Урок литературного чтения. И.С. Никитин. Весна в степи 3-й класс

  • Емцева Юлия Ивановна, учитель начальных классов

Цели урока:

  • познакомить детей с творчеством И.С.Никитина; расширить литературный
    кругозор школьников за счет произведений русской классической литературы (XIX
    века);
  • совершенствовать умение понимать основное настроение лирического
    произведения; углублять первичные представления об основных выразительных
    средствах литературы и их роли в художественном произведении; формировать
    умение выразительно читать стихотворные тексты;
  • развивать воссоздающее воображение, умение рисовать словесные картины
    через развитие речи;
  • воспитывать любовь к родной природе и русской словесности.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

“Вхождение” в тему урока. “Слушаем тишину”.

Детям предлагается закрыть глаза и послушать тишину: в коридоре, в
классе, на улице. Затем выясняется, кто что услышал.

Учитель: Один из секретов общения гласит: умей слушать и слышать слова
другого человека, и ты узнаешь много нового!

1. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем учиться слушать, слышать и понимать
поэзию великого русского поэта И.С.Никитина.

2. Рисование по первичному восприятию. И.С.Никитин “Весна в степи”.

Тихо звучит музыка, учитель читает отрывок, которого нет в учебнике. Дети
слушают с закрытыми глазами.

Учитель: Ребята, тот образ степи, который возник у вас при
прослушивании, изобразите в рисунках на листочках.

Учитель: Какой вы представили Никитинскую степь? Какое настроение
вызвало у вас это описание? Какие чувства вы испытали при прослушивании?
Молодцы, ребята!

Такая она и на ваших рисунках.

3. Работа над образами стихотворения.

Учитель: А теперь откройте учебник на стр. 40.

Прочтите тот отрывок, который дан у вас жужжащим чтением и подготовьтесь к
чтению вслух.

– Чтение отрывка стихотворения учащимися по 4 строчки.

Учитель: Какие новые образы, кроме Степи, появились в произведении?
(Весна, Автор-поэт).

– Работа в парах.

Учитель: Найдите и запишите слова и выражения, характеризующие каждый
поэтический образ. К чему призывает И.С.Никитин “степь широкую”? (Работа в
карточках, где уже записаны названия поэтических образов).

Степь

– широкая

– безлюдная

– смотрит пасмурно

Весна

– голубой шатер ясного неба

– золотой венец красного солнц

– бархат земли

– жемчуг росы

Автор

– пробудись

– уберись

– изукрась

– посмотри

Проверка выполнения задания на доске.

Учитель: К кому обращается автор? Если в 1 отрывке Никитин сравнивает
степь с мертвецом, то какой он хочет видеть ее сейчас? Как называется этот
прием? (олицетворение). Изменилось ли настроение? А чувства вы испытываете те
же? Почему?

Учитель: Как вы понимаете выражение “Уберись в цветы”? Замените глагол
другими словами, близкими по значению.

Учитель: “Пробудись!” В прямом или переносном значении употребляется это
слово? Можно ли назвать его образным? Какие еще образные слова использовал
И.С.Никитин в этом стихотворении?

Учитель: “Созови гостей”. Кого может пригласить Степь “праздновать весну”?

Физкультминутка “Голоса родной степи”. (Приложение 1)

5. Работа над выразительным чтением отрывка.

А) Составление партитуры – коллективно. Пунктуационные знаки вы видите в
тексте, а смысловые и логические мы расставим вместе. Для этого обратимся к
составлению ПАРТИТУРЫ к стихотворению. Слово “партитура” итальянского
происхождения обозначает нотную запись многоголосного музыкального произведения.
Но мы не музыканты, поэтому будем писать не нотами, а определенными знаками.

Б ) Отработка выразительного чтения.

6. Эпизоды жизни и творчества И.С.Никитина. (Слайды)
Приложение

Учитель: Чтобы лучше понять всю глубину произведения мы должны узнать
больше о самом поэте.

– Истоки грустной Никитинской интонации берут начало в самой биографии поэта.
Иван Саввич Никитин (1824–1861) родился в г. Воронеже в семье мелкого торговца.
Безрадостными были его детство и юность. Он сам рассказал об этом в
стихотворении “С суровой долею я рано подружился…”

“Но все, что грязного, есть в жизни самой бедной, –
И горе, и разгул, кровавый пот трудов,
Порок и плач нужды, оборванной и бледной,
Я видел вкруг себя с младенческих годов”.

Он рано пристрастился к чтению. Когда летними ночами убегал к старику –
дворнику слушать сказки, полюбил природу. Она не только спасала юношу от тяжелой
действительности, но и пробуждала дремавшую в нем потребность творчества. Пейзаж
у Никитина мы ощущаем физически, он создается живыми, сочными мазками, его легко
перенести на холст живописца. При своей внешней простоте, Никитинские строчки
достаточно насыщены энергией образов. Никитин не раз называл природу своим
другом и наставником, даже величал высоким титулом матери. Действительно,
природа заменила ему и материнскую ласку, и советы учителей.

7. Сравнение степи в рисунках.

Учитель: А теперь я попрошу вас дорисовать свои рисунки, вдохнув в них
жизнь, добавив новые образы из отрывка. Изменилось ли настроение вашей работы?
Какая степь сейчас?

Состояние души И.С.Никитина, его поэтический замысел вам удалось услышать,
понять и передать в рисунках.

8. Рефлексия. “Состояние моей души”.

Учитель: Постарайтесь на лесенке показать состояние своей души.

Дети выходят к доске и ставят на одну из ступенек фигурку магнитного
человечка.

III. Домашнее задание.

Зажигаю свечу и лист бумаги. Лист горит ярко, но быстро сгорает, а свеча
горит не так ярко, но зато долго. Пожалуйста, напишите дома сочинение на тему
“Два огня”, в котором вы опишите свои ощущения от урока и поэзии И.С.Никитина.

Приложение 2


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *