Решение творческих задач как средство развития креативного мышления

  • Рахматуллина Гульнара Фаруковна, учитель начальных классов

Развитие креативного мышления позволяет
реализовать человеку свой творческий потенциал,
свою индивидуальность, а помочь и поддержать в
этом может учитель.

Креативность – способность
порождать необычные идеи, отклонение от
традиционных схем мышления, быстро решать
проблемные ситуации. (Cловарь практического
психолога)

П .Торрес под креативностью понимает «… копать
глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, нырять
в глубину, беседовать с кошкой, проходить сквозь
стену, зажигать солнце, строить замок на песке,
приветствовать будущее».

Д. Гильфорт определил 4 особенности креативного
мышления:

  • Оригинальность и необычность высказываний,
    стремление к новизне;
  • Семантическая гибкость мышления (способность
    видеть объект под разными углами зрения)
  • Образная адаптивная гибкости (способность
    изменить восприятие объекта таким образом ,
    чтобы видеть его новые или скрытые стороны);
  • Способность продуцировать разнообразные идеи,
    чтобы активировать творческое мышление младших
    школьников (он рекомендует использовать
    «Мозговой штурм»).

К сожалению в современной школе, особенно по
традиционной программе, развитию креативного
мышления детей уделяется пока ещё крайне мало
времени. Одной из форм его развития являются
творческие задачи. Я уже много лет работаю по
традиционной программе и использую их в своей
работе.

Цели:

  • Развитие творческих качеств и познавательной
    активности учащихся на уроках математики,
    способность самостоятельно мыслить, умение
    планировать свою деятельности;
  • Формирование беглости мышления, гибкости ума,
    любознательности, нестандартного мышления;
  • Создание у ребенка достаточно широкого и яркого
    представления о мире, в котором он живет.
  • Воспитание доверия к собственным силам и
    интерес к другому мнению, отстаивание своих
    нравственных позиций.
  • Опыт показывает, что уроки математики очень
    оживляют учебные задания творческого характера,
    связанные с их составлением и преобразованием,
    способствующие реализации не только
    образовательных, но и развивающих целей.
    Использование творческих заданий отличается
    тем, что принимает форму игровой деятельности,
    что очень привлекательно именно для младшего
    школьника. Успех при выполнении задания
    пробуждает интерес к учебе, создается
    эмоциональный положительный фон.

Можно ли добиться того, чтобы ребёнок стал «
умнее», «способнее», «одареннее»? Конечно, если
развитием умственных способностей заниматься
так же регулярно, как тренируются в развитии
выносливости, силы и других подобных качеств.
Если ребёнок постоянно тренирует свой ум, решает
трудные задачи, действует активно,
самостоятельно находит верные решения в
нестандартных ситуациях – результат
обязательно будет.

Как известно, неспособных детей нет, нужно
просто помочь ребёнку развить его способности,
сделать процесс увлекательным и интересным.
Главное начать как можно раньше и результат
можно будет увидеть уже в конце 1 класса.
Постоянно возникает вопрос « Нужна ли олимпиада
по математике в начальной школе?» Необходима. Но
как в условиях традиционной программы
подготовить детей? Нельзя ограничивать детей
школьной программой. Надо раскрепостить
мышление ученика, использовать те богатейшие
возможности, которые дала ему природа. Поэтому я
считаю, что можно даже на уроке найти 5 – 10 минут
на решение нестандартных задач, развивающих
логику и смекалку, направленных на развитие
творчества ребенка. Такие занятия помогают
сформулировать собственную точку зрения,
воспитывают в детях доверие к собственным силам
и интерес к другому мнению, учат культуре
общения. Очень хорошо если этому можно посвятить
целый урок. Способствует развитию креативности и
факультативные занятия. Немало важной ступенью в
развитии креативного мышления является обучение
решению задач познавательного, поискового и
творческого характера.

Виды творческих задач

Обычно в школе решают так называемые
«закрытые» задачи, т.е. имеющие точное условие,
строгий алгоритм решения, единственно верный
ответ. Жизнь же ставит перед человеком «
открытые» задачи, имеющие довольно размытые,
разные пути решения. Исходя из этого, существуют
следующие виды творческих задач.

Изобретательская.

Её условие содержит противоречие: « Вы хотите
есть. На столе хлеб, а у стола голодный лев». Как
быть? Ответы детей:
– вызвать служащих зоопарка;
– зажечь факел и испугать льва огнем;
– бросить льву кость или мясо;
– может это не животное, а человек;

Решение этой задачи показало, что дети видят
разные варианты решений.

Исследовательская.

Произошло некоторое явление. Необходимо
выявить его причины. Например, почему вода
превращается в лед? Как это происходит? Почему?

Конструкторская.

Не содержит противоречий и предлагает
продумывание устройств под заданную цель.
Придумать, как измерить площадь фигуры, тогда как
дети ещё не имеют представления о самом понятии
«площадь».

Прогностическая.

Предлагает анализ положительных и
отрицательных последствий известных всем
явлений или можно видоизменить обычную задачу и
прогнозировать результат.

Задача с достраиваемым условием.

Дети анализируют и сами вводят необходимые
данные и ограничения.
К первоначальному этапу отношу задания на
сравнение геометрических фигур, на выбор сходных
фигур, на выделение частей сложного чертежа, на
составление и преобразование фигур в
соответствии с условием задачи, на составление
рассказов к рисункам. Конечно, задачи 1 и 2 вида (
исследовательские и изобретательские) едва ли
будут уместны на каждом уроке математики. Их я
использую на уроках окружающего мира, чтения,
труда, а на уроках математики – в разминках и
минутах отдыха, организованных в форме «
мозгового штурма».

«Мозговой штурм» является методом,
позволяющим снять психологическую инерцию и
получить максимальное количество новых идей в
минимальное время.
При проведении « мозгового штурма» запрещается
критика и поощряется любая идея, даже шуточная и
явно нелепая.
С целью активизации мышления младших школьников
можно использовать следующие задания.

Задача №1

Сгорело деревянное строение на берегу моря в
лесу. Откуда пришёл огонь? Ответы детей: подожгли
дети; курящий мужчина бросил сигарету; туристы не
потушили костер; в избушку ударила молния и.т.д.

Задача №2

У К.Чуковского в книге «Доктор Айболит»
встречается Тянитолкай – фантастическое
животное с двумя головами, расположенными сзади
и спереди. Скажите, какие преимущества появились
у Тянитолкая благодаря этому качеству?
Ответы детей: способность постоянно
бодрствовать, так как головы спят по очереди;
быстрее ест; видит всё, что находится вокруг; имея
две головы, веселее жить; животное лучше видит и
слышит, а значит, может вовремя заметить
опасность.

Задача №3

Игра «Остров»

Представьте себе, что произошло
кораблекрушение и вы, чудом уцелев, оказались на
необитаемом острове в южных широтах океана. Что
необходимо делать, чтобы выжить?

Ответы детей: необходимо строить
жильё, охотиться, ловить рыбу, охранять лагерь.
Второй метод активизации мышления, называется
«Синектика».Автор этого метода Уильям Дж. Гордон
выделил два вида процессов творчества: интуиция,
вдохновение и использование различных видов
аналогии.

Широко распространена аналогия по форме,
например:

Сосулька – карандаш, нож, перчатки, ручка, нос,
клюв.
Часы – луна, солнце, цветок, диск телефона,
тарелка.

Для знакомства детей с прямой аналогией можно
использовать художественные произведения.
Например:

На свете всё
На всё похоже:
Змея –
На ремешок из кожи;
Луна –
На круглый глаз огромный;
Журавль –
На тощий кран подъемный;
Кот полосатый –
На пижаму;
Я –
На тебя, а ты – на маму. (Роман Сеф)

Фантастические аналогии позволяют отказаться
от стереотипов, снять психологическую инерцию,
пойти неизвестным ранее путем. Она способна
любую ситуацию, любое действие перевести в
сказку и рассматривать волшебство,
фантастических и сказочных зверей, насекомых.
Пришельцев с других планет для решения задач, для
выхода из создавшейся ситуации.

К прямой аналогии относится и функциональная
аналогия: надо определить, какие функции
выполняет объект, а потом в окружающем мире найти
объект, который выполняет такие же функции.
Например:

Ветер – вентилятор, пылесос, дыхание.
Петух – будильник, радио, солнышко, гром.
Машина – лошадь, ослик, муравей, поезд,
сороконожка, велосипед, птица.

Приложение 1


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *