Технология Портфолио – ведущий показатель целостной системы оценки качества образования

  • Красноперова Татьяна Вадимовна, заместитель директора по научно-методической работе

Проблема оценки качества образования
находится сегодня в зоне повышенного внимания
всей российской общественности, государства в
целом и, конечно же, семьи. Уровень понимания
оценки качества образования для каждого из них
имеет разностороннюю направленность, что не
позволяет вынести однозначного решения. По
мнению М.М. Поташника качество образования
(КО) есть соотношение цели и результата, как
меры достижения целей при том, что цели
(результаты) заданы только операционально,
а
значит предельно конкретно и спрогнозированы в
зоне потенциального развития школьника.

Для того чтобы цель была направлена на
конкретного субъекта (ученика, педагога), а
результаты превратились в оценку их личностных
достижений, требуется создание целостной
системы организации и управления
образовательным процессом. При этом
используемое понятие “качество образования”
будет означать качество образовательного
процесса, выраженное в его результатах.

Где же можно увидеть эти результаты? Как
следует их представить, чтобы путь продвижения
по лестнице личностного роста всех субъектов
образования стал наглядным и мотивировал других
добиваться еще более высоких результатов в
учебной и профессиональной деятельности?

В последнее время происходят кардинальные
смещения акцентов в критериях качества
образования. Так, количественные и знаниевые
показатели приобретают компетентностную
направленность. В этом случае возникает
необходимость создания специальной
образовательной среды, в которой появится
возможность мотивировать субъектов на овладение
соответствующими компетенциями, а также
создания условий для деятельности,
способствующей формированию и развитию этих
компетенций. Практика показала, что в качестве
возможного и достаточно эффективного
инструмента по организации и управлению
образовательным процессом следует
рассматривать технологию “Портфолио”, с
помощью которой складывается наглядная и
целостная картина, отражающая систему оценки
качества образования (СОКО).

Этимология понятия “портфолио” имеет свою
давнюю историю и разностороннюю направленность.
Оно появилось в Западной Европе еще в ХV-XVI вв.
Архитекторы эпохи Возрождения представляли
заказчикам готовые работы и наброски своих
строительных проектов в особой папке, которую
называли “портфолио”. Документы,
представленные в этой папке, позволяли составить
впечатление о профессиональных качествах
претендента.

В настоящее время термин “портфолио”
достаточно часто применяется в финансовой
системе для обозначения состояния ценных бумаг
предприятий или частных владельцев. Если
рассматривать его шире, то можно заметить, что
оно имеет в целом обозначение всех
представленных достижений фирмы. У фотографов и
фотомоделей этот термин обозначает альбом с
фотографиями, а в повседневной жизни
“портфолио” представляют как: визитную
карточку (совокупность сведений о человеке,
конкретной организации, учреждении); досье
(собрание документов, образцов работ, фотографий
дающих представление о предлагаемых
возможностях и услугах); портфель учебных и
профессиональных достижений человека.

Таким образом, процесс постижения смыслового
значения термина “портфолио” позволил увидеть
множество различных направлений, трактовок и
характеристик, но общепринятого варианта
данного понятия пока не установлено.

Однако мы не ставим своей задачей
рассматривать портфолио во всех сферах и
областях его применения. Цель данной статьи
заключается в том, чтобы узнать глубину и
значимость сущностного значения “портфолио”
как педагогической технологии. Для этого
необходимо понять: ЧТО такое “Портфолио”? ДЛЯ
ЧЕГО и ЗАЧЕМ нужно создавать “Портфолио”? В ЧЕМ
заключается важность и значимость “Портфолио”
как технологии, образующей целостную систему
оценки качества образования в учебном заведении?
Наряду с этим также важно понять, что есть
технология “Портфолио” – банк достижений или
технология формирования системы этого банка?

Идея создания и использования портфолио в
сфере образования возникла в середине 80-х годов в
Соединенных Штатах Америки. Далее, после Америки
и Канады данная идея становится все более
популярной в Европе и Японии. Уже в начале ХХI в.
идея портфолио получает широкое распространение
и реальное практическое применение в России. Еще
совсем недавно в российском образовании
портфолио принято было рассматривать как
продукт деятельности выпускника “на выходе”
конкретной образовательной ступени, а также
степень готовности педагога к профессиональной
деятельности, представленной в “портфеле”
(“папке специалиста”).

В результате углубления в сущность понимания
термина “портфолио” было выявлено, что в
переводе с итальянского языка слово портфолио
означает “папка специалиста” или “папка с
документами”. Современное российское
образование трактует данный термин как “папку
индивидуальных достижений ученика или учителя”.
Вместе с тем “Портфолио” может рассматриваться
и как “учебный портфель”, “рабочий портфель”,
“портфель достижений”, “профессиональный
портфель” и др. Это связано с разными факторами,
обусловливающими целесообразность его создания,
а именно: цель формирования самого портфолио;
возрастная категория исполнителей участников,
которой предстоит его создать; тип и вид учебного
заведения, которое представляет свой продукт
предметного и/или профессионального образования
обществу.

В педагогической литературе отечественными
учеными также представлены различные подходы к
определению данного понятия. Согласно позиции
Е.Е.Федотовой, Т.Г.Новиковой, А.С.Прутченкова
термин “портфолио” трактуется как “учебный
портфель”, что определяет целенаправленное
собрание работ учащихся, определяющих усилия и
потенциал, развитие и достижения в одной или
нескольких образовательных областях в
соответствии с учебным планом. Следовательно,
“портфолио” – есть отчет или портфель
достижений, с помощью которого фиксируются,
накапливаются и оцениваются индивидуальные
достижения учащегося в определенный период его
обучения при определенных условиях.

Итак, в нашем понимании “Портфолио” – это
документ, представляющий результативный пакет
достижений ряда лет, который рассматривается и
принимается многими его создателями в разных
ипостасях, а именно как форма, метод, средство и
даже технология, что значительно влияет на его
структуру, содержательную составляющую,
формирование отдельных тематических модулей,
касающихся конкретного профиля и конкретной
профессионально-специфической направленности.

В настоящее время в отечественном и зарубежном
образовании портфолио является одной из
наиболее часто применяемых разновидностей
технологий, ориентированных на результат. Однако
в связи с потребностью в объективном оценивании
реальных достижений учащихся в определенных
предметных областях и их способностей к
дальнейшему профильному и профессиональному
образованию данную технологию необходимо
рассматривать как глобальное и значимое явление,
представленное как продукт взаимодействия
интеллектуального и творческого, полученного в
результате креативной созидательной
деятельности субъекта образования.

Именно технологический подход позволяет
рассматривать “Портфолио” как педагогическую
технологию. Слово “технология” произошло от
греческих слов techne – искусство, мастерство и logos
– учение. В результате чего термин
“педагогическая технология” в буквальном
переводе означает учение о педагогическом
искусстве и мастерстве.

Особую актуальность в технологии “Портфолио”,
по мнению Сметанниковой Н.Н., Полат Е.С., Шалыгиной
И.В. приобретает самооценка собственной учебной
деятельности учащегося или профессиональной
деятельности педагога.

Дутко Н.П. делает акцент на профессиональных
качествах и достижениях личности педагога и
предлагает рассматривать портфолио как
технологию оценивания профессионального роста
учителя. Она считает, что это позволит решить
проблему, объективного оценивания
профессиональных качеств и достижений педагога.
В ее понимании “портфолио учителя –
индивидуальная папка, в которой зафиксированы
его личные профессиональные достижения в
образовательной деятельности, результаты
обучения, воспитания и развития его учеников,
вклад педагога в развитие системы образования
России. Безусловно такое портфолио обеспечивает
интеграцию количественной и качественной
оценок, позволяющих быть средством мониторинга
профессионального роста учителя в полной мере
отражающих уровень его компетентности и
конкурентоспособности; коллекцией
дидактических и методических материалов,
предназначенных для более совершенной
организации учебного процесса”.

Такой взгляд подтверждает мысль о том, что с
помощью портфолио как педагогической
технологии, достаточно эффективно можно
отслеживать сформированность ключевых
компетенций и компетентностей учащегося и
педагога как современного человека XXI века. На
наш взгляд наиболее значимыми и востребованными
были выделены следующие компетенции:

  • информационная (умение искать, анализировать,
    преобразовывать, применять информацию для
    решения проблем);
  • коммуникативная (умение эффективно
    сотрудничать с другими людьми);
  • самоорганизационная (умение ставить цели,
    планировать, ответственно относиться к здоровью,
    полноценно использовать личностные ресурсы);
  • самообразовательная (готовность
    конструировать и осуществлять собственную
    образовательную траекторию на протяжении всей
    жизни, обеспечивая при этом успешность и
    конкурентоспособность).

Мейер Д. рассматривает технологию “Портфолио”
как целенаправленный продукт и коллекцию работ
учащихся, демонстрирующую их усилия, прогресс,
достижения в одной или более предметных областях
различной направленности. Согласно предложенной
им версии, технология “Портфолио” способна
обладать широкими возможностями для реализации
творческих способностей и познавательных
интересов школьников в конкретных условиях.
Использование данной технологии позволяет
стимулировать учащихся, ориентировать их на
достижение высоких учебных результатов,
максимально развивать их познавательные и
креативные способности.

Селевко Г.К. отмечает, что в научном понимании и
употреблении термина “педагогическая
технология” можно встретить большие
разночтения, среди которых он выделяет четыре
позиции:

  • педагогические технологии как средство, т.е. как
    производство и применение методического
    инструментария, аппаратуры, учебного
    оборудования и ТСО для учебного процесса;
  • педагогические технологии как способ, который
    следует рассматривать в качестве процесса
    коммуникации (способ, модель, техника выполнения
    учебных задач), основанный на определенном
    алгоритме, программе, системе взаимодействия
    участников педагогического процесса;
  • педагогические технологии как научное
    направление, в котором рассматриваемая
    педагогическая технология выступает как
    обширная область знания, опирающаяся на данные
    социальных, управленческих и естественных наук;
  • педагогические технологии как многомерное
    понятие, представляющее многоаспектный подход и
    рассматриваемое педагогические
    (образовательные) технологии как многомерный
    процесс.

Совершенно очевидно, что все представленные
позиции имеют определенную значимость в каждом
конкретном случае. В связи с этим, на наш взгляд,
целесообразно рассматривать технологию
“Портфолио” придерживаясь четвертой позиции,
поскольку это есть: “система функционирования
всех компонентов педагогического процесса,
построенная на научной основе,
запрограммированная во времени и пространстве и
приводящая к намеченным результатам”
(Г.К.
Селевко).

Вместе с тем, выстраивая поэтапную
технологическую цепочку по представлению
достижений в “Портфолио”, мы склонны
рассматривать ее как систему конкретных
выдающихся результатов учащегося, выпускника
студента, педагога, которые были получены в
совокупности последовательных действий
взаимосвязи данных субъектов с целью получения
образования, развития и формирования личности
каждого из них.

В связи с этим, можно отметить, что весь этот
процесс приобрел новую технологию, под которой
следует понимать организацию педагогического
процесса как совокупность действий, ведущих к
образованию и совершенствованию взаимосвязей
между компонентами педагогического процесса, а
также организацию педагогического процесса в
соответствии с конкретной теоретической
парадигмой
(Стефановская Т.А.).

Возникает вопрос: в чем же заключается эта
целостная система и как правильно ее создать?
Суть вопроса заключается в том, что для любой
технологии и технологии “Портфолио” в том числе
характерны наличие и взаимосвязь ведущих
компонентов (целевой, содержательный,
организационный, экспертно-оценочный), которые и
образуют целостную систему. Следовательно,
рассматривать ее необходимо комплексно в тесной
взаимосвязи с каждым из указанных компонентов.
Вместе с тем важно учитывать тип, вид, цель и
результат будущего портфолио, поскольку
соотношение цели и результата способны
констатировать реальную картину в целостной
системе оценки качества образования учащегося,
педагога, а также всего образовательного
учреждения.

Некоторый практический опыт показывает, что
сегодня существует достаточно много взглядов и
подходов к созданию портфолио как ведущего
показателя и главной оценки системы качества
образования. В связи с этим для расширения
диапазона возможностей эффективного
использования технологии “Портфолио” опытные
педагоги охотно дают рекомендации не только по
его содержанию, но и по структуре оформления,
представлению защиты и др..

Собственный практический опыт также позволяет
сделать несколько, наиболее важных на наш взгляд,
рекомендаций и ориентиров для успешной работы с
портфолио.

Так, одним из важных моментов успешной работы
по созданию портфолио необходима разработка
индивидуальной программы деятельности
составителя с конкретными этапами и графиком по
ее реализации. По целям она может быть
стратегической и/или тактической; во временном
отношении — краткосрочной и долгосрочной и т.д.

Портфолио можно классифицировать по следующим
направлениям:

  • по ведущим субъектам образования: портфолио
    ученика, учителя, семьи;
  • по видам деятельности каждого субъекта:
    портфолио ученика с конкретной профильной
    направленностью; портфолио учителя-предметника
    с конкретной предметной направленностью;
    портфолио классного руководителя;
  • портфолио педагога дополнительного
    образования; портфолио педагога-организатора;
    портфолио социального педагога; портфолио по
    работе с одаренными детьми и др;
  • по типам (Селевко Г.К.), в зависимости от целей
    создания: папка достижений; рефлексивное
    портфолио; тематическое портфолио;
  • комбинированные варианты, соответствующие
    поставленной цели: проблемно-исследовательское;
    портфолио-антология; презентация.

Представленная классификация портфолио
позволяет сделать вывод о том, что варианты его
использования могут быть самым различными и
широкими по назначению. Прежде всего, это:
инструмент для обсуждения результатов обучения
и личностного развития школьников среди
одноклассников, родителей, педагогов; подготовка
и обоснование целеполагания будущего профиля,
выбранного учащимся; документ, индивидуальная
карта учащегося, в которых отражено его развитие,
система отношений и результаты самовыражения;
широкая возможность для выбора темы портфолио
учащимся (тематическое портфолио); показатель
собственных изменений, представленных в
различных формах рефлексивного анализа;
сравнительная характеристика по установлению
связи предыдущих и новых знаний.

Безусловно, что все указанные выше показатели
проявляются в конкретной деятельности,
результатом которой становится определенный
продукт. В связи с этим портфолио обязательно
должно включать продукты деятельности субъектов
образовательного процесса в соответствии с
выбранной классификацией, которые можно
подразделять на учебные и профессиональные.

Как правило, учебное портфолио в общем
понимании представляет не только форму, но и
процесс организации образцов и продуктов
учебно-познавательной деятельности обучаемого,
что необходимо для всесторонней количественной
и качественной оценки уровня обученности
конкретного ученика и дальнейшей коррекции
процесса обучения в целом.

При формировании портфолио важно учитывать
возрастные особенности, чтобы, отмечая успехи в
учебной, творческой, спортивной и общественной
деятельности учащегося представить их ярко,
наглядно и понятно для каждого ученика, в
особенности ученика начальной школы.
Систематическая работа с портфолио поможет
учителям и родителям совместно со школьником
решать важные задачи следующего характера:
своевременно отмечать успехи ученика;
диагностировать и проводить мониторинг
индивидуального роста успешности учащегося;
поддерживать интерес школьника к получению
качественного образования и освоению им, в
полной мере, универсальных учебных действий
(УУД); формировать самооценку школьника в
процессе учебной и внеучебной деятельности;
способствовать формированию умения добиваться
решения поставленных задач.

В этом случае портфолио используется как метод
независимого рейтингового оценивания
результатов, достигнутых обучающимися в
конкретных предметных областях и других сферах
учебной, внеучебной и внешкольной деятельности,
свидетельствующей о наличии у школьников
определенных способностей к дальнейшему
продолжению образования в профилях.

При формировании профессионального
портфолио
следует учитывать, что одной из
главных задач современного образования является
повышение его качества в рамках реализации
стандартов нового поколения, а также готовность
обучающихся к осознанному подходу и сбору
материалов для дальнейшего оформления своего
портфолио в рамках будущей профессиональной
деятельности. Безусловно, это станет основой для
определения образовательного рейтинга
выпускника основной школы и
конкурентоспособности будущего специалиста
среднего и высшего профессионального
образования, в том числе и педагога.

Рассмотрим примерные продукты деятельности
учащегося и педагога.

В учебные портфолио могут быть включены
различные категории и наименования продуктов
учебно-познавательной деятельности, а именно:
работы ученика (классные самостоятельные и
домашние работы); оригинальные решения или
выполнение сложных занимательных учебных
заданий по конкретной теме (по выбору учащегося);
выполнение заданий самостоятельно сверх учебной
программы; рефераты различной направленности и
сложности; наглядные пособия, изготовленные по
конкретной тематике; краткие эссе или резюме о
прочитанных книгах по данной учителем теме;
дневник личностного роста учащегося; задания для
одноклассников, составленные самим учащимся по
конкретной теме; фотографии, представленные по
направления деятельности; описание проведенных
мини экспериментов и лабораторных работ; аудио и
видеоматериалы с выступлениями учащегося;
работы, имеющие интегративные связи со смежными
дисциплинами; дипломы, поощрения, награды,
благодарственные письма по конкретным
предметам.

В профессиональные портфолио могут
быть включены категории и наименования
продуктов педагогической деятельности, а именно:
индивидуально-творческие работы педагога;
эвристические задания для классных и домашних
самостоятельных работ учащихся; методические
рекомендации для решения (выполнения) сложных
занимательных заданий по конкретной теме,
предлагаемой учащимся; подбор и разработка
заданий для самостоятельной работы учащихся
сверх учебной программы; примерная тематика
реферативных работ по различной направленности
и сложности; разработанные цифровые
образовательные ресурсы (ЦОР) по конкретной
тематике; дневник личностного профессионального
роста педагога; фотографии, представленные по
направлениям деятельности; описание проведенных
мини экспериментов и лабораторных работ с
учащимися; аудио и видеоматериалы с
выступлениями педагога на различных уровнях;
дипломы, поощрения, награды, благодарственные
письма по конкретным предметам; мониторинг
оценки качества образования по конкретной
учебной дисциплине; пакет диагностических
процедур для отслеживания результатов
личностного роста учащегося и самого учителя.

Все разнообразие видов портфолио определяется
целью его использования. Так, после определения
цели решаются вопросы основных и специфических
компонентов портфолио, процесса его оценки,
внешнего оформления и обсуждения. Педагог,
использующий эту технологию, может создать
портфолио преподавателя по предмету,
портфолио-методист, портфолио-исследователь,
портфолио-классный руководитель и др.

Внедрение технологии “Портфолио” в учебном
заведении требует большой и систематической
работы по повышению квалификации и
профессионального роста личности педагога, его
компетентности в вопросах образования.
Необходимость ее внедрения очевидна, поскольку
требует у педагогов готовности понять и принять
эту технологию как очередную инновацию, с
помощью которой появится возможность для
раннего формирования у учащихся универсальных
учебных действий.

Наряду с этим, следует отметить важность
имеющейся структуры, содержания и формы
портфолио как педагогической технологии,
которой в обязательном порядке присущи
конкретные теоретические положения и подходы,
лежащие в основе учебной и профессиональной
деятельности каждого конкретного субъекта. Для
обоснования этих положений, необходимо
достаточно подробно рассматривать указанные
выше ведущие структурные компоненты (целевой,
содержательный, организационный,
экспертно-оценочный), образующие данную
технологию.

В связи с этим, собранный банк необходимых
материалов для портфолио важно грамотно и
логично структурировать и при этом помнить, что
портфолио это не просто банк достижений. В данном
случае ценность представляет технология
формирования системы этого банка (логичная,
содержательная, целесообразная). Понятно, что при
всем том многообразии вариантов портфолио его
структура должна оставаться разнообразной,
легкой для восприятия и осознания достижений
субъекта любого возраста, состоять из нескольких
сущностно важных разделов. На наш взгляд
обязательными разделами должны быть уже имеющие
официальные сертифицированные документы
(“Портфель документов”), курсовая подготовка
педагога, курсы по выбору и творческие работы
учащегося и педагога (“Портфель работ”), а также
отзывы, рекомендации, самоанализ.

В качестве рекомендаций и уточнений следует
отметить, что подраздел “Курсы по выбору” можно
представить в виде зачетной книжки, в которой
указываются пройденные курсы с оценкой и формой
зачетных мероприятий: “зачет”, “реферат”,
“исследовательский проект”, баллы.

При формировании подраздела “Творческие
работы” необходимо дать перечень и
аннотированное описание работ в различных видах
деятельности, желательно приложить рецензии,
если таковые имеются. В качестве результатов
деятельности могут быть представлены различные
проекты, научные исследования, рефераты, доклады,
статьи, различного рода изобретения, работы по
искусству и др.

В качестве примера, подтверждающего качество
образования педагога, можно предложить
следующие, достаточно эффективные виды
используемых нами в процессе педагогической
деятельности профессиональные портфолио
педагога: демонстрирующие собственные
достижения, развивающие личностные и
профессиональные качества, отчетные по
обобщению передового педагогического опыта,
электронные как целостная система оценки
качества образования в виртуальной
педагогической среде.

Результатом представления портфолио, как
правило, является итоговая оценка. Она
определяется суммой баллов по всем
представленным разделам. В практике оценивания
портфолио, как продукта деятельности
выпускников, имеется достаточно большой опыт,
представленный на всех ступенях образования
(школа, профессиональное училище, вуз и др.). Это
показатель успешных достижений выпускника в
процессе конкретного временного периода,
фиксирование и накопление им индивидуальных
достижений собственного прогресса. Такой подход
позволяет говорить о некоторой уже сложившейся
системе, которая должна иметь преемственные
связи на всех ступенях обучения.

В связи с этим, следует отметить, что достаточно
важно и целесообразно начинать работу с
портфолио еще в школе. Именно там начинает
формироваться первый опыт учащегося по созданию
своего “шедевра успеха” как части личностной
траектории развития выпускника и будущей
карьеры начинающего специалиста. Представление
им своих результатов с помощью портфолио
позволяет проанализировать не только процесс, но
и результат конкретной образовательной
деятельности, проделанной в конкретные
временные сроки, оценить степень
сформированности его личностных качеств. При
этом понятно, что на каждом из этапов должны
стоять свои задачи, максимально способствующие
повышению качества образования в целом, а значит
и продукта – конкурентоспособного специалиста.

В настоящее время кардинальные изменения
вносят на рынок труда существенные коррективы по
отношению к человеку к его
профессионально-квалификационным
характеристикам и выдвигают все новые и более
жесткие требования к продукту его
профессионального труда. В связи с этим
основными морально-психологическими качествами
работника становятся инициативность,
самостоятельность, креативность, способность
сотрудничать и взаимодействовать с другими
субъектами общества, высокая мотивация к
карьерному росту, повышению квалификации и
профессиональному переобучению. Именно эти
качества позволяют человеку быть мобильным и
конкурентоспособным на рынке труда, а технология
“Портфолио” как эффективный инструмент и
ведущий показатель системы оценки качества
образования позволяет наглядно представить
целостную картину о степени сформированности
личности как успешного, компетентного и делового
ЧЕЛОВЕКА.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Красноперова Т.В. Технология формирования
    интереса к музыке у учащихся 1-8 классов гимназии.
    //Материалы региональной научно-практической
    конференции “Непрерывное образование личности
    в условиях модернизации общества”. Улан-Удэ. 2008.
    75-81 с.
  2. Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А.,
    Федотова Е.Е. Папка личных достижений школьника
    – “Портфолио”: теория вопроса и практика
    реализации/ Под ред. Т.Г. Новиковой. – М.: АПК и ПРО,
    2004. – 112 с.
  3. Новые педагогические и информационные
    технологии в системе образования: Учеб. пособие
    для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед.
    кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева,
    А.Е.Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский
    центр “Академия”, 2001. – 272 с.
  4. Поташник М.М. Качество образования: проблемы и
    технология управления (В вопросах и ответах). –
    М.: Педагогическое общество России, 2002. – 352 с.
  5. Селевко Г.К. Опыт системного анализа
    современных педагогических систем / Г.К. Селевко
    “Школьные технологии”, 1996. № 6. – С. 3-43.
  6. Стефановская Т.А. Концепт-доктрина
    педагогического исследования: региональный
    компонент. – Иркутск: ИГЛУ, 2000. – 70 с. С. 14).
  7. Федотова Е.Е., Новикова Т.Г., Прутченков А.С.
    Зарубежный опыт использования портфолио//
    Методист. – 2005. — №5. – С. 27-33.
  8. Шалыгина И.В. Портфолио – педагогическая
    технология школьной оценки//Естествознание в
    школе. – 2004.- № 2. – С.51-54.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *