Программа дополнительного образования детей младшего школьного возраста Воспитание здорового ребенка в семье и школе

  • Жаданова Ирина Ивановна, учитель начальных классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Авторская программа “Воспитание здорового
ребенка в семье и школе” представлена в рамках
дополнительного обучения и воспитания детей
прогимназии. Данная программа направлена на
сохранение и укрепление здоровья детей младшего
школьного возраста, на формирование у родителей
и детей ответственных взглядов и убеждений в
деле сохранения собственного здоровья.

Быть здоровым – это естественное стремление
каждого человека. Как и в воспитании
нравственности и патриотизма, так и воспитании
уважительного отношения к своему здоровью
необходимо начинать с раннего детства. Только
вместе с родителями можно решить такую проблему,
как стать ребёнку здоровым и счастливым. Именно
родители в тесном сотрудничестве со школой
должны способствовать воспитанию у детей
привычки, а затем и потребности в здоровом образе
жизни, формированию навыков принятия
самостоятельных решений для поддержания и
закрепления своего здоровья.

Актуальность программы подкрепляется
практической значимостью, что способствует
повышению интереса к познанию здорового образа
жизни. Эта программа позволяет использовать
данный материал на уроках окружающего мира, при
проведении внеклассных мероприятий с учащимися
и их родителями, а так же на родительских
собраниях.

Программа “Воспитание здорового ребёнка в
семье и школе” рассчитана на 17 часов.
Тематическое планирование, рекомендации к
занятиям, тесты-анкеты для родителей, богатый
ресурсный материал – всё это сэкономит время
подготовки к встрече с учениками и их родителями
и поможет провести интересные мероприятия.

Цель программы:

1. Реализация идеи объединения усилий родителей
и учителей для успешного решения
оздоровительных и
воспитательно-образовательных задач.

2. Содействие к сохранению здоровья школьника.

3. Демонстрация многогранной природы
человеческого здоровья.

4. Формирование у детей и их родителей
представления об ответственности за собственное
здоровье и здоровье окружающих.

5. Обеспечение необходимой информацией для
формирования собственных стратегий и
технологий, позволяющих сохранять и укреплять
здоровье.

6. Накопление учениками и их родителями опыта в
вопросах здоровья и безопасности жизни.

Объекты программы:

— дети младшего школьного возраста;

— семьи детей, посещающих образовательное
учреждение.

В программу “Воспитание здорового ребёнка в
семье и школе” входят разделы:

  1. Основы здорового образа жизни.
  2. Гигиена здоровья. Питание – основа жизни.
    Гигиена питания. Закаливание. Подвижные игры на
    воздухе. Воздушные и солнечные ванны.
    Оздоровительные двигательные минутки на уроках
    и дома. Действие алкоголя, наркотиков на организм
    человека.

  3. Я и моё ближайшее окружение.
  4. Положительный образ “Я”. Каждый человек
    неповторим. Характер. Понятие “Семья”. Я и моя
    родословная. Традиции моей семьи. Правила
    семейного общения.

  5. “Школа выживания”.
  6. Основы личной безопасности. Опасные и
    безопасные ситуации. Правила поведения на улицах
    и дорогах, на воде, в экстренных ситуациях.
    Оказание первой помощи при простых травмах.

  7. Профилактика заболеваний.
  8. Здоровье и болезнь. Профилактика инфекционных
    заболеваний. Прививки. Гигиена труда и отдыха.
    Вредные привычки. Значение осанки.

  9. Семейное воспитание и здоровье наших детей.

Взаимосвязь физического, психического и
духовного здоровья. Здоровый образ жизни
школьников. Навыки закаливания. Навыки
сохранения зрения. Практические рекомендации
для семейного воспитания.

Задачи программы:

— охранять и укреплять здоровье детей;

— повышать тренированность организма, его
устойчивость к воздействию различных
неблагоприятных факторов;

— расширять и углублять представления и знания
о пользе занятий физическими упражнениями и
играми;

— воспитывать интерес к активной двигательной
деятельности;

— обучение основным правилам поведения в
обществе;

— укреплять психическое здоровье детей в школе
и дома;

— формирование у учащихся желания и умения
добывать и систематизировать информацию;

— в семье и школе соблюдать гигиенические
условия и формировать у детей и взрослых
привычку к здоровому образу жизни.

Формы работы: фронтальные, групповые,
индивидуальные, совместно с родителями.

Организация работы: занятия проводятся в
виде практикумов, бесед, работы в группах.

Критерии оценки результатов. Для оценивания
результатов можно использовать различные
варианты анкетирования и тестирования. Очень
важным представляется, чтобы сам ученик видел
свои достижения в вопросах здоровья. Поэтому
желательно, чтобы у ребёнка сначала курса был
отдельный “Дневник здоровья ученика начальной
школы”. В нём ученик будет выполнять домашние
задания, делать заметки, заполнять анкеты,
строить результативные графики. Для родителей
предлагается накопительная папка “Здоровье
моего ребёнка”, где будут материалы: памятки,
практические рекомендации для семейного
воспитания по теме “Здоровый образ жизни”.

Ожидаемые результаты:

— повышение уровня физического и психического
здоровья детей;

— формирование благоприятной среды воспитания
и обучения с учётом возрастных особенностей
личности;

— осознанное отношение детей и родителей к
состоянию здоровья как основному фактору успеха;

— развитие умения самостоятельно приобретать,
анализировать, усваивать и применять полученные
знания;

— формирование у детей и взрослых привычки к
здоровому образу жизни.

Приложение 1

ЛИТЕРАТУРА

  1. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и
    уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. —
    (Мастерская учителя).
  2. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы):
    Практические разработки физкультминуток,
    гимнастических комплексов, подвижных игр для
    младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – (Мастерская
    учителя).
  3. Саляхова Л. И. Родительские собрания. Сценарии,
    рекомендации, материалы для проведения. 1-4 классы
    /Л.И. Саляхова. – 2-е изд., стереотипн. – М.: Глобус,
    2008 г. – (Классное руководство).
  4. Дик Н. Ф. Веселые классные часы и родительские
    собрания в1-2 классах /Н.Ф.Дик. 2-е. – Ростов н / Д : 2005
    г. – (Сердце отдаю детям).
  5. Прищепа С.С. Физическое развитие и здоровье
    детей 3-7 лет: Обзор программ дошкольного
    образования. – М.: Сфера, 2009 г. – (Программы ДОУ;
    Приложение к журналу “Управление ДОУ”).
  6. Езушина Е.В. Уроки здоровья. 4 класс: программа,
    конспекты занятий / авт.- сост. Е.В. Езушина.
    Волгоград: Учитель, 2009 г.
  7. Чупаха И. В., Пужаева Е. З., Соколова И. Ю.
    Здоровьесберегающие технологии в
    образовательно-воспитательном процессе. — М.:
    Илекса, Народное образование; Ставрополь:
    Ставропольсервисшкола, 2006 г.
  8. Невдахина З.И. Дополнительное образование:
    сборник авторских программ / ред.-сост. З.И.
    Невдахина. — Вып. 3.- М.: Народное образование;
    Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007 г.
  9. Дереклеева Н.И. Справочник классного
    руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. –
    М.: ВАКО, 2007 г., — (Педагогика. Психология.
    Управление.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *