Семинар Совершенствование мастерства педагогов на занятиях по формированию элементарных математических представлений

  • Шабельникова Ирина Владимировна, старший воспитатель

Методика ФЭМП в системе педнаук призвана
оказать помощь в подготовке детей дошкольного
возраста к восприятию и усвоению математики –
одного из важнейших предметов в школе и
всестороннего развития ребёнка.

Уверена, что каждый воспитатель хочет, чтобы
дети на занятии были внимательны, не отвлекались,
правильно и с удовольствием выполняли бы задания
и т.д. Что же нужно для того, чтобы и воспитатели, и
дети получали от занятия удовлетворение? Об этом
мы сегодня и поговорим, а в ходе семинара
составим модель успешного занятия.

Думаю, вы согласитесь с тем, что успех
занятия во многом зависит от компетентности
педагога в той или иной области знаний.

Компетентный педагог должен владеть
определённой терминологией.

Методика ФЭМП имеет специфическую, чисто
математическую терминологию. Основные
математические понятия вы видите на экране. (Слайд
2)

Это:

— множество;

— число;

— счётная и вычислительная деятельность;

— величина;

— геометрические фигуры;

— время;

— пространство.

Очень важно в этих понятиях хорошо разбираться,
понимать их, так как “небрежное обращение с
научными терминами обычно оборачивается против
тех, кто не утруждает себя поиском их точного
толкования”.

(Слайд 3) Множества рассматривают как
набор, совокупность, собрание каких-либо
предметов и объектов, объединённых общим, для
всех характерным свойством.

Множества состоят не только из предметов, а из
звуков, движений, чисел. Всё это называется элементами
множества.

(Слайд 4) Число – это общая неизменная
категория множества, которая является
показателем мощности множества. Это лишь
звуковое обозначение.

Цимфры — система знаков (“буквы”) для
записи чисел (“слов”) (числовые знаки). Слово
“цифра” без уточнения обычно означает один из
следующих десяти знаков: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 (т.н.
“арабские цифры”). Сочетания этих цифр
порождают дву-(и более) значные числа.

Число имеет 2 значения: количественное и
порядковое.

При количественном значении нас интересует
количество элементов во множестве. Мы используем
вопрос СКОЛЬКО? и счёт начинаем с
количественного числительного ОДИН.

При порядковом значении числа нас интересует
место числа среди других или порядковый номер
элемента во множестве. Используется вопрос
КОТОРЫЙ ПО СЧЁТУ? и задаётся направление счёту.
Используются порядковые числительные, счёт
начинается со слова ПЕРВЫЙ.

Когда мы говорим о количестве, не имеет
значения направление счёта, предмет, с которого
начали счёт. Итоговое число не меняется. При
порядковом счёте – итоговое число может
меняться.

(Слайд 5) Счётная деятельность рассматривается
как деятельность с конкретными элементами
множества, при которых устанавливается
взаимосвязь между предметами и числительными.
Изучение числительных и множеств предметов
ведёт к усвоению счётной деятельности.

(Слайд 6) Вычислительная деятельность
это деятельность с абстрактными числами,
осуществляемая посредством сложения и
вычитания. Простое называние числительных не
будет называться счётной деятельностью. Система
вычислительных действий формируется на основе
количественных знаний.

(Слайд 7) Величина – это качество и
свойство предмета, с помощью которого мы
сравниваем предметы друг с другом и
устанавливаем количественную характеристику
сравниваемых предметов.

Прямого ответа на вопрос “что такое величина?”
нет, так как общее понятие величины является
непосредственным обобщением более конкретных
понятий: длины, площади, объёма, массы, скорости и
т.д.

Величина обладает 3 свойствами:

1) сравнимость, осуществляемая:

— наложением,

— приложением,

— измерением с помощью условной мерки,

— сравнением на глаз.

2) относительность – зависит от предмета, с
которым мы сравниваем, от расстояния, на которое
мы сравниваем, от расположения в пространстве.

3) изменчивость. Величина тесно связана с
размером. А размер является свойством
изменчивости величины.

Каждый предмет имеет своё родовое
предназначение. Он может изменять свои размеры,
не меняя своей сущности.

(Слайд 8) Геометрическая фигура – абстрактное
понятие, с помощью которого мы все окружающие нас
предметы олицетворяем в форме.

Геометрическая фигура – это наличие точек на
плоскости, ограниченное пространством.

Фигуры бывают плоские (круг, квадрат,
треугольник, многоугольник…) и пространственные
(шар, куб, параллелепипед, конус…), которые ещё
называют геометрическими телами.

Геометрическое тело – это замкнутая часть
пространства, ограниченная плоскими и кривыми
поверхностями.

Если поверхность, ограничивающая тело, состоит
их плоскостей, то тело называют многогранником.
Эти плоскости пересекаются по прямым, которые
называются рёбрами, и образуют грани тела.
Каждая из граней есть многоугольник, стороны
которого являются рёбрами многогранника;
вершины этого многоугольника называются вершинами
многогранника.

Некоторые многогранники с определённым числом
граней имеют особые названия: четырёхгранник –
тетраэдр, шестигранник – эксаэдр, восьмигранник
– октаэдр, двенадцатигранник – додекаэдр,
двадцатигранник – икосаэдр.

Что же такое геометрическая ФОРМА?

Форма – это очертание, наружный вид предмета.

Форма (лат. forma — форма, внешний вид) –
взаимное расположение границ (контуров)
предмета, объекта, а так же взаимное расположение
точек линии.

(Слайд 9) Время – это философское понятие,
которое характеризуется сменой событий и
явлений и длительностью их бытия.

Время имеет свойства:

— текучесть (время не остановить)

— необратимость и неповторимость

— длительность.

(Слайд 10) Пространство — это такое
качество, с помощью которого устанавливаются
отношения типа окрестностей и расстояния.

Ориентировка в пространстве предполагает
ориентировку на себе, от себя, от других объектов,
ориентировку на плоскости и ориентировку на
местности.

Итак, первое колечко в нашей пирамидке
(Слайд 11)

Компетентность педагога в области
преподаваемого предмета.

(Слайд 12) Разминка: назвать крылатые слова,
пословицы и поговорки с числительными.

Предлагаю теперь поговорить об организации
работы по формированию элементарных
математических представлений у детей
дошкольного возраста

(Слайд 13) Полноценное математическое
развитие обеспечивает организованная
целенаправленная деятельность, в ходе которой
педагог ставит перед детьми познавательные
задачи и помогает их решать, а это и ЗАНЯТИЯ, и
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ.

Занятия рекомендуется проводить в середине
недели (вторник, среду) и сочетать их с занятиями
по ИЗО, МУЗО, ФИЗО, но не с развитием речи.

(Слайд 14) К занятиям необходимо
тщательно готовиться:

— продумать программное содержание и соотнести
с уровнем развития детей, с уровнем их знаний,

— подобрать РАЗНООБРАЗНЫЙ материал,

— продумать формы организации деятельности
детей (в парах, в подгруппах и т.д.)

Математические знания даются детям в строго
определённой системе и при этом новый материал
должен быть доступен детям. Каждая новая большая
программная задача дробится на более мелкие и
решение данной задачи идёт последовательно на
нескольких занятиях.

При переходе от одной программной задачи к
другой очень важно постоянно возвращаться к
пройденной теме. Этим обеспечивается правильное
усвоение материала.

Различают типы занятий:

1) занятия в форме дидактических игр,

2) занятия в форме дидактических упражнений,

3) занятия в форме дидактических игр и
упражнений одновременно.

Выделение этих типов условно и зависит от того,
что является ведущим на занятии: д/и, дид.
материал и деятельность с ним или сочетание того
и другого.

Занятия в виде дидактических игр проводится в
младшем возрасте. Обязательно – сюрпризность,
сказочные герои, связь между всеми
дидактическими играми.

Вид занятия зависит от программных задач:

1) занятие полностью посвящено изучению нового
материала,

2) занятие полностью посвящено повторению,

3) занятие смешанного типа (используются
наиболее часто),

4) итогово-проверочные занятия (новый материал
не даётся!).

На занятиях по ФЭМП решается ряд программных
задач: Какие? (Высказывания педагогов). Давайте
разберёмся в этих задачах. (Слайд 15)

1) образовательные — чему ребёнка будем учить
(учить, закреплять, упражнять),

2) развивающие – что развивать, закреплять:

— развивать умение слушать, анализировать,
умение видеть самое главное, существенное,
развитие осознанности,

— продолжить формирование приёмов логического
мышления (сравнение, анализ, синтез).

3) воспитательные — что воспитывать у детей
(математическую смекалку, сообразительность,
умение слушать товарища, аккуратность,
самостоятельность, трудолюбие, чувство успеха,
потребность добиваться наилучших результатов),

4) речевые — работа над активным и пассивным
словарём именно в математическом плане.

Таким образом, второе колечко модели
успешного занятия –

Готовность воспитателя к занятию. (Слайд 16)

Скажите, пожалуйста, какие методы обучения
используются на занятиях по ФЭМП? (Ответы
воспитателей)

Верно, игровые, наглядные, словесные,
практические методы обучения… (Слайд 17)

Игровые – все занятия строятся в игровой
форме, с использованием различных дидактических
игр и упражнений.

Словесный метод в элементарной математике
занимает не очень большое место и в основном
заключается в вопросах к детям.

Характер постановки вопроса зависит от
возраста и от содержания конкретной задачи.

— в младшем возрасте – прямые, конкретные
вопросы: Сколько? Как?

— в старшем – в основном поисковые: Как можно
сделать? Почему ты так думаешь? Почему? Для чего?
Зачем?

Так же используются:

разъяснения (как выполнить данную
задачу),

указания воспитателя (в основном с
детьми),

план действий старшего дошкольного
возраста.

Практическим методам – упражнениям, игровым
задачам, дидактическим играм, дидактическим
упражнениям – отводится большое место. Ребёнок
должен не только слушать, воспринимать, но и сам
должен участвовать в выполнении той или иной
задачи. И чем больше он будет играть в
дидактические игры, выполнять задания, тем лучше
усвоит материал по ФЭМП.

Наглядные методы.

— демонстрационный материал, который
используется у доски. Он крупного размера, яркий,
красочный, разнообразный.

— раздаточный, мелкий материал, который
раздаётся каждому ребёнку.

Таким образом, третье колечко Пирамидки
успешного занятия –

Выбор оптимальных методов и приёмов. (Слайд
18)

Разминка “Объясни выражение” (Слайд 19):

— “семи пядей во лбу”;

— “мерить на свой аршин”.

Давайте вернёмся к наглядным методам обучения.

Всё занятие по ФЭМП строится только на
наглядности, (Слайд 20.1) поэтому и
демонстрационный, и раздаточный материал должен
быть художественно оформлен, отвечать
эстетическим требованиям: привлекательность
имеет огромное значение в обучении – с красивыми
пособиями детям заниматься интереснее. А чем
ярче и глубже детские эмоции, тем полнее
взаимодействие чувственного и логического
мышления, тем более интенсивно проходит занятие,
и более успешно усваиваются детьми знания.
(Слайд 20.2)

  • Материала должно быть в достаточном количестве
    на каждого ребёнка + запасной материал.
  • Материал должен быть различным на каждом
    занятии
  • Материал должен быть понятен детям (заяц
    должен быть зайцем, шишка – шишкой, морковка –
    морковкой)
  • Пособия нужно подбирать соответственно друг
    другу (белки — шишки, зайцы- морковки, цветочки –
    бабочки и т.д.)

(Показать образцы демонстрационного и
раздаточного материала)

Итак, четвёртое колечко нашей модели – Правильный
подбор демонстрационного и раздаточного
материала.
(Слайд 21)

Уважаемые коллеги, дружите ли вы с грамматикой?

Следующая разминка называется “просклоняй
числительное” (548 и 387) (Слайд 22)

Вы почувствовали, как сложно было справиться с
заданием?

Чтобы ребёнок хорошо усвоил материал занятия,
сам воспитатель должен прекрасно владеть
математическим словарём (точность фраз,
выражений, формулировок). Речь должна быть
грамотной и в отношении грамматики, и в отношении
математики.

Математический словарь можно взять в
“Программе”, а так же в книге Метлиной Л.С.
“Математика в детском саду”

Образец речи воспитателя – основной приём.

Сопряжённая речь – воспитатель говорит вместе
с ребёнком

Отражённая речь – ребёнок повторяет речь
воспитателя

Многократное упражнение детей.

(Слайд 23) Речь и воспитателя, и ребёнка должна
быть точной, краткой, чёткой, ясной (меньше
“воды”). В этом случае занятие проходит быстро и
интересно.

По мере овладения детьми теми или иными
навыками, возрастает роль словесных указаний.
Воспитатель учит детей ДЕЙСТВОВАТЬ, но
необходимо при этом ПРОГОВАРИВАТЬ действия.

Дети должны говорить, ЧТО и КАК они делают.

Дети старшего возраста должны приучаться
планировать свои действия в устной форме

Очень важно учить детей слушать ответы
товарищей, и при необходимости уточнять,
дополнять, исправлять.

Итак, пятое колечко –

Грамотная речь воспитателя (Слайд 24)

На экране вы видите, как выглядит модель
успешного занятия по ФЭМП. (Слайд 25)

И только при наличии всех этих компонентов,
занятие будет проходить интересно, насыщенно,
продуктивно.

Завершая семинар, скажу несколько слов об
ОЦЕНКЕ деятельности детей на занятии.

Не у всех детей одинаковые способности, поэтому
воспитатель должен видеть не только всю группу,
но и каждого отдельного ребёнка, каждому
уделять внимание и на занятиях, и вне занятий.
Соответственно, необходимо продумывать оценку
деятельности
детей. Ведь кроме общей безликой
оценки “молодцы” есть и другие: правильно;
верно; очень хорошо; молодец, постарался; ты меня
сегодня радуешь; ты сегодня активный,
внимательный, старательный и т.д.

А сегодня на семинаре мне понравилось, что
педагоги ______________________были активными,

Педагоги____________________ привели много примеров
пословиц и поговорок …

Семинар подошёл к концу. Прошу дать оценку
семинару. (Рефлексия)

Приложение 1


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *