Программа факультативного курса Тайны текста начальный курс

  • Вандерова Закия Хакимовна, учитель
  • Шмидт Галина Васильевна, учитель русского языка и литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая программа факультативного курса
“Тайны текста” разработана в соответствии с
требованиями современных традиционных программ
начальной школы, главной задачей которых
является формирование у младших школьников
коммуникативной компетенции.

В последние годы много говорится о
необходимости модернизации содержания
языкового образования, причем все сознают, что
цель школьного курса – изучение языка и развитие
речи. Однако на практике развитие речи
по-прежнему понимается традиционно узко – как
обучение изложениям и сочинениям. Не видя
конечной цели, учитель осуществляет эту работу
по старинке, без осознания компонентов
методической системы развития речи.

Данный факультативный курс имеет
коммуникативную направленность, способствует
становлению у детей учебной самостоятельности,
развивает интерес к изучению русского языка и
письменную связную речь.

Коммуникативные функции языка могут найти
наиболее полную реализацию только в тексте.
Поэтому текст в данном курсе рассматривается как
основной объект
коммуникативно-ориентированного обучения языку
и речевой деятельности. Центральное место текста
в системе гуманитарного образования
определяется его семиотическими свойствами и
коммуникативными функциями. Основным
семиотическим свойством текста является его
способность содержать информацию разных видов –
предметную, оценочную, эстетическую,
эмоциональную и др. Основная коммуникативная
функция текста – передавать эту информацию.
Младших школьников необходимо научить
воспринимать и создавать тексты разных типов
речи и жанров.

Факультативный курс “Тайны текста” рассчитан
на двухгодичное обучение:

3 и 4 классы (70 часов).

Цель факультативного курса “Тайны
текста” – развитие умений построения
самостоятельного
коммуникативно-мотивированного письменного
высказывания и умений оперирования
информативным содержанием прочитанных текстов в
целях реальной коммуникации.

Задачи курса:

  • углубить знания учащихся начальной школы о
    базовых понятиях теории текста;
  • научить анализировать смысловую и
    логико-композиционную структуру текста;
  • научить извлекать свой текст из
    текста-источника;
  • совершенствовать умение самостоятельно
    создавать новые тексты заданного
    предметно-тематического типа;
  • развивать на базе работы с текстом такие
    качества речи, как логичность,
    последовательность, точность.

Программа

3 класс (35 часов)

Текст (14 часов)

Тема и основная мысль текста. Заголовок. Место
“данного” и “нового” в предложении.

Жанры текста (14 часов)

Жанры текста (ознакомление). Записка,
объявление, телеграмма, письмо.

Типы речи (7 часов)

Виды текстов: повествование, описание,
рассуждение (ознакомление). Повествование,
глаголы говорения.

4 класс (35 часов)

Текст (8 часов)

Обобщение сведений о тексте: текст, его
признаки и типы; заголовок с опорой на тему; части
текста, связь между ними.

Жанры текста (10 часов)

Общее понятие о видах текстов делового стиля.
Написание короткого письма, личного дневника о
своих делах с элементами рассуждения, описания
или повествования. Составление объявления.

Абзац (3 часа)

Структура абзаца, деление текста на абзацы.

Типы речи (18 часа).

Виды текстов: повествование, рассуждение,
описание.

Изложение: план; изложение с элементами
сочинения.

Сочинения. Виды сочинений. Сочинение по
картине.

Обучающиеся должны знать и уметь:

  • распознавать текст;
  • определять тему и основную мысль текста;
  • делить текст на части, соблюдать красную строку;
  • озаглавливать текст;
  • составлять план текста;
  • различать типы текста: повествование, описание,
    рассуждение — и использовать их в речи.

В соответствии с правилами культуры общения,
уметь писать записку, письмо, вести личный
дневник, составлять загадку, писать объявления и
телеграммы;

  • писать изложение с элементами сочинения;
  • писать сочинение повествовательного характера.

3 класс (35 часов)


№ урока№ разделаТематическое планированиеКол-во теорет. час.Кол-во практ. час.Проверочная работа
IТекст671
1-5Текст. Признаки текста (тема, основная
мысль).
23
6Текст. Заголовок.1
7Учимся озаглавливать текст.1
8Текст. Как в детской пирамидке.1
9-10Место “данного” и “нового” в
предложении.
11
11-12Учимся составлять текст.2
13Знаем – повторим.1
14Проверим себя.1
IIЖанры текста (начало)671
15Знакомство с жанрами текста.1
16Записка.1
17Учимся писать записку.1
18Загадка.1
19Учимся составлять загадку.1
20-21Пишем объявления.11
22Телеграмма. Учимся писать телеграммы.1
23Письмо.1
24-26Учимся писать письма.3
27Знаем – повторим.1
28Проверим себя.1
IIIТипы речи (начало)331
29Понятие о типе речи как способе
изложения.
1
30Учимся повествовать. Глаголы-говорения.11
31-32Пересказываем, рассказываем, сочиняем.2
33Знаем – повторим1
34-35Проверим себя.1
ВСЕГО:15173

4 класс (35 часов)

№ урока№ разделаТематическое планированиеКол-во теорет. час.Кол-во практ. час.Проверочная

работа

IТекст341
1Повторяем: текст, его признаки и типы.11
2Признаки и типы текстов.1
3Текст и его заглавие.1
4Заглавие и начало текста.1
5Последовательность предложений в
тексте.
1
6Проверим себя.1
7Секреты правильной речи1
IIЖанры текста451
8Письмо (продолжение).1
9-10Учимся писать письма.2
11Дневник.1
12-13Делаем дневниковые записи.2
14Объявление.1
15Пишем объявления.1
16Проверим себя.1
17Секреты правильной речи1
IIIАбзац210
18Структура абзаца.1
19Деление текста на абзацы.1
20Секреты правильной речи1
IVТипы речи491
21-23Повествуем, описываем, рассуждаем.12
Изложение
24-25Секреты изложения.11
26-27Изложение. План.1
28-29Изложение с элементами сочинения.11
Сочинение
30Виды и секреты сочинения.1
31-32Учимся писать сочинение.2
33-34Сочинения по картине.2
35Проверим себя.1
ВСЕГО:13193

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *