Урок окружающего мира по теме Моя малая родина

  • Худякова Римма Павловна, воспитатель

Маленькая родина все равно большая,
Ведь она одна единственная.
Ж. Ренар

Моя малая Родина: У каждого человека она своя,
но для всех является той путеводной звездой,
которая на протяжении жизни определяет очень
многое, если не сказать — все!

С ранних лет формируются первые представления
об окружающем мире, и происходит это прежде всего
через ознакомления с традициями социокультурной
среды — местными историко-культурными,
национальными, географическими природными
особенностями региона. Ведь известно, что именно
дошкольный возраст — это важнейший период
становления личности, когда закладываются
предпосылки гражданских качеств, развиваются
представления о человеке, обществе, культуре.

Почему мы остановились именно на этой теме?

Во-первых, в последнее время чрезвычайно
актуальной стала проблема патриотического
воспитания детей. Россия переживает один из не
простых исторических периодов. За последние годы
в стране произошли большие перемены. В период
нестабильности в обществе возникает
необходимость вернуться к лучшим традициям
нашего народа, к его вековым корням, к таким
вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Во-вторых, в самые последние годы наука стала
возвращаться к проблеме патриотического
воспитания. Стали появляться исследования по
воспитанию патриотических чувств. В дошкольной
педагогике стали изучаться вопросы основ
гражданственности (Е.А.Казаева), краеведение, как
средство патриотического воспитания
(Л.А.Кондрыкинская). В современных исследованиях
прослеживается возвращение к идеям К.Д.Ушинского
— народность, приобщение к национальному, как
базе патриотического воспитания. К.Д. Ушинский
отмечал, что «воспитание если оно не хочет быть
бессильным, должно быть народным»

В.А.Сухомлинский утверждал, что «детство —
каждодневное открытие мира и, поэтому надо
делать так, чтобы оно стало, прежде всего,
познанием человека и Отечества, их красоты и
величия»

Базовым этапом формирования у детей любви к
Родине является накопление ими социального
опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в
нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение
к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается
с любви к своей малой родине — месту, где родился
человек.

В-третьих, любой край, где бы человек не жил,
неповторим. У каждого места на земле есть своя
история. Мариинский район имеет богатую историю,
которую должны знать наши дети. За последние годы
наш край преобразился: стали чистыми и нарядными
улицы, появились новые парки, стали
благоустраиваться дворы и детские площадки,
появилось много новых зеленых насаждений и
разнообразных красиво оформленных цветущих
клумб. Мы стремимся к тому, чтобы наши
воспитанники увидели красоту родного края,
преобразования, происходящие в нем каждый год,
гордились своей малой родиной.

В-четвертых, работая по программе, которая
включает в себя разделы краеведческого и
народного характера. Наши наблюдения и некоторые
результаты диагностики показывают, что дети не
знают название села, в котором живут, а если и
знают, то говорят с безразличием. Нам хочется
вызвать у воспитанников чувство восхищения
своей родиной, гордости за нее.

В своей деятельности мы опираемся на
государственную программу «Дошкольнику — об
истории и культуре России» Г.Н.Данилиной, на
труды А.В.Алешиной «Ознакомление дошкольников с
окружающей и социальной действительностью»,
«Знакомим дошкольников с родным городом», а
также на идеи В.А.Сухомлинского, отраженные в его
книге «Родина в сердце».

Дошкольное детство — яркий период жизни
человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно,
светлый образ матери, тепло семейного очага. Но
есть еще и историческая память поколений. И нам
хочется передать ее частички детям, наполнив их
сердца негаснущим светом народной культуры,
знанием традиций и истории своего родного края,
его настоящей жизни.

Знакомясь с родным селом, его
достопримечательностями, ребенок учится
осознавать себя живущим в определенный
временной период, в определенных этнокультурных
условиях и в то же время приобщаться к богатствам
национальной и мировой культуры.

Обращаясь к словам В.А.Сухомлинского: «В
сознании каждого человека на всю жизнь
запечатлеваются воспоминания детства, навсегда
сохраняются воспринятые в детские годы яркие
картины, образы». Нам хочется, что бы впечатления
детства у детей стали истоками любви к родному
краю и к людям, живущим в нем, истоками
патриотических чувств.

Основная идея заключается в формировании у
детей старшего дошкольного возраста системных
знаний по истории и культуре родного края,
воспитании чувства любви к своей малой родине,
гордости за нее.

Из выше указанного следует, что в воспитании
дошкольников наиболее приоритетным
направлением остается патриотическое и
гражданское воспитание. Программа по которой я
работаю, позволяет этот процесс сделать
интересным, увлекательным, полезным и
способствует привлечению родителей к
педагогической деятельности.

Цель педагогической работы — воспитание у
детей старшей группы любви к родному краю, его
истории и культуре. краю, его истории и культуре.

Для достижения данной цели определены
следующие задачи:

  • развивать у детей эмоционально — ценностное
    отношение к своей малой родине
  • формировать интерес каждого дошкольника к
    настоящему и прошлому края, умение видеть
    историю вокруг себя (в домах, в названиях улиц и
    т.д.), воспитывать уважение и гордость
  • познакомить детей с культурным наследием
    родного края
  • предоставить возможность дошкольникам
    почувствовать себя маленькими селянами,
    участниками жизни села
  • просвещать молодых родителей через детей,
    оказывать личный пример своим детям, приобщая их
    посильно беречь и приумножать богатство родного
    края.

В процессе изучения данной темы ребята должны
овладеть определенным кругом знаний. Умений и
навыков.

К концу года ребенок мог:

  1. Знать название села в котором живет
  2. Безошибочно покажет герб Мариинска
  3. Знает название многих улицей села объяснит в
    честь кого они названы.
  4. Называет главные объекты села и основные
    профессии людей этих предприятий.
  5. Умеет отличать архитектурные сооружения
    прошлых времен от современных построек.
  6. Расскажет о земляках, прославивших наш край.
  7. Знает название областного центра и герб
    Кемеровской области.

Была разработана диагностическая карта и
разработаны критерии к ней (см. приложение 1).

Именно эти критерии заставили меня более
подробно остановиться на данной теме. Два года
назад, перед началом работы над этой темой я
провела анкетирование среди родителей (см
приложение 5).

Результаты анкетирования показали, что на
начало 2020- 2011 учебного года

1 ребенок — 14% имел высокий уровень

4 ребенка — 58% имели средний уровень

2 ребенка — 28% имели низкий уровень

Программа М.А.Васильевой в старшей группе по
ознакомлению с окружающим миром составлена по 4
разделам. А так как патриотическое воспитание
является приоритетным направлением в моей
деятельности, то на раздел «Родная страна» я
выделила 12 часов в год, ежемесячно проводя 1-2
занятия.

Процесс воспитания — процесс не прерывный и
основывается на взаимодействий нескольких
компонентов. Планируя работу по патриотическому
воспитанию я выделила 3 направления это:

  • работа с детьми
  • работа с родителями
  • работа с социумом

Работа с детьми.

Разнообразные формы занятий позволяют сделать
занятия интересными. Но работа с детьми это не
только умело спланированное и проведенное
занятие это еще и общее в неформальной
обстановке, во время прогулок, в процессе
игрового времени. Я в своей деятельности
использую следующие формы работы экскурсии —
живые впечатления;

Согласно поговорке «Лучше один раз увидеть,
чем сто раз услышать».

Строим работу с дошкольниками в форме
путешествий по родному селу. Путешествия по
неизвестным ранее и уже знакомым детям местам,
любуясь красотой, узнавая много нового, учась
беречь и любить свою малую родину.

Вот некоторые из них

  • целевая прогулка по близлежащим улицам села
  • экскурсия к зданию школы на праздник «День
    знаний»
  • экскурсия в библиотеку
  • пешеходная прогулка по площади у Дома культуры
  • возложение цветов к памятнику погибшим воинам
  • экскурсия в мини музей.

Тематика этих экскурсий может быть различий (см
приложение 8). Все прогулки и экскурсии я
старалась организовать в определенной
последовательности, действуя по принципу от
простого к сложному, от знакомого к неизвестному
Путешествие началось с территории детского сада.
Мы рассматривали здание детского сада, его
особенности. Старались выяснить, почему они
находятся в таком плачевном состоянии, как
сделать так, чтобы не разрушилось то, что еще
осталось для игр, кто поддерживает чистоту на
территории, для чего это делается:

Эти детские высказывания вызывают улыбки, но
ведь на самом деле не столь важно, можно ли
осуществить в жизни, то, что предлагали дети, а
главное, что они не остались равнодушными и
пытались изменить к лучшему. Следующее наше
путешествие было к жилому дому, который
находится рядом с детским салом. Мы выяснили, кто
сделал этот дом, для кого, из чего он сделан,
сколько в нем этажей, каков его внутреннее
устройство. Очень понравилась детям целевая
прогулка на детскую площадку на территории
школы. Воспитанники с восторгом рассматривали
спортивные сооружения, красиво и с фантазией
оформленные клумбы. Мы беседовали ,о правилах
поведения выясняли, сколько труда вложено в
строительство этого места отдыха, учились ценить
и уважать чужой труд, конечно же, любовались этой
красотой, от которого село стало еще краше.
Целевые прогулки к Дому культуры, в библиотеку, в
школу помогли рассмотреть здания социального
назначения, познакомиться с рядом различных
профессий. В библиотеке мы не только рассмотрели
само здание, но и посетили краеведческий мини
музей, где дети знакомились с бытом селян в
прошлом, они рассматривали утюги, скалки,
сундуки, старинную одежду и другое. Мы побывали у
памятника воинам-освободителям. Я рассказала
своим воспитанникам для чего сюда приходят люди,
старалась с помощью своих эмоций, своего
отношения дать детям возможность почувствовать
состояние людей, приходящих сюда. Дети
внимательно слушали, задавали вопросы, возлагали
цветы. Перед многими экскурсиями, чтобы они были
доступны детям я проводила предварительную
работу, например «Что такое музей?». После
путешествия по селу я с детьми создавала
схематические планы-карты посещаемых мест для
того, чтобы развивать умение ориентироваться в
ближайшем окружении игры для закрепления
знаний и впечатлений.

Игра — наиболее естественный и радостный вид
деятельности, именно играя дети могут лучше
усвоить материал, закрепить его. Особенно
эффективными являются дидактические игры.
Например Д/и «Узнай, где я сейчас нахожусь», д\и
«Разложи и назови правильно рода войск», д/и
«Разбитая картинка», д/и «Узнай герб Мариинска
среди других и др.»

Особое место в совей работе я уделяю беседам,
которые можно проводить как с одними детьми, так
и совместно с родителями, как индивидуальные, так
и групповые. Беседы не обязательно часть занятия.
Это может быть как самостоятельная форма работы.
(см Приложение 2)

Путешествия по родному селу на занятиях.

Свои путешествия по селу продолжить на
занятиях, которые взаимосвязаны с экскурсиями,
дополняют и обогащают их. Чтобы правильно
дозировать познавательный материал,
предлагаемый детям, я проводила занятия в
определенной последовательности: настоящее
села, село в прошлом, район в котором мы живем. На
первом занятии мы путешествовали по знакомым
детям родным местам, выяснили значение слова
«родной», «Родина». Следующим было путешествие
в историческое прошлое нашего села. Занятия по
этой теме вызывали некоторую трудность, так как
наглядного материала не было, чтобы преподнести
знания доступно, интересно совместно с
родителями мы собрали небольшую коллекцию
фоторепортажей, из которых и были изготовлены
наглядные пособия.

Просвещение родителей через детей.

Формирование патриотических чувств у детей
невозможно без установления тесной связи с
семьей. Отчасти эту работу можно провести через
детей.

Организация современных творческих домашних
заданий как: придумывание и изображение герба
своей семьи, изготовление макета своей улицы,
сбор материала о родном крае, выращивание
комнатных цветов для групп. Все это объединяет
родителей детей, обогащает общение между ними и
добавит радость. Кроме этого я провела для
родителей консультации на тему «Семейный
маршрут выходного дня», родительское собрание в
форме устного журнала «Учим детей знать, любить
и беречь свой край (см приложение 6), выставку
родительских увлечений. В результате совместная
работы с родителями помогла закрепить знания
детей о родном крае, папы и мамы стали главными
помощниками в организации экскурсий, в решении
проблем по благоустройству детского сада и
двора. Родители старались стать для своих детей
примером отношения к своему селу, месту, где
живешь. Это была одна из главных задач, которую я
ставила перед собой, работая с родителями моих
воспитанников.

Год кропотливой работы принес свои результаты.
По тем же диагностическим картам было проведено
тестирование на конец года. 100% детей называют
село в котором живут, смогут найти изображение
герба города Мариинска в окружении
действительности 86%, 14 испытывают затруднения,
осмысленно об истории возникновения родного
села рассказывают 55% детей, 28% знают историю села,
но допускают неточности, 14% не могут сообщить
никакой информации. 72% детей имею хорошие знания
о микрорайонах и улицах села, у 28% это вызывает
небольшие затруднения. 72% детей называю
промышленные объекты родного села, 14% дополняют
свой рассказ из своих личных наблюдений, а 14%
детей знают только место работы родителей.
Хорошо знакомы с памятниками села 54%, 36% допускают
ошибки и 10% не могут ни показать, ни назвать. О
знаменитых земляках села рассказывают 58% , 28%
допускают ошибки и 14% не могут назвать знаменитых
людей. Эмоционально расскажут о
достопримечательностях села 58% детей, 48% покажут
на фотографиях.

Вывод:

В итоге уровень следующий

  • 43% детей имеют прочные знания о родном селе
  • 43% допускают неточности
  • 14% (1 ребенок) имеют очень слабые знания в связи с
    стоянием здоровья, но эмоциональный отклик на
    увиденное и услышанное о родном селе в
    большинстве случаев у ребенка наблюдается.

Таким образом, предложенные мною методы, формы
и приемы педагогической деятельности имеют
положительные результаты. И в дальнейшем я буду
работать в этом направлении не останавливаясь на
достигнутом.

Наша страна много растеряла за последние
десятилетия. Но не время винить кого-то за то, что
светлое оказалось черном, что превозносились
материальные ценности в ущерб духовным, что
создавался культ насилия и разврата, что слово
«Родина» стало чуть ли — не ироничным.

И время «разбрасывания камней» прошло,
наступило новое время «собирание камней» —
единения всего российского народа под флагом
национальной идеи возрождения Великой Державы,
создания гражданско-правового общества,
возвеличивание исконно российских нравственных
качеств: миролюбия, жертвенности, патриотизма.

Нам все еще есть чем гордиться, и, опираясь на
ценностные сбережения, мы можем обеспечить
продвижение вперед к цивилизованному обществу.
Мы твердо убеждены, что только в единстве и
взаимодействии семьи, всех социальных
институтов и государства можно достигнуть
благополучия страны, высокой нравственности и
культуры общества, полноценного патриотического
сознания народа. Будем смотреть вперед и строить
вместе свою жизнь — такую, какая она нужна
каждому и всей и всей все еще Великой Державе. А
построить такую жизнь смогут лишь граждане —
патриоты России. Заботясь о воспитании
патриотов, мы заботимся о будущем народа и всей
страны нашей.

Сегодняшние дошколята — это будущие строители,
инженеры, рабочие, служащие, депутаты,
руководители. Какими они вырастут? Будут ли
гордиться своей страной, станут ли преумножать
ее богатства и заботиться о ее процветании? Все
зависит от нас — воспитывающих взрослых. И наш
успех зависит от решения задач первостепенной
важности.

Список используемой и рекомендуемой
литературы:

  1. Закон Российской федерации «Об образовании».
  2. Научно-практический журнал «Управление
    образовательным учреждением» №1, 2005г., стр. 79, 16, 24.
  3. Подпрограмма МО РФ государственной программы
    «патриотическое воспитание граждан Российской
    федерации на 2006-2010 гг.»
  4. Васильевой М.А. Программа воспитания и обучения
    в детском саду Москва Мозаик — Синтез 2007 год.
  5. Жариков А. Д. Растите детей патриотами. М., 1980.
  6. Жуковская Р.И.. Родной край. М.: Просвещение, 1990.
  7. Картушина М.Ю. День победы. М., 2003.
  8. Комратова Н.Г.. Мир, в котором я живу. М.:
    Творческий центр «Сфера»,2006г.
  9. Комратова Н. Г. Патриотическое воспитание детей
    4-6 лет. М., 2007.
  10. Мулько И.Ф.. Социально — нравственное
    воспитание детей 5-7 лет. М.: Творческий центр
    «Сфера», 2006г.
  11. С чего начинается Родина? Под ред. Л. А.
    Кондрыкинской. М., 2005.

Приложения.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *