Сказка как средство воспитания урок в 1-м классе по окружающему миру

  • Украинская Елена Ивановна, учитель начальных классов

Цели:

  1. Организовать деятельность учащихся по
    обобщению и систематизации воспоминаний,
    связанных с восприятием любимых сказок.
  2. Содействовать развитию внимания, памяти,
    мышления и воображения.
  3. Способствовать воспитанию культуры
    общения, чувства товарищества,
    коллективизма, отзывчивости.

Тип урока: урок обобщения и
систематизации изученного материала.

Форма проведения: урок-путешествие.

Оборудование: магнитофон, волшебные
палочки, карта путешествия, ковер-самолет,
домики-остановки, конверты с мозаикой,
телеграммы, воздушные шары (из цветного
картона).

Ход урока.

I. Организационный этап

Упражнение “Ладошка к ладошке”.

Дети становятся в круг, прикасаясь
ладошками, и передают тепло рук друг другу.

II. Этап обобщения и
систематизации знаний

— Ребята, сегодня у нас будет необычный
урок: мы с вами будем путешествовать по
Стране сказок. А отправимся мы туда на ковре-самолет.
Вот он! (на ковре в классе расстилается
скатерть или красивое необычное покрывало).
Прислала нам его Мудрая Сова вместе с
картой. Она ждет нас к себе в гости.

— Ребята, все садимся на ковер-самолет. Но,
чтобы отправиться в путь надо вспомнить,
как обычно начинаются сказки? (“В некотором
царстве, в некотором государстве…”, “Жили-были…”,
“В тридевятом царстве, а тридесятом
государстве…”)

— А теперь возьмите волшебные палочки,
посмотрим карту нашего путешествия.

Класс. Три поросенка. Кот Леопольд.
Почтальон Печкин. Мудрая Сова.

— Ребята, произнесем волшебные слова: “Крибля-крабле-бумс”,
взмахнем волшебными палочками и в путь.

А вот и первая остановка “Домик трех
поросят”.

— Ребята, давайте вспомним, как зовут
поросят?

— Какая история с ними приключилась?

— А вы хотите им помочь? Для этого нам надо
вспомнить сказки.

1.

Подарит новое корыто
И новый дом, и слуг в придачу.
Но если уж она сердита,
С ней вместе уплывет удача!
Исчезнет все, и в море зыбком
Растает золотая … (рыбка)

2.

Укатился он из дома
По дороге незнакомой
Ты узнал его, дружок?
Это самый непослушный,
Говорливый, простодушный
И румяный… (колобок)

3.

Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
По его хотению,
А сказка называется …
(“По щучьему велению”)

4.

Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет его домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Названье этой книжки
(“Маша и медведь”)

— Молодцы! Мы помогли поросятам спастись
от волка.

— Мы продолжаем наше путешествие. Сейчас
наш ковер-самолет пролетает над домом “Кота
Леопольда”. Но я вижу, что он в беде. Мыши
заперли Леопольда в темном чулане. Чтобы
его освободить, надо вспомнить песни
сказочных героев.

— Какую песню пел Колобок?

— Какую песню пел Виннни-Пух?

— Что пела Коза своим семерым Козлятам?

— Кто хотел спеть песенку Чебурашки?

— Вот мы и освободили Кота Леопольда.

— Летим дальше. Посмотрите, мы подлетаем к
дому “Почтальона Печкина”. У Почтальона
Печкина скопилось очень много телеграмм от
сказочных героев. Но, к сожалению, все они
без подписей и Печкин не обойдется без
нашей помощи.

— Ребята, давайте поможем Печкину! (Учитель
зачитывает телеграммы, а дети отгадывают от
кого они пришли.)

  1. Спасите! Нас съел серый волк. (Козлята из
    сказки “Вол и семеро козлят”)
  2. Очень расстроена. Нечаянно разбила
    яичко. (Мышка из сказки “Курочка- ряба”)
  3. Все закончилось благополучно, только
    хвост мой остался в проруби. (Волк из
    сказки “Лисичка-сестричка и серый волк”)
  4. Дорогие гости, помогите! Паука-злодея
    зарубите! (Муха-Цокотуха из сказки К.
    Чуковского “Муха-Цокотуха”)
  5. Пришлите, пожалуйста, капли: Мы лягушек
    нынче объелись, и у нас животы
    разболелись! (Цапля из сказки “Телефон”
    К. Чуковского.)

— Посмотрите, ребята! Печкин очень рад, что
справился с работой. Он благодарит нас за
помощь. А я предлагаю прежде, чем
отправиться дальше, немножко отдохнуть.

Физкультминутка “Ветер дует нам в лицо”

— Ну что ж, отправляемся в путь. Но, кажется,
мы не можем лететь дальше, поднялся ураган
и перемешал все сказки. Для того,
чтобы продолжить свой полет, мы должны
восстановим все сказки,
перемещенные ветром. (В конвертах
разрезанные иллюстрации сказок. Ребята в
группах выполняют задания.)

— Из каких сказок эти иллюстрации?

— Порядок восстановлен, можно двигаться
дальше.

III. Этап подведения
итогов урока.

— Ребята, смотрите, на горизонте виден дом
“Мудрой Совы”.

— Сова очень рада, что вы добрались,
преодолев трудности в пути. Она довольна
тем, что вы знаете много сказок
и сказочных героев.

— Какие сказки мы вспомнили?

— С какими героями встретились?

— Чему учат вас сказочные герои?

— Сова приготовила для вас подарок.
Давайте прочитаем.

Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцем урок”.

— Ребята, как вы понимаете это
высказывание?

IV. Этап рефлексии.

“Цветопись настроения”

На доске вокруг дома Совы вывешивают
разноцветные воздушные шары (из картона).
Детям предлагают выбрать для
себя шарик любого цвета. (Красный, желтый,
оранжевый – состояние восторга.
Синий – неудовольствии, грусть. Зеленый –
уравновешенность. Белый – равнодушие.)


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *