Программа интегрированного курса Литература и изобразительное искусство 8-й класс

  • Перфильева Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы
  • Притолюк Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Цель:

– формирование и развитие художественной культуры личности на основе
гуманистических ценностей средствами отечественной литературы и искусства;
– развитие творческой индивидуальности.

Задачи программы:

– воспитывать чувство причастности к судьбе отечественной литературы и
художественному наследию;
– формировать компетентность учащихся в умении анализировать произведения
различных видов и жанров литературы и изобразительного искусства; опыта
собственной художественно-творческой деятельности;
– развивать творческий потенциал в процессе освоения образного языка искусств и
приемов художественной деятельности по созданию художественного образа в
различных изобразительных техниках.

Результат.

В результате изучения курса “Литература и изобразительное искусство” 8 класс
учащиеся должны

знать:

– исторический и бытовой жанр, портрет;
– особенности аллегорического и символического изображения в искусстве;
– основные течения в литературе и изобразительном искусстве 18–20 вв; для
которых свойственно активное взаимопроникновение выразительных средств разных
видов искусства, синтез искусств;

уметь:

– анализировать произведения разных видов искусств, обосновывать свои
суждения:
– определять к какому направлению относится то или иное произведение искусства;
– изображать человека по представлению, выполнять многофигурные композиции с
передачей движения фигур или групповой портрет;
– передавать эмоциональное отношение к изображаемому в своих творческих работах;
– свободно выбирать и пользоваться разными художественными материалами;
– проявлять компетентность зрителя, умение убедительно высказывать свои суждения
о духовно-нравственном содержании, художественной выразительности замысла
художника.
– выполнять иллюстрации к литературным произведениям в различных техниках
(миниатюра, акварель, пастель, графика).

Введение.

Урок № 1. Литература и изобразительное искусство. Значимость художественной
литературы в жизни человека, ее место среди других видов искусства, в том числе
изобразительного. Художественный образ и его воплощение в живописи. Словесный
образ – картина – образ, созданная с помощью творческого воображения.

Блок 1.

Урок № 2. Устное народное творчество и изобразительное искусство. Русская
старина. Древние корни народного творчества. Песни, частушки и предания.
Использование данных жанров в литературе и изобразительном искусстве.

Урок № 3. Гравюра на меди. Раскрашенная литография. Обрядовая поэтика в
живописи. Историческая песня, ее особенности.

Урок № 4. Воплощение национального характера, отношение народа к Пугачеву;
литературные приемы и изобрази тельные средства, помогающие народным художникам
передавать различные чувства слушателям и зрителям.

Урок № 5. Выполнение иллюстрации к исторической песне “Пугачев в темнице”.

Блок 2.

Урок № 6. Искусство книги. Рукописные книги в Древней Руси. Единство слова и
декора в оформлении старинных книг. Украшение крышек кодексов и рукописей.

Урок № 7. Своеобразие рукописного шрифта в древнерусских книгах. Стилевое
единство текста и декора в оформлении старинных книг. Орнаменты заставок и
концовок текста.

Урок № 8. Книжная литература. Повествовательность и образность ее
изображения. Выполнение миниатюрного портрета. Материалы: бумага, ножницы, клей,
карандаш, акварель.

Урок № 9. “Житие князя Александра Невского”. Образ главного героя в
художественном произведении и триптихе “Александр Невский”.

Урок № 10. Выполнение иллюстрации к произведению “Житие Александра Невского”
в различных техниках. Материалы: акварель, цветной картон , пастель¸ бумага.
Русская история в картинках.

Урок № 11. Народная повесть “Шемякин суд”. Приемы изображения героев в
художественном произведении и на медных гравюрах 19 века.

Урок № 12. Иллюстрация к поговорке Шемякин суд. Материалы: бумага, гуашь,
цветные карандаши, акварель.

Блок 3.

Урок № 13. Повесть Н.М. Карамзина “Наталья, боярская дочь”. Дух
сентиментализма и зарождающегося романтизма в художественном произведении и в
репродукции картины И. Пчелко “Наталья, боярская дочь”.

Урок № 14. Сопоставление описания древней Москвы в повести с ее изображением
на форзаце учебника – хрестоматии.

Урок № 15. Исторический облик Москвы 18 века (иллюстрация). Материалы:
акварель, карандаш, бумага.

Блок 4.

Урок № 16. Русская литература 19 века и изобразительное искусство. Басенные
традиции в литературе и искусстве. Художественное мастерство и живописность
языка И.А. Крылова в иллюстрациях к произведениям. Аллегория в живописи.

Урок № 17. Сатирическая иллюстрация к басне И.А. Крылова “Лягушки, просящие
Царя”. Материалы: бумага, акварель, фломастеры, гуашь.

Урок № 18. Отражение исторической эпохи в повести А.С. Пушкина “Капитанская
дочка” и в иллюстрациях (репродукции картин С.Герасимова, иллюстрации к повести
из альбома “А.С. Пушкин”).

Урок № 19. Сравнительная характеристика героев. Портрет – средство
изображения внутреннего мира героя. Сохранение индивидуальных черт и передача
сходства как проблема создания художественного образа человека в портрете.

Урок № 20. Портрет любимого героя. Материалы: графический карандаш, бумага.

Урок № 21. “Мцыри” как романтическая поэма. Изображение романтической
природы. Конкретность и правдивость.

Урок № 22. “Мцыри” – апофеоз лермонтовского романтизма. Герой – могучая
личность, бросившая вызов окружающему миру. Иллюстрация к поэме художника
И.Тоидзе “Схватка с барсом”

Урок № 23. Картины романтического пейзажа, их роль в поэме М.Ю. Лермонтова
“Мцыри”. Материалы: карандаши, акварель, бумага.

Урок № 24. Реализм в драматургии. Н.В.Гоголь и театр.

Урок № 25. Оформление афиши. Материалы: бумага, гуашь, карандаши.

Урок № 26. Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в
комедии “Ревизор”. Сопоставление иллюстраций разных художников к комедии.

Урок № 27. Многофигурные композиции с передачей движения фигур или групповой
портрет. Материалы: акварель, фломастеры, гуашь, бумага.

Урок № 28. Сатирическое изображение Хлестакова в литературе и живописи.
Загадка характера главного героя и ее решение в разных видах искусства.

Урок № 29. Изображение героя по его поведению в представлении учащихся.
Материалы: акварель, фломастеры, гуашь, бумага, цветные карандаши.

Урок № 30. И. С. Тургенев. Повесть “Ася”. “Тургеневская девушка” в повести.
Образ Аси. Иллюстрации художницы К. Климентьевой, настроение повести в них.

Урок № 31. Портрет героини: изменчивость, обаяние и грация. Воспроизведение
одной из иллюстраций Климентьевой. Материалы: гуашь, бумага, карандаш.

Урок № 32. Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа Л.Н. Толстого
“После бала”. Иллюстрации к произведению, отражение в них пафоса и идейного
звучания. Контрастность в иллюстрациях разных художников.

Урок № 33. Сцена бала или “Сквозь строй” (иллюстрация на выбор учащегося).
Материалы: гуашь, бумага, карандаш.

Блок 5. Литература 20 века и изобразительное искусство.

Урок № 34. Историческая тема в цикле А. Блока “На поле Куликовом”.
Репродукция картины Бубнова “Утро на Куликовом поле”. Символический образ Родины
в поэзии и живописи.

Урок № 35. Изображение батальных сцен на тему “На поле Куликовом”. Материалы:
акварель, гуашь, бумага, карандаш.

Календарно-тематическое планирование интегрированных уроков по русской
литературе и изобразительному искусству.

Тематика занятий

Количество часов


общее

теория

практика
1Литература и
изобразительное искусство.
11
2Блок1.
Устное народное творчество и изобразительное искусство. Русская старина.
422
3Блок 2.
Древнерусская литература.
431
4“Житие князя
Александра Невского”.
211
5Русская
история в картинках. Народная повесть “Шемякин суд”.
211
6Блок 3.
Повесть Н.М. Карамзина “Наталья, боярская дочь”. Дух сентиментализма и
зарождающегося романтизма в художественном произведении и в репродукции
картины И. Пчелко “Наталья, боярская дочь”.
321
7Блок
4.Русская литература 19 века и изобразительное искусство.
211
8Отражение
исторической эпохи в повести А.С. Пушкина “Капитанская дока” и в
иллюстрациях
321
9“Мцыри” как
романтическая поэма. Изображение романтической природы.
321
10Реализм в
драматургии. Н.В.Гоголь и театр. Комедия “Ревизор”.
633
11И. С.
Тургенев. Повесть “Ася”.
211
12Контраст как
прием, раскрывающий идею рассказа Л.Н. Толстого “После бала”.
211
13Блок 5.
Литература 20 века и изобразительное искусство.
211

Список используемой литературы.

  1. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений (в 2-х частях)
    В.Л. Коровина.
    “Просвещение”; М., 2006 г.
  2. Программы по литературе общеобразовательных учреждений под редакцией
    В.Л. Коровиной;
    “Просвещение”; М., 2007 г.
  3. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 5-9
    классы; “Просвещение”; М., 2009 г.
  4. Сборник нормативных документов для общеобразовательных учреждений.
    “Дрофа”; М., 2007 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *