Урок окружающего мира по теме Твердые, жидкие и газообразные тела. 1-й класс

  • Кротова Надежда Викторовна, учитель начальных классов

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с тремя состояниями веществ и их свойствами. Научить выделять и описывать признаки предметов.
  2. Развивать умения использовать свой опыт наблюдения и на этой основе делать выводы.
  3. Развивать творческие способности.
  4. Развивать мышление, память, речь.
  5. Воспитывать взаимопонимание, сотрудничество.
  6. Воспитывать потребность участвовать в творческой деятельности.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Используемые учебники и учебные пособия: А.А. Вахрушев «Окружающий мир» 1 класс, рабочая тетрадь.

Используемое оборудование:

Демонстрационное:компьютер, проектор, экран, стаканы, вода, кубики, шприц, салфетка, духи

Раздаточное: 3 стакана на каждую парту, вода, деревянные кубики, воздушные шары

Используемые ЦОР: Конспект урока, презентация к уроку

Краткое описание: урок проходит с применение исследовательской деятельности, через опыты, которые проделывают сами учащиеся совместно с учителем

Ход урока

Деятельность учителя
слайда
Предполагаемая деятельность учеников
I. Организационный момент. Создание психологической комфортности. «Подари улыбку»
– Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Улыбнёмся гостям, теперь друг – другу с улыбкой передайте теплоту своего сердца.
– Я надеюсь, хорошее настроение не покинет вас в течение всего урока.
– И так, сегодня на уроке мы продолжим разгадывать тайны природы.

слайд 1

II. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
Для того чтобы разгадать секреты природы, мы проведем исследовательскую работу. На время наш класс станет лабораторией, а мы – лаборантами.
– Что такое лаборатория, и кто такие лаборанты. (по словарю С.И.Ожегова)
– Но чтобы начать проводить различные опыты, давайте ознакомимся с правилами поведения в лаборатории. Каждый из лаборантов их должен выполнять:
1. Внимательно слушать старшего лаборанта;
2. Не шуметь, не мешать друг другу;
3. Выполнять все задания.
слайд 2

слайд 3

Лаборатория – учреждение, где проводятся опыты, исследования. Лаборант – сотрудник лаборатории.
Проговаривают правила
III. Исследовательская работа.
– Уважаемые лаборанты, у вас на столах 3 стакана.
– Что в первом стакане?
– Потрогайте его, что почувствовали, какой он на ощупь?
– Кто знает, как в физике называют твердые предметы, которые нас окружают? Посмотрите на доску и узнайте это. Их принято называть – твёрдыми телами ( на доске запись твёрдые тела
Назовите твёрдые тела на слайде. Найдите твёрдые тела в нашей лаборатории.

слайд 4


Деревянный кубик
– Твердый
Предположение
– Что находится во втором стакане?
– Какая она на ощупь? А как назвать воду по-другому? Узнайте это почитав на доске.(на доске запись жидкости . Значит вода– это жидкость.
Уважаемые лаборанты, что вы ещё можете назвать – жидкостью?
слайд 5– вода
– жидкая

Чай, кофе, молоко и т.д.

 А что вы видите в третьем стакане?
– В третьем стакане спрятался невидимка. Отгадайте.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем..

Дыхательная гимнастика.

Встаньте.
Давайте проверим, как проходит воздух через нос и грудь (дети делают глубокий вдох) . «Сдуем» пушинку с ладошки. Что вы почувствовали?
– Можно ли воздух назвать твёрдым телом?
– Можно ли воздух назвать жидкостью?

– Тогда что это? Узнайте это прочитав на доске. Сравним ваш ответ с ответом на доске. (на доске появляется запись газы )
– Кто поинтересовался у родителей, какие бывают газы?
– Как вы думаете. О чём пойдёт речь на уроке?



слайд 6

-воздух

Ветер нет нет

– Тема нашего урока: « Твердые тела, жидкости, газы.»

IV. Постановка проблемной ситуации.
А кто знает, какими свойствами обладают твёрдые тела, жидкости, газы?
Давайте поведём исследование и это выясним.
Предположения детей.
V. Совместное открытие нового материала
1 ОПЫТ. – Возьмите кубик, попробуйте изменить его форму? А придать форму круга?
– Какой вывод можно сделать из этого? Проверим себя.
Твердые тела

не изменяют
форму

слайд 7

Дети выполняют задание учителя.
– нет, он не сжимается
Изменить форму нельзя
б) Жидкость
Можно ли изменить форму жидкости? Мнения разошлись .Проведём исследование и выясним, кто же прав?
– У меня в руках стакан с водой. Перельём эту воду в колбу? Что заметили? А затем в пробирку. Что заметили?
Какое открытие можно сделать? Давайте проверим себя.
Жидкость

изменяет
форму

слайд 8

Дети высказывают свои предположения.
– Вода принимает форму того сосуда, куда её перелили, а значит не имеет постоянной формы.
в) Газ.
Надуйте шарик. (2-3 ученика надувают разные по форме шарики)
Как вы думаете, газ заполняет весь шарик или только его часть?
– Какую форму приобрёл газ в шарике?
– А какую форму имеет воздух в стакане?
–Какой вывод можно сделать после проведённых опытов? ( Учитель брызгает туалетной водой.)
Что вы почувствовали? Как вы думаете, почему вы ощутили запах, ведь духи распылялись только у доски? Узнайте об этом , прочитав свойство на доске.
Газ имеет свойство заполнять всё пространство.
газ

Заполняет всё пространство

слайд 9

– Весь шарик.
– Форму шарика.
– Форму стакана.

– Газ не имеет постоянной формы.
Запах
Предположение детей

– Какое открытие мы сделали после проведённых опытов?

Давайте сравним своё открытие с выводом из учебника. Откроем учебник, верхний абзац.
(стр. 35 учебника). А о свойствах газа мы найдём на с.36, 3 абзац. Прочитаем первое и последнее предложение
Физминутка «Снежинка»

слайд 10 Твёрдые тела имеют постоянную форму, а жидкости и газы – нет. Они принимают форму сосуда, в котором находятся. У газов есть ещё одно замечательное свойство. Он заполняет собой всю комнату.
VI. Первичное закрепление.
Самостоятельная работа в тетрадях (с. 50) задание 1.
Откройте все тетради на с.50 задание 1.
– Посмотри на рисунок. Прозрачная жидкость заполняет невидимые сосуды. Угадай, в какие сосуды её налили. Соедините . Сравните. Поставьте «+», если задание выполнено, верно.
– Какое свойство жидкости мы используем для решения этой задачи?
Слайд 11Самопроверка по образцу учителя

Жидкость не имеет формы.

2 опыт – Как вы думаете, можно ли сжать твёрдые тела, жидкости, газ? Проведём исследование.Высказывания детей
а) Попробуйте сжать твёрдое тело. Удалось это сделать? Какой можно сделать вывод?– Нет, значит, твёрдые тела не сжимаются.
б) А можно ли сжать жидкость? Наберём в шприц без иглы воду и попробуем сдвинуть поршень, закрыв пальцем отверстие для иглы.т.е. сжать
– Удалось ли сжать жидкость?( выполняет учитель с учениками)
– Нет, значит, жидкость не сжимается.
б) – А можно ли сжать газ? Проведём похожий опыт, только вместо воды в шприце будет находиться воздух.
– Сжимаем шприц с газом.( Работа в парах)
–Что происходит?

– Выполняют ученики.
Газ сжимается.
– Какое открытие мы сделали после проведённых опытов?
Давайте сравним своё открытие с выводом из учебника. Откроем учебник ,нижний абзац. (стр. 35 учебника)
слайд 12– Жидкость и твёрдые тела нельзя сжать. А вот воздух можно сжать, как и любой газ.
VII. Физкультминутка «Бабочка».
VIII. Постановка проблемы.
– Посмотрите на схему.
Что происходит с водой?
ЛЁД——-– ВОДА———– ПАР
Дома вы поводили исследования. Кто хочет поделиться своим открытием?

слайд 13
Предположения детей.
IX. Открытие новых знаний.
1 ребенок рассказывает о превращении воды в лед, используя свою презентацию.
– Какой вывод модно сделать из этого опыта?
слайд 14-18

Превращение воды в лёд (твердое тело)
Вывод: вода при охлаждении из жидкости превращается в твёрдое тело-лед.
2 ребёнок рассказывает о превращении воды в пар, используя свою презентацию.
– Какой вывод модно сделать из этого опыта?
слайд 19-23

Вывод: вода при нагревании становится газом-паром.
X. Первичное закрепление знаний.
– Благодаря своим «превращениям» вода может путешествовать. Попробуйте об этом рассказать, используя изображения на зкране. Вот послушайте:
Однажды в тёплый день в озере отдыхала вода. Ярко светило солнышко. Вода разнежилась, нагрелась от жары и превратилась в прозрачный пар. Он был таким лёгким, что быстро унесся в холодную высь и там превратился в белое облачко. Ветер носил облака по небу и собирал их в тучки. Наконец, тучкам стало так тесно, что они стали толкаться, грохотать и метать молнии. От обиды них потекли слёзы, которые люди называли дождем. Дождь падал на землю, собирались ручейки и бежали в реки, озёра. Так вода оказалась опять дома. А в следующий жаркий день эта история повторилась с самого начала.
слайд 24


XI. Итог урока. Рефлексия.

Работа в группах.

Каждая группа получила карточки. Прочитайте высказывания. Если вы с ним согласны рядом поставьте «+», если нет

«– ».

А теперь посмотрите на доску, и проверти себя.

Твёрдые тела не сохраняют форму.
Жидкости не сохраняют форму.+
Газ можно сжать.+
Твёрдые тела не сжимаются.+
Жидкости сжимаются.

Уважаемые лаборанты, вы все хорошо поработали, сделали много открытий. На этом наша лаборатория заканчивает работу. Большое спасибо за помощь.

А теперь откройте свои дневники, оцените себя за работу.

XII. Домашнее задание (творческое).

– Ребята скажите, а кому захотелось быть лаборантом? Кто из вас желает продолжить исследовательскую работу?

Вместе с родителями срезать 3 веточки с почками. Одну из них поставить в холодильник, другую в тепло без воды, третью в тепло в воду. Вести наблюдения.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *