Тема урока: Интонация

  • Устинкина Наталья Николаевна, учитель начальных классов

Цели урока:

  1. Дать учащимся первоначальное понятие об
    интонации; учить ставить знаки в конце
    предложений в зависимости от интонации;
  2. Развивать речь, мышление, воображение учащихся;
  3. Воспитывать любовь к природе, активность на
    уроке.

Оборудование:

  • карточки со словами: интонация, тема, образ, П
    (предложение);
  • карточки с буквами слова интонация;
  • изображение джинна Фани, изображение интонации
    в виде портрета красивой сказочной девушки,
    нарисованные цветы для украшения доски,
    изображение бабочки, записи на доске, фонограмма
    спокойной приятной музыки.

Ход урока

I. Организационный момент (Доска
оформлена в виде цветочной поляны)

II. Формулирование учащимися темы и целей
урока

— Послушайте, что я вам прочитаю:

У нас гости.

— Что это? (Предложение)

— Докажите. (Ученики называют признаки
предложений)

— Над какой большой темой мы работаем на уроках
русского языка?

(Предложение)

— Что вы уже узнали о предложении?

(Дети отвечают, учитель открывает на доске
карточки с записями)

— Какая еще карточка осталась не открытой?

— Что там написано, мы узнаем сегодня на уроке.

— Чтобы узнать, как звучит тема сегодняшнего
урока, прочитайте заколдованную запись. (На доске
набор букв)

ЯИЦАНОТНИ

— Какая тема нашего урока? (Интонация)

— Как вы догадались? (Нужно прочитать слово
наоборот)

— Как звучит тема сегодняшнего урока?
(Интонация)

На доске запись:

*узнать…

*учиться:

1) ?.!

2)

3)

4)

(Узнать, что такое интонация и для чего она
нужна; учиться ставить знаки в конце предложений,
конструировать предложения, составлять
предложения из слов – связывать слова по смыслу,
грамотно записывать предложения в тетрадь).

III. Минутка чистописания

— Сегодня на уроке мы окажемся с вами на летней
полянке. А вы любите лето?

— Летом всегда много цветов, все они очень
красивые. Посмотрите на наши цветы. Какая буква в
них спряталась? (Буква О)

— С чего мы начнем урок? (С минутки чистописания)

— Запишите в тетрадях число, а на следующей
строке – строчную письменную букву о, и
превратите ее в цветок.

IV. Подготовка к восприятию нового
материала

1) Игра “Фант”

— Какая самая любимая игра у героя нашего урока —
Фани? (“Фант”)

— Что нам для игры необходимо? (Выбрать тему)

— А тему вы узнаете сами, если выполните со мной
разминку.

Физкультминутка:

Спал цветок и вот проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся,
А потом вдруг полетел!

— Кто это? (Бабочка)

— Значит, какая тема игры? (Бабочка)

Учитель помещает изображение бабочки на один
из цветов.

— И вот предложения полетели, как птицы, с ваших
язычков…(Ученики называют свои предложения)

2) Конструирование предложения

— На какую тему вы составляли предложения?

— Действительно, летом на полянке вокруг цветов
так и кружат разноцветные бабочки. А джинн Фаня
вам тоже придумал предложение про лето. Вот оно.

(Предложение записано на доске)

Какие?Как?
Растут цветы
Где?Когда?

— Но Фаня так к вам торопился, что некоторые
слова в предложении потерял. Зато он принес нам
слова-помощники. Какова будет наша цель?

(Сконструировать предложение, или дополнить
его)

Ученики по вопросам распространяют
предложение. Учитель выслушивает только готовые
предложения.

V. Изучение нового материала

1) Понятие об интонации

— Посмотрите внимательно на предложение Фани,
чего в нем не хватает?

(Знака в конце)

— От чего зависит знак в конце предложения? Вы
это знаете из уроков чтения.

(Знак зависит от интонации)

Релаксация:

— На нашей летней полянке тепло и уютно.
Закройте глаза, представьте, что вы сидите на
зеленой травке, на неё можно даже прилечь,
ложитесь. (Дети ложатся на парты, закрывают глаза,
учитель включает спокойную музыку и продолжает
говорить.)

— Если слова – это ноты, то любое предложение
чем-то похоже на песню, у него есть своя мелодия. А
у этой мелодии есть название – гордое, длинное,
музыкальное. Вот такое: интонация. Похоже на имя
королевы или принцессы из какой-нибудь сказки.
Фаня, услышав это слово, даже нарисовал портрет.
Откройте глаза, посмотрите.

Учитель показывает изображение красивой
сказочной девушки.

2) Чтение предложений с разной интонацией.

— Представьте, что вы очень обрадовались, увидев
цветы на лугу. Прочитайте предложение. Какой знак
вы поставите? (!)

— Представьте, что вам кто-то сказал о цветах, но
вы не поверили. Прочитайте. Какой знак поставите?
(?)

— Прочитайте предложение так, как будто вы
просто кому-то говорите о цветах. Какой знак
поставите в конце? (.)

— Значит, от чего зависят знаки в конце
предложения? (От интонации)

— Посмотрите, у нас было одно предложение, а
получилось целых три! И читаются они все
по-разному!

— Запишите одно предложение в тетрадь, а я вам
его прочитаю, чтобы вы могли поставить знак в
конце.

Запись: Растут цветы!

Физкультминутка

— На нашей полянке поднялся легкий ветерок:

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише…
Деревцо все выше, выше!

4) Восстановление деформированного
предложения.

_ Фаня нес вам еще одно предложение, но он так
торопился, что предложение в его портфеле
рассыпалось. Прочитайте, что осталось:

летомхорошоКак?!.

— Соберите, сами предложение, которое нес Фаня.
Действуйте по шагам:

1. Составить мысленно предложение.

2. Записать в тетрадь.

3. Поставить знак в конце.

* Проверка по шагам, чтение с нужной интонацией.

— Кому было трудно выполнять 1-й (2-й, 3-й) шаг? Кому
легко?

Почему еще остаются проблемы? (Мы впервые
работаем над этой темой)

— Чему будем учиться на следующих уроках?
(Читать предложения с нужной интонацией, ставить
знаки в конце)

VI. Домашнее задание

— Дома вы прочитаете небольшие тексты из
упражнения учебника и поставите карандашом
знаки в конце предложений.

VII. Итог урока (Звучит музыка)

— Что нового вы узнали сегодня о предложении?
Что спряталось за последней карточкой в
предложении? (Возвращаемся к схеме начала урока)

— Зачем нужно знать об интонации? (Чтоб
правильно ставить знаки в конце предложений)


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *