Урок по истории России. 8-й класс.Тема: Отечественная война 1812 г.

  • Адволодкина Ирина Михайловна, учитель истории и обществознания

Цели урока:

  • рассказать о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер;
  • воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа;
  • развивать навыки работы с документами, с картой, умения определять и объяснять понятия, сравнивать.

Оборудование урока: Карта «Отечественная война 1812 г.», картина «Совет в Филях»

План урока:

  1. Вторжение Наполеона в Россию.
  2. Бородинское сражение.
  3. Совет в Филях и оставление Москвы.
  4. Отступление и гибель «Великой армии».

Словарная работа:

  • партизаны
  • народное ополчение
  • флеши
  • редут
  • батарея
  • фураж

Ход урока:

  1. Рассказ учителя о создании французской армии, армии «Двунадесять языков».
  2. Работа с учебником (стр. 24-25). Задание: Определить цели и причины начала войны 1812 г.
  3. Работа по таблице. Задание: Сравните данные таблицы «Военно-экономический потенциал России и Франции». Сделайте вывод. (Презентация. Слайд № 1.)
  4. Работа с картой. Показать расположение русских войск и объяснить их расположение.
  5. Беседа с учащимися по вопросам:
      • Глядя на расположение русской армии, предположите, какую тактику мог предпринять Наполеон?
      • Какую тактику ведения войны могли предпринять россияне, зная о троекратном численном превосходстве армии Наполеона?
      • Назовите и покажите место соединения 1 и 2 русской армии.
  1. Работа по схеме. Задание: Раскрыть замысел Наполеона. (Презентация. Слайд №2).
  2. Рассказ о Смоленском сражении. Работа по карте. О назначении Кутузова главнокомандующим русской армии.
  3. Работа с документами по группам (3 группы. См. приложение). Документ № 1, 2, 3.
  4. Схема Бородинское сражение. Сравнительная характеристика вооруженных сил в битве. Диаграмма. (Презентация. Слайд № 3).
  5. Работа по картине «Совет в Филях». Работа с документом «Совет в Филях». Беседа с учащимися по вопросам:
      • Какова была главная цель военного совета в Филях?
      • Какое решение было принято на нем?
      • Каковы были причины принятия этого решения?
      • Какой предстала Москва перед французскими войсками?
      • В чем причины недовольства Наполеона?
      • На что надеялся Наполеон, подойдя к Москве?
  1. Подведение итога. Отступление Наполеона из Москвы. Чтение стихотворения А.С. Пушкина:

Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Не терпеливому герою.

  1. Словарная работа: Объяснение слов партизаны, ополчение.
  2. Знакомство учащихся с биографией партизан. (Д.В. Давыдов, А.С.Фигнер, А.Н. Сеславин, В. Кожина). (Презентация. Слайд № 4).
  3. Работа с картой: показать Тарутино, Малоярославец, путь отступления французской армии.
  4. Работа с документами. (Отступление французской армии) по группам. Документ № 4, 5, 6.
  5. Беседа с учащимися по вопросам.
    • Что осложняло отступление французов?
    • Почему французы испытывали большие трудности с продовольствием?
    • Как Наполеону удалось переправиться через реку Березину?
    • Как вы понимаете слова русского воина «война прекратилась за неимением сражающихся?
  6. Подведение итогов. (Презентация. Слайд № 5).

Кутузову после оставления Москвы удалось добиться главного:

  • Дождаться подкрепления;
  • Заставить французскую армию отступать по уже разоренной ею смоленской дороге.
    6 декабря император Наполеон был в Париже.
    6 января 1813 г. – Александр I подписал манифест об окончании Отечественной войны.
  1. Домашнее задание: § 4, записать в тетрадях «Значение Отечественной войны 1812 года».

Литература:

  1. Преподавание истории в школе №10, 2004 г.
  2. Преподавание истории в школе №2, 2006 г.
  3. Б. Асварши, Г. Вилинбахов Отечественная война 1812 г. в картинах Петера Хесса «искусство» Ленинградское отделение 1984
  4. Рабочая тетрадь «Россия в I пол. XIX в.» А.Самсонов, НПО «Школа», Москва
  5. М. Брагин «В грозную пору 1812 г.» Издательство «Малыш» 1984
  6. Е.В. Колганова, И.В. Сумакова Поурочные разработки по истории XIX в., Москва «Вако» 2004

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *