Проектная деятельность в детском саду. Окружающий мир своими руками

  • Самсонова Ольга Анатолиевна, учитель начальных классов

Цель проекта: познакомиться с принципом
создания коллективного проекта, вовлечь каждого
участника в активный познавательный и
творческий процесс.

Формирование творческой личности — одна из
важных задач педагогической теории и практики на
современном этапе. Наиболее эффективным
средством является проектная деятельность
детей.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по
природе своей исследователи. Неутолимая жажда
новых впечатлений, любознательность, постоянное
стремление экспериментировать, самостоятельно
искать новые сведения о мире традиционно
рассматриваются как важнейшие черты детского
поведения. Исследовательская, поисковая
активность – естественное состояние ребенка, он
настроен на познание мира. Исследовать,
открывать, изучать – значит сделать шаг в
неизведанное и непознанное.

“Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном,
человек улучшается”, – так говорили древние
греки. Поэтому мы должны окружать ребенка
красотой – всем прекрасным, чем сможем! Природа
может дать нам все необходимое для воспитания
детей. Сколько чудесных ощущений и впечатлений
можно получить от общения с природой! Сколько
красок, форм, звуков, превращений в ней можно
увидеть и услышать!

Тема разработанного проекта выбрана с учетом
возрастных особенностей детей младшего возраста
и объема информации, которая может быть ими
воспринята. Это детский исследовательский
проект ориентирован на приобретение детьми
опыта собственной опытно — исследовательской
деятельности, осознание детьми своих интересов,
формирование умений их реализовывать,
приобретение и применение детьми новых знаний в
жизни.

Проект “Окружающий мир своими руками” состоит
из мини-проектов, посвященных временам года:
“Золотая осень”, “Эх, зимушка-зима…”,
“Весна-красна”, “Лето красное”.

Работу над данным проектом мы начали с
экскурсии в “Зимний сад”.

На прогулках с детьми наблюдали за природой:
рассматривали растения, сравнивали листья
разных деревьев. Незаменимым помощником в наших
прогулках была лупа, в которую мы рассматривали
все подряд, от травинки до муравья. Конечно,
собирали природный материал: листья, палки,
ветки. Разноцветные листья мы сушили и готовили
для осеннего проекта “Золотая осень”. Дети
вместе с родителями участвовали в экскурсиях и
готовили материалы по итогам этих экскурсий,
участвовали в изготовлении совместных поделок
для творческих выставок.

На занятиях по художественному труду учились
работать ножницами. Дети разрезали
полиэтиленовый мешок, из которого мы потом
сформировали озеро.

В нашем осеннем лесу “поселились” дикие
животные, “выросли” грибы, которые дети слепили
сами, “прилетели” синицы и воробьи, также
изготовленные своими руками. А белоснежного
лебедя сделала мама со своей дочкой.

Готовый проект “Золотая осень” мы
использовали на занятиях по окружающему миру.

Как только выпал первый снег, началась работа
над следующим мини-проектом “Эх,
зимушка-зима…”.

Решила провести эксперимент. Взяли стакан,
вместе с детьми наполнили снегом и поставили на
окошко и стали ждать. Через некоторое время снег
в стакане стал наполняться водой (таять!). Каково
было удивление детей, когда они вдруг открыли для
себя, что снег “сделан” из воды и поэтому может
растаять. Да к тому же еще вода грязная. Значит
снег есть нельзя!

Этот простой эксперимент пробудил в детях
такое любопытство, что они активно начали
интересоваться природой вещей. После долгого и
бурного обсуждения о свойствах снега решили:
сугробы сделать из ваты, а сыпучий снег – из
пенопласта. Пенопласт измельчили и им покрыли
ветки. Получились деревья, покрытые снегом. Из
пластилина слепили снеговиков, зайчишек,
избушек. Получился зимний пейзаж.

Работу над проектом “Весна-красна” мы
начали в начале марта. В группу занесли ветки,
поставили их в воду и начали наблюдать за ними.
Постепенно почки на ветках стали набухать, и дети
узнали, что с наступлением весны на деревьях
набухают почки и из них появляются листья. Солнце уже начинает пригревать, снег
тает, на крышах домов появляются сосульки. Все
эти наблюдения на прогулке мы воплощали в
проекте. Нам помогали родители. Дети с
удовольствием рассказывали мамам о своих
наблюдениях.

Родители стали активными участниками
образовательного процесса. Взаимодействие с
семьей позволило добиться наибольших
результатов в работе с дошкольниками.

Мини-проект “Лето красное” изобразили в виде
деревенского двора, где живут домашние животные.
Мы сравнивали домашних животных с дикими: где
живут, чем питаются, как готовятся к зиме, какую
роль играют в жизни людей.

В течение года мы рассмотрели все времена года:
характерные признаки, особенности. Дети
наблюдали за природой и свои знания, полученные
при этом, воплощали в проектах.

В процессе работы над данным проектом дети
занимались продуктивными видами деятельности,
направленными на развитие связной речи, на
основе средств развития мелкой моторики: лепкой,
аппликацией, рисованием. И дети испытывали
разнообразные чувства: радовались красивому
изображению, которое создавали сами, огорчались,
если что-то не получалось. Но самое главное;
создавая коллективный проект, дети приобретали
различные знания; уточняли и углубляли
представления об окружающем мире. В процессе
работы они начинали понимать свойства предметов,
запоминать их характерные особенности и детали.

В ходе работы дети приобрели знания, умения,
которые способствуют усвоению детьми конкретных
сведений о растениях, животных, явлениях природы,
позволяет привить им экологические навыки и
уважительное отношение к окружающей среде, миру
природы. У детей формировались навыки
исследовательской деятельности, развивались
познавательная активность, самостоятельность,
творчество, коммуникативность.

Все это способствует не только познанию
красивого в природе, но и в самом себе,
утверждению человеческого достоинства, доброты,
сопереживанию всему живому, интерес к
окружающему миру, природным явлениям; понимания
уникальности живого, практические умения
гуманного с ними обращения.

Использование метода проектов в работе с
дошкольниками способствует повышению
самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок
ощущает себя значимым в группе сверстников,
видит свой вклад в общее дело, радуется своим
успехам.

Реализация проекта осуществлялась в игровой
форме с включением детей в различные виды
творческой и практически значимой деятельности,
в непосредственном контакте с различными
объектами окружающего социума (экскурсии, игры
на объектах социальной среды, практически
полезные дела). В перспективе работа над данным
проектом будет усложнена и продолжена.

В течение этого времени мы все познавали мир,
делали открытия, удивлялись, разочаровывались,
совершали ошибки, исправляли их, приобретали
опыт общения. Но каждый из нас шел путем открытий
незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы
делали одно дело: учились и учили друг друга.
Несмотря на свой педагогический стаж, каждый раз
убеждаюсь, что повторение невозможно. Каждый
ребенок неповторим, неповторимо и то, что мы
делаем как педагоги, мы не можем и не сможем
провести то, что уже проводили с предыдущими
детьми. Остаются только опыт и знания. Зачем
повторяться? Придет новая сказка, новая игра,
новое открытие чудесного мира в ярких, живых
красках, чтобы открыть дорогу к сердцу
маленького пытливого, неутомимого
исследователя.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *