Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия

  • Попова Наталья Дмитриевна, учитель русского языка, литературы и информатики

Цель: показать особенности СПП с
придаточными следствия, общие черты и смысловые
различия этого вида придаточных предложений.

Задачи.

  1. Углубить у учащихся знания о сложноподчиненных
    предложениях с придаточным следствия.
  2. Формирование умений определять типы
    придаточных предложений.
  3. Развивать связную речь, прививать любовь к
    русскому языку и к жизни.

Оборудование: учебник, тетради, презентация,
тесты.

Тип урока: комбинированный.

Методические приемы: выполнение упражнений,
синтаксический разбор предложений, творческая
работа.

Межпредметная связь: литература,
самопознание.

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнёмся друг
другу и с таким настроением проведём наш урок.
Мне хочется, чтобы вы были внимательны,
находчивы, а главное – чтобы вы показали, что
знаете и как умеете работать.

1) Мотивация

Счастье нематериально: это состояние души.
Конечно, счастье разными людьми понимается
по-разному. Кто-то находит его в семье, кто-то идёт
в монастырь, чтобы всю жизнь посвятить служению
Богу: для монаха это является счастьем. Кто-то не
имеет семьи, но находит счастье в труде на пользу
людям, в том, что его работа приносит радость
другим. У кого-то, может быть, вообще ничего нет,
но он всё равно счастлив. Рад тому, что на улице
хорошая погода и у него в данный момент ничего не
болит. Разные бывают люди. Случается, что
человеку даётся всё: здоровье, материальный
достаток, хорошая семья, казалось бы: живи и
радуйся, а он все равно несчастлив, не ценит все
это и все время чем-то недоволен. Итак,
счастье не очень-то зависит от материальных
условий жизни, оно находится внутри самого
человека, в его собственной душе.

2) Задание. Определите типы придаточных
предложений.

— Счастье нематериально, потому что это
состояние души.

— Случается, что человеку даётся всё.

— Кто-то идёт в монастырь, чтобы всю жизнь
посвятить служению Богу.

— Кто-то находит счастье в том, что его работа
приносит радость другим.

— Кто-то рад тому, что на улице хорошая погода.

— Счастлив тот человек, который находит счастье
в семье.

— Человек счастлив тогда, когда у него ничего не
болит.

— Кто-то все равно несчастлив, так как все время
чем-то недоволен.

II. Повторение

1) “Восстановление слепой схемы”

2) Вопросы

— Что называется предложением?

— Чем сложные предложения отличаются от
простых? (В простых предложениях- одна
грамматическая основа, в сложных две и больше).

— В зависимости от наличия или отсутствия
союзов на какие две группы делятся сложные
предложения? (Союзные, бессоюзные).

— Какими бывают союзные предложения?
(Сложносочинённые и сложноподчинённые).

— Как отличить ССП от СПП? /Части
сложносочинённого предложения равноправны,
сложноподчинённого неравноправны — одна часть
(придаточная) зависит от другой(главной)/.

— Назовите 3 основных вида придаточных
предложений. (Определительные, изъяснительные,
обстоятельственные).

— Как определить вид придаточного предложения?
(По вопросу определения, дополнения,
обстоятельства).

— На какие вопросы отвечает определительное
придаточное? Изъяснительное?
Обстоятельственное?

— Где могут стоять придаточные?

— Расскажите о знаках препинания в СПП.

III. Проверка домашнего задания

Упр. 271.

IV. Сообщение темы и цели

— Какие типы придаточных обстоятельственных
мы с вами уже знаем? (Места, времени, причины, цели)

— Сегодня мы будем говорить о придаточных
следствия.

— Запишите тему урока.

V. Изучение новой темы

1) Притча “Три представления о счастье”

Жили-были на белом свете три друга, и каждый
мечтал о своём счастье. Но счастье
представлялось им по-разному. Первый думал, что
счастье — это богатство, второму счастьем
казался талант, а третий считал, что счастье —
семья.

Долго ли, коротко ли, но все они достигли своего
счастья. Однако у всего есть конец. Перед
смертным часом собрались друзья, чтобы подвести
итоги. Первый сказал:

— Богатым я был, а счастья не испытал. Умираю
скрягой и человеконенавистником.

Второй сказал:

— Талантливым я был, а счастья не испытал. Ухожу
из жизни истерзанный одиночеством.

Третий сказал:

— А я познал, что такое счастье. Ухожу
обласканный близкими и оставляю земле самое
ценное — новых людей.

2) Объяснение новой темы

На доске:

  1. Ухожу из жизни обласканный близкими и оставляю
    на земле самое ценное — новых людей, так что жизнь
    показалась мне счастливой.
  2. Снег становился все белее и ярче, так что ломило
    глаза, глядя на него. (Л. Толстой).

Задание: Определите вид предложения и тип
придаточного

http://interneturok.ru/ru/school/russian/9-klass/slozhnopodchinyonnye-
predlozheniya/slozhnopodchinyonnye-predlozheniya-s-pridatochnymi-sledstviyami

Придаточные следствия

1. Вопросы: придаточные следствия
отвечают на вопрос что из этого следует?

2. Средства связи: придаточные следствия
прикрепляются к главному предложению при помощи
союза так что.

3. Место в предложении: придаточные
следствия стоят после главного предложения.

Обратите внимание!

1) Так что – единственный союз,
который употребляется в придаточных следствия,
причём он используется только в этом типе
придаточных.

2) Союз так что не может
делиться на две части, изменится не только
структура предложения, но и значение
придаточного.

Он оделся тепло, так что мороз ему не
страшен
– придаточное следствия с
союзом так что.

Он оделся так, что мороз ему не
страшен
– придаточное образа действия и
степени, так – указательное слово в
главном предложении, что
подчинительный союз в придаточном.

Сложноподчиненные предложения с придаточным
причины и придаточным следствия тесно связаны
друг с другом, так как в одной части их выражается
причина, а в другой – следствие. Если в главном
предложении излагается причина, то в придаточном
– следствие и наоборот.

Сравните следующие предложения:

1. Дожди совсем размыли дорогу, дальше пришлось идти
пешком.

2. Дальше пришлось идти пешком, дожди совсем размыли
дорогу.

VI. Закрепление

1) Запись предложений в тетради и на доске и их
анализ

  1. Дом стоял на косогоре, так что окна в сад были
    очень низко от земли.
  2. Память у него была баснословная, так что он
    передавал малейшие детали происшествия. (И.
    Гончаров)
  3. Голос у лектора оказался негромок и глуховат,
    так что Поля не разобрала вступления. (Л. Леонов)

2) Вопросы к классу

  1. На какой вопрос отвечают придаточные следствия?
    (Что из этого следует?)
  2. Как прикрепляются в предложении придаточные
    следствия? (К главному при помощи союза так что)
  3. Какое место в предложении занимают? (Стоят после
    главного предложения)

3) Электронное задание
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fe7744cf-fc93-46ef-a706-
ec05ac6c5bc8/%5BRUS9_215%5D_%5BQS_355%5D.html

4) Творческая работа. Составить СПП с разными
видами придаточных на тему счастье.


1ОпределительноеЧеловека, который…., можно
назвать счастливым.
2ИзъяснительноеСчастье в том, чтобы….
3МестаЧеловек может быть счастлив
только там, где….
4времениЧеловек счастлив, когда он….
5ЦелиЧтобы быть счастливым,…..
6Следствия…., так что я счастливый человек.

5) Тест

Во все времена люди задумывались над тем, что
такое счастье. У каждой эпохи было своё
представление о счастье.

В начале 20 века Л.Н.Толстой писал: “Счастье не в
том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том,
чтобы всегда хотеть того, что делаешь”.

А какой человек в вашем понимании счастливый?
Какое самое большое счастье в жизни для
тебя? (Счастливый человек – это человек, у
которого всё в жизни хорошо, все в его семье
здоровые, когда во всем царит мир. Счастье – это
когда рядом с тобой находятся понимающие и
поддерживающие тебя люди)

VII. Подведение итогов

  1. С какими видами придаточных познакомились?
  2. На какой вопрос они отвечают?
  3. Каким союзом прикрепляются к главному?

Рефлексия

  1. Я оцениваю свою работу на уроке как…
  2. Я (не)доволен уроком потому что…

VIII. Домашнее задание

§ 21, упр. 281.

Приложение


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *