Урок этики по теме Общение. 7-й класс

  • Билюшова Оксана Георгиевна, учитель

Цель: коррекция взаимоотношений учеников, их
агрессивного поведения; нежелательных черт
характера; снижение напряжения, коррекция
эмоционально-личностной сферы.

Ход занятия

1. Добрый день! Как у вас дела? Всё ли в порядке?

Сегодня на занятии мы поговорим о
взаимоотношениях и общении друг с другом. Чтобы
вы быстрее настроились на разговор, я предлагаю
сыграть в очень интересную игру «Общение
руками».

Правила такие: только при помощи рук надо
поздороваться, попрощаться, поссориться,
помириться.

Спасибо, вы отлично справились с заданием. Мы с
вами, живя в этом мире, ежедневно вступаем в
разнообразные контакты друг с другом. И эти
контакты между людьми называются — общение.

2. Давайте подумаем: а какими способами,
используя какие средства, люди общаются друг с
другом? Я не имею в виду телефон или радио, я имею
в виду, с помощью каких действий люди выражают
свои мысли и настроение? Какие есть мнения на
этот счёт? Я буду записывать их на доске. [Слова
(речь), выражение лица (мимика), жесты, позы,
взгляды.] Молодцы. Вы назвали много разных
способов общения. Я только внесу дополнения в наш
список.

3. Способы общения:

Вербальные (слова): Невербальные (несловесные):

  • устная речь
  • интонация
  • письменная речь
  • взгляды
  • мимика
  • жесты
  • позы

4. Обратите внимание, что общение при
помощи слов носит название вербального общения,
а все остальные способы называются
невербальными.

Словами человек передаёт не всю информацию в
процессе общения. Например, если сказать: «очень
вкусно»- и при этом изобразить на лице
отвращение, то скорее поверят выражению лица, чем
словам.

5. Все отлично справились. Молодцы. А
теперь послушайте вот такую притчу: «Жила-была
ядовитая и злобная змея. Однажды она повстречала
мудреца и; поразившись его доброте, утратила свою
злобу. Мудрец посетовал ей прекратить обижать
людей, и змея решила жить по-новому, не нанося
ущерба никому. Но как только люди узнали про это,
они стали бросать в змею камни, таскать её за
хвост и издеваться над ней. Мудрец увидел, что
происходит и, выслушав жалобы змеи, сказал: «Я
просил, чтобы ты перестала причинять людям
страдания и боль, но я не говорил, чтобы ты
никогда не шипела и не отпугивала их!» Мораль: Можно
научиться противостоять злу, не причиняя зла в
ответ». Теперь закройте глаза и попытайтесь
мысленным взором увидеть, как вы выражаете свои
чувства к человеку, на которого разгневаны. Не
сдерживайте себя и делайте всё, что захочется.

Все справились? Что было легко выполнить, а что
трудно? Что понравилось, а что нет?

6. Большое спасибо всем! Вы очень
старательно работали. Давайте скажем по кругу,
что на этом занятии для вас оказалось интересным
или полезным.

7. В заключение нашего занятия
предлагаю вам домашнее задание. Я раздам вам
листы, на которых вы напишите о себе в настоящем,
о том каким хотят видеть вас взрослые, и каким вы
хотите стать. Всем понятно домашнее задание?
Тогда я с вами прощаюсь. До свидания.

Информацию, переданную с помощью невербальных
средств, можно научиться читать, понимать и
распознавать так же, как мы понимаем слова.

Вот посмотрите, это обычные книги, для детей, с
картинками. Здесь нарисованы люди или животные в
разных позах, у них разное выражение лица.
Попробуйте определить, какую информацию
выражают позы, жесты, и предложите, какие
состояния за всем этим могут скрываться.

Очень хорошо! мы с вами потренировались в
умении расшифровывать невербальную информацию.

А теперь, поиграем в быстрый круг. Каждый по
кругу должен будет продолжить предложения:
«Если я в ярости, то…»

«Если я печален, то…»

«Если я боюсь, то…»

«Если я радуюсь, то…»

«Если я обижаюсь, то…»

«Если я удивляюсь, то…»

Подумайте, как вы выражаете эти чувства и
эмоции. Что вы при этом делаете, как себя ведёте?

8. Хочу предложить вам сыграть в
следующую игру. Называется она «Хромой ведёт
слепого». Правила такие: «Хромому подвязывают
ногу верёвкой. У «слепого» Глаза завязывают
повязкой. На полу мы разбросаем обрывки газет;
стулья стоят в разных местах. Задача «хромого»
провести «слепого» так, чтобы он не натолкнулся
на препятствия. Молодцы! А теперь расскажите ваши
ощущения. Что вы чувствовали?

9. Вы уже узнали, что умение понимать
невербальные сигналы собеседника облегчает
общение (взаимопонимание).

А теперь, мы попробуем сформулировать правила
правильного общения. Вы должны перечислить эти
правила сами. Если кто — то с чем — то не согласен,
должен об этом сказать, и объяснить почему?

Примерные выводы:

— Называя собеседника по имени и глядя ему в
глаза, мы показываем своё уважение, искренность и
откровенность;

— Улыбаясь во время разговора, мы демонстрируем
своё дружелюбие и уверенность в себе.

— Давая собеседнику, возможность обсудить
важные для него темы, мы показываем свою
способность, учитывать интересы окружающих.

— Наш интерес убеждает собеседника, что мы не
равнодушны к его словам, и они не пропадают даром.

— Если мы будем оскорблять личность
собеседника, он посчитает, что мы не сможем его
понять, и решит, что разговаривать тут нечего, а
может и разозлиться — и вместо разговора будет
драка.

В окончательном виде сформулированные правила
эффективного и безопасного общения могут
выглядеть следующим образом:

  • обязательно улыбайтесь;
  • слушайте внимательно;
  • обращайтесь к собеседнику по имени;
  • смотрите ему в глаза;
  • не оскорбляйте собеседника и не давайте оценок
    его личности.

10. А сейчас давайте побеседуем на тему
«Ссора и дружба». План вопросов:

1. Что лучше — ссора или дружба? Почему?

2. Какой вред приносят ссоры?

3. каким способом помириться, если вы в ссоре?

4. Как долго можно быть в ссоре с другом?

5. Нужно ли прощать обиды? Каким образом?

6. Как правильно разобрать, кто прав, а кто
виноват?

7. Как избежать конфликтов?

8. Как вести себя в конфликтной ситуации?

9. Почему люди осуждают плохие поступки? Всё
отлично, справились.

11. И теперь, послушайте пословицы, и
попробуйте раскрыть их смысл.

— Не рой другому яму — сам в неё попадёшь;

— Кто свой гнев одолеет, тот крепок бывает;

— Гнев человеку сушит кости, крушит сердце;

— Злой человек — как уголь: если не жжёт, то
чернит;

— Что в другом не любишь, того и сам не делай;

— Деревья смотри в плодах, а людей — в делах;

— Друга ищи, а найдёшь, береги;

— Умей взять, умей, и дать;

— Сам не ест и другим не даёт.

Отлично. Все вы поняли смысл этих пословиц. Не
забывайте об этом. Это очень важно.

12. Большое спасибо всем. А теперь
каждый, по кругу, должен сказать своему соседу
справа: «Мне хочется тебе сказать…» и
высказывает своё мнение о последнем занятии. Я с
вами прощаюсь.

До свидания.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *