Профессиональная ориентация учащихся на уроках русского языка

  • Кудинова Людмила Евгеньевна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

  • дать представление о многообразии мира
    профессий;
  • стимулировать интерес учащихся к изучению мира
    профессий;
  • поразмышлять над вопросом “Кем я буду, когда
    вырасту?”

Оборудование урока:

  • пластинка со стихотворением В.Маяковского “Кем
    быть?”;
  • рисунки профессий;
  • карточки для игры в паре и для индивидуальной
    работы;
  • конверты с пословицами о труде.

Ход урока

Я счастлив был:
Я наслаждался мирно
своим трудом, успехом славой…

А.С.Пушкин

Звучит стихотворение В.Маяковского “Кем
быть?”

I. Начинаем урок с разминки для ума.

Игра “Угадай профессию”

Учитель показывает рисунки, на которых
изображены продавец, врач, учитель, шофер,
почтальон, летчик.

(Учащиеся отвечают).

Вопрос: Почему вы легко угадали профессии?

(Это распространенные профессии)

— А какие новые профессии вы знаете?

(Ответы учащихся)

Дополняю: аудитор, психолог-валеолог,
маркетолог, имиджмейкер,

дизайнер и др.

II. Слово учителя:

Ребята! Вы ходите в школу учиться. Придет время,
когда перед вами встанет серьезная задача –
выбор профессии. Чтобы не ошибиться в выборе
будущей работы, нужно чаще задумываться над
вопросом “Кем я буду, когда вырасту?” Большую
роль в выборе профессии могут сыграть ваши
родители, родственники, старшие товарищи, но
все-таки решающий шаг будет за вами.

О профессиях мы поведем разговор на уроке.

III. Творческая работа.

Так как мы говорим о профессиях, то постараемся
составить словарь основных понятий.

(Ученики пишут в тетрадь слова: профессия,
специальность, должность, карьера, призвание.)

— Как вы понимаете лексическое значение этих
слов?

(А затем записывают значение слов в тетрадь.)

Профессия – это род трудовой деятельности,
требующий определенной подготовки.

Специальность – это вид занятия в рамках
одной профессии.

Должность – это служебная обязанность,
служебное место.

Карьера— это:

— достижение наивысших результатов;

— род занятий;

— продвижение по служебной лестнице.

Призвание – наивысшая степень
взаимосоответствия конкретного человека и его
работы.

Вернемся к эпиграфу урока.

Как вы его понимаете?

Подходит ли слово “призвание” к творчеству
А.С.Пушкина?

Что значит “наслаждался”? Подберите
однокоренные слова.

Наслаждение – высшая степень удовольствия.

Почему А.С.Пушкин наслаждался своим трудом?

IV. Рассуждаем.

Почему появляются новые профессии?

(Ответы учащихся)

Назовите их. Записываем в тетрадь.

Менеджер, коммерческий агент, рекламный агент,
агент по недвижимости, агент по ценным бумагам,
туристический агент, менеджер по рекламе,
администратор баз данных, специалист по
компьютерному дизайну и др.

Делаем вывод: развитие рыночных отношений
определяется потребность в новых профессиях и в
высококвалифицированных специалистах.

Задумаемся…

Что нужно, чтобы стать высококвалифицированным
специалистам?

(Ответы учащихся).

На доске заранее начерчена схема
построения профессионального образа будущего.

  1. Дальняя профессиональная цель (мечта).
  2. Ближние профессиональные цели (как этапы и пути
    достижения дальней цели).
  3. Знания путей под подготовки к достижению цели.

(Рассуждения учащихся по данным пунктам схемы).

Играем

Класс делиться на группы (в группе 4-5 человек). В
каждой группе выбирают профессию, которую хотел
бы иметь в будущем один из игроков.

Задача заключается в том, чтобы обосновать свой
выбор.

Группам раздаются карточки “Мне нравится
профессия…”

1. Потому что …Да, но …
2. Потому что …Да, но …
3. Потому что …Да, но …
4. Потому что …Да, но …
5. Потому что …Да, но …

Цель: Кто сможет более аргументировано
доказать, насколько

выбранная профессия подошла бы к выбравшему ее
участнику.

Далее каждому участнику даются карточки, на
которых нужно подчеркнуть профессиональные
черты человека, который является образцом:
знание своего дела, вдумчивость, пытливость,
цепкость в работе, творческий склад ума, умение
быть простым, доступным в общении с людьми,
требовательность к себе и своей работе, умение
преодолевать трудности, уверенность в своих
силах.

Вопрос: О чем заставило задуматься это задание?
(Ответы учащихся).

Последнее задание группам.

В конвертах даются разрезанные пословицы о
труде. Какая группа быстрее их сложит.

Привести свои примеры.

Всякое дело начинай с головы.

Дело вести — не лапти плести.

В больших делах пустяков не бывает.

Языком спеши, а делом не смеши.

Что припасешь, то и понесешь.

Раньше вставай, да сам наживай.

Не срубишь дуба, не отдув губы и др.

Подводятся итоги работы.

Итог урока.

О чем заставил задуматься урок? Что нового
узнали на уроке о профессиях?

Домашнее задание:

Собрать картотеку о новых профессиях,
записанных в тетрадях.

Письменно ответить на вопрос: “Кем я хочу
быть?”


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *