Проверяемая парная согласная на конце слова

  • Клешнина Татьяна Андреевна, учитель начальных классов

Цели: развивать орфографическую зоркость ,
грамотную устную и письменную речь, учить
обобщать и анализировать, аргументировать свой
ответ, воспитывать умение организованно
работать.

Оборудование: графические схемы-орфограммы,
сигнальные карточки с гласными и согласными
буквами, наборы карточек со словарными словами.

(В системе уроков данный урок пятый, тип –
обобщающий)

I. Организационный момент

У нас на уроке гости. Повернитесь и
поздоровайтесь с нашими гостями.

II. Актуализация знаний

И снова с нами на уроке орфограмма!

Что такое орфограмма?

Предполагаемые ответы:

  • ошибкоопасное место,
  • написание по правилу,
  • слабая позиция звука.

В жизни трудящихся звуков
Разное может случиться!
Могут они оказаться
В слабой и сильной позиции…

Какова же задача нашего урока?

Предполагаемые ответы: находить слабую
позицию звука, проверять и писать нужную букву,
правильно писать слова с парными согласными на
конце слов.

Будем помнить — мы обращаем внимание на
орфограмму в корне, так как только корневые
орфограммы требуют проверки.

III. Словарная работа

Посмотрите на эту группу слов:


р…бина

р…бята

…зык

ч…л…век

б…рёза

Являются ли звуки на месте пропущенных букв
орфограммами? Почему? (Безударные гласные –
слабая позиция звука)

Работаем с сигнальными карточками. Если ответы
будут верными — гласные буквы появятся в словах.

На какие группы можно разбить эти слова?

Какое слово в вашей группе можно назвать
лишним?

Какие слова обозначают такие предметы, с
которыми весной происходят удивительные
превращения. Напишите эти слова и рядом —
родственные.

IV. Повторение изученного

1. Работа по алгоритму

Ещё одно интересное явление я заметила весной.
Об этом вы узнаете из этого предложения.

В…сной т…мнеет сне… .

Почему весной темнеет снег? Об этом поговорим
подробнее на уроке природоведения.

А сейчас я предлагаю поработать в группах по
данному алгоритму.

  1. Поставь ударение.
  2. Выдели корень.
  3. В корне ли орфограмма?
  4. Выбери графическую схему к орфограмме.

(Учитель) Представители групп! Приготовьтесь
рассказывать об орфограммах по данному
алгоритму, а всем нужно приготовить сигнальные
карточки.

(Представитель группы рассказывает у доски,
подставляет графические схемы под орфограммой и
называет проверочные слова. Ученики работают с
сигнальными карточками.)

2. Повторение теоретических знаний

Спишите предложение и подчеркните ту
орфограмму, которую изучаем сейчас.

Назовите эту орфограмму.

Ответ: проверяемый согласный звук на конце
слова.

Все ли согласные звуки надо проверять на конце
слов ?

Ответ: только парные согласные звуки.

Пишем на доске и в тетради:

б в г д ж з

п ф к т ш с

3. Работа с транскрипцией

Прошу выбрать любые две транскрипции и
записать слова.

На доске карточки:

[г р’ а с’] [ р у к а ф] [ж ы р а ф]

Проверка: грязь, рукав, жираф.

Комментирование:

[г р’а с’] — слышу на конце слова глухой
согласный парный звук [С’].

Проверяю: нет грязи.

Слышу перед гласной звук [З’] — пишу букву ЗЭ. Пишу
грязь

[р у к а ф] Слышу на конце слова парный
согласный звук [Ф].

Проверяю: рукава.

Слышу перед гласной звук [В] — пишу букву ВЭ.
Пишу
рукав

[ж ы р а ф] Слышу на конце слова глухой
согласный парный звук [Ф].

Проверяю: жирафы.

Слышу перед гласной звук [Ф] — пишу букву ЭФ. Пишу
жираф

4. Зарядка

5. Посоревнуемся!

Кто больше напишет слов на изучаемое правило
про согласные на конце слов?

Взаимопроверка.

Выборочное комментирование по алгоритму:

слышу…

проверяю…

пишу….

6. Самостоятельная работа

Такое же задание выполняли герои рассказа на
странице нашего учебника. Найдите ошибки в
работе этих ребят.

Упр.245, стр.141.

Коллективная проверка с аргументированным
ответом.

Например: двор.

На конце слова непарный согласный звук [ Р]. Это
не орфограмма. Слово не выписываем.

Слово ДЕД.

На конце слова парный согласный звук [ Т].Это
орфограмма. Слово выписываем.

7. Коллективная игра вместе с гостями. Итог
урока

Прошу вас, дети, придумать слова на изучаемую
орфограмму , а также слова-ловушки (двор) для игры
на внимание со всеми желающими. Прошу уважаемых
гостей принять участие в нашей игре.

Дети! По цепочке называйте своё слово. Если в
слове есть изучаемая орфограмма, все поднимаем
руки, если такой орфограммы нет — наши руки лежат
на парте.

Все готовы? Начинаем!…

Похлопаем друг другу. А я благодарю всех за
активную и дружную работу.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *