Учебный кабинет географии: методические рекомендации по оснащению в соответствии с современными направлениями модернизации общего образования

  • Смирнова Татьяна Геннадьевна, учитель биологии и географии

Созданный нами в школе кабинет географии –
это творческая мастерская для совместной
деятельности учащихся и учителя, где учтена
специфика предмета, собраны карты и
картографические пособия, натуральные объекты,
приборы для проведения наблюдений и измерений на
местности, а также используются достижения
новейших информационных технологий обучения.

C целью создания оптимальных условий для
совместной творческой деятельности учителя и
учащихся в предметном учебном кабинете
необходимо иметь учебное оборудование,
учебно-методические комплексы, комплекты
средств обучения, соответствующие требованиям
стандарта образования и образовательной
программы.

Современное оснащение кабинета должно
позволять использовать новые интерактивные
средства обучения географии —электронные
мультимедиаучебники и программно-методические
комплексы.

Условия работы в кабинете должны
соответствовать требованиям
санитарно-гигиенических норм: размещение
ученических столов в кабинете, состояние мебели,
освещенность, эстетика оформления кабинета в
едином стиле.

Большое значение имеет правильно оформленная документация
кабинета
: положение о кабинете; приказ об
открытии учебного кабинета по предмету и его
функционировании для обеспечения качественного
выполнения образовательной программы; приказ о
назначении заведующего кабинетом,
акт-разрешение на проведение учебных занятий;
правила пользования учебным кабинетом; правила
техники безопасности работы_ в кабинете
(вывешиваются в кабинете для ознакомления);
расписание занятости кабинета в учебное и
внеурочное время; планы работы кружков,
факультативов (программы); журнал учета
использования учителями-предметниками и
учащимися материалов кабинета; паспорт кабинета
с указанием имеющихся в нем мебели и
оборудования, технических средств обучения,
перечень наглядных пособий, приборов,
дидактических материалов, перечень-каталог кино-
и видеоматериалов, перечень-каталог медиатеки
учебного кабинета; анализ работы кабинета;
план работы кабинета на текущий учебный год и
перспективный план развития кабинета; правила
пользования кабинетом учащимися вывешиваются в
кабинете для ознакомления); постоянные и
временные экспозиции (вывешиваются в кабинете).

Нормативное, научно-методическое
обеспечение деятельности учителя-предметника

включает: Закон РФ «Об образовании»; Сборник
нормативных документов; Федеральный компонент
государственного образовательного стандарта;
Федеральный базисный учебный план и примерные
учебные планы, примерные программы;
гигиенические требования к условиям обучения в
общеобразовательных учреждений (СанПин 2.4.2.1178-02);
методическое письмо о преподавании учебного
предмета; программы по географии для
общеобразовательных учреждений; рабочие
программы или календарно-тематическое
планирование по всем курсам географии и всем
используемым УМК; материалы по самообразованию
учителя; разработки (конспекты) уроков,
нестандартных уроков, уроков с использованием
ИКТ; материалы (конспекты) внеклассных
мероприятий по предмету.

Библиотечный фонд и его
систематизация: учебники и учебные пособия по
всем курсам географии; методическая литература;
научно-популярная литература по предмету;
энциклопедическая литература по предмету;
периодические издания по предмету; ЦОЭР
(электронные программы, учебники); авторские
программные продукты.

Технические средства обучения,
их систематизация: компьютер и
мультимедиапроектор или интерактивная доска;
телевизор или видеомагнитофон, магнитофон, DVD;
диапроектор, кодоскоп и т.д.

Дидактические средства обучения, их
систематизация по темам и классам, условия
хранения, быстрое извлечение из шкафов: таблицы
по всем курсам географии; портреты
ученых-географов, портреты путешественников;
карты мира, материков и океанов, карты России,
карты области; рельефные карты и модели;
географические атласы по всем разделам курса
географии; инструкции по выполнению
практических работ и других форм учебной работы
для учащихся; материалы тематического и
промежуточного контроля, разработанные
учителем; дифференцированные и разноуровневые
карточки-задания, тесты; олимпиадные задания;
рефераты и творческие работы учащихся.
Учебно-практическое и лабораторное
оборудование: теллурий или модель Солнечной
системы; школьная метеостанция или приборы для
наблюдения за погодой (термометр, гигрометр,
барометр-анероид, осадкомер, флюгер, анемометр);
оборудование для проведения практических работ
на местности и в классе: компасы ученические,
нивелир школьный, рулетка, курвиметр, угломер;
глобус Земли физический и политический М 1:30000000 и
глобусы Земли физические лабораторные М 1:50000000.
Натуральные объекты: коллекции горных пород и
минералов; коллекция полезных ископаемых
различных видов; набор раздаточных образцов к
коллекции горных пород и минералов; другие
коллекции; гербарии.

Электронную базу данных предметного кабинета
можно представить в виде мультимедийной
презентации с гиперссылками на документы (тесты,
практические работы, физкультминутки)

Приложение 1


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *