Определите, какая часть рисунка закрашена.

Запишите это с помощью математических символов.

б) Заштрихуйте оставшуюся часть второго рисунка. Какая часть рисунка закрашена?

в) На третьем рисунке закрашено 5 долей. Заштрихуйте ещё 2 доли. Сколько долей стало закрашено на рисунке? (7долей)

Какая часть рисунка закрашена? (

— мы рассмотрели примеры сложения дробей с одинаковыми знаменателями, это является темой урока.

( на доске и в тетрадях) Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

4. Новая тема.

Задача 1. В первый день Ваня прочитал части книги, во второй  части.

Какую часть книги прочёл Ваня?

 

Ответ:

— Сформулируйте правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями. (Ответ: при сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляют тот же)

Задача 2. За первый час обеда деда Шер съел  части пирога, который испекла баба Капа, а за второй час на  меньше. Сколько пирога съел деда Шер за второй час обеда?

(Ответ:  части съел во 2 час обеда)

Сколько пирога съел деда Шер за 2 часа?

(Ответ: , за 2 часа съел весь пирог.)

— Сформулируйте правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. (Ответ: при вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же.)

Запишите эти правила с помощью букв.

 

 (запись на доске)

5. Физ. минутка.

Вы на славу потрудились
И немного утомились.

-Буратино потянулся,  —  — выше голова
Раз нагнулся – два нагнулся. —  — руки шире
Руки в стороны развёл, —  — тихо сесть
Ключик видно не нашёл. —  — лень отбросим
Чтобы ключик
Тот достать,
Надо на носочки встать.

6. Закрепление.

1. Работа по учебнику

а) №980  

Ответ: кг масса салата

б) №983  

Ответ:  гвоздей получила вторая бригада

в) Даны дроби:

Найди сумму и разность тех дробей, которые ты умеешь складывать и вычитать.

(Ответ:

 

;

;

.

7. Самостоятельная работа.

Работа по рядам.

Выполните действия. Проверяя , учащихся поочерёдно выходят к доске и выбирают правильные ответы записанные карточке. Подклеивают их под картиной, читают полученное слово.

1 ряд.

2 ряд.

3 ряд.

;

;

 ;

 

  

 

;

 

 

;

 

 

;

 

 ;

;

  

  

;

;

;

 Д

Е

К

А

 Б

Р

Ь

Я

Н

В

А

Р

Ь

.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

Ребята открывают рисунок с изображением зимнего пейзажа и рассказывают о том, что означает название каждого месяца.

Декабрь – древнерусское название месяца «студень» — за длительную стужу, «лютень» — лютует морозная пора. В обиходе было название декабрю «зазимник»- зиму начинает.

Январь – В древней Руси название этому месяцу было «просинец», прибавлялся день. Светлели и постепенно синели зимние небеса. Другое название – «сечень»: по Народному календарю он находится посредине зимы и как бы рассекает её на две части.

Февраль — В прошлом февраль назывался «снежнем» за глубокие снега, «лютым»- за свои морозы, «межнем»- он являлся календарной межой зимы и весны. Февраль последний месяц зимы. Наступала пора подготовки к весенним работам.

8. Подведение итогов.

В виде отгадывания кроссворда.

Плакат с изображением кроссворда на доске, учитель говорит задание, дети отвечают и записывают слово.

Вопросы:

  1. Действие, при котором числители складывают, а знаменатель оставляют тот же? (сложение)
  2. математическая операция, при которой из двух дробей выбирают большую или меньшую? (сравнение)
  3. Действие, при котором из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же? (вычитание)
  4. Дроби, у которых числитель больше знаменателя? (неправильная)
  5. Дроби, у которых числитель меньше знаменателя?(правильная)
  6. С какими дробями мы сегодня работали? (обыкновенные)

9. Оценки.

-Ребята, с каким настроением вы уходите с урока? ( карточки показывают)

10. Домашнее задание. №1013, №1015(а, в, д, ж.)

11. Резерв.№ 1023 (а) Тест для тех, кто работает быстрее.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *