Процессы жизнедеятельности растений. Урок обобщения

  • Бухтиярова Антонина Петровна, учитель химии и биологии

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (664,1 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: углубить и обобщить знания
школьников по теме; проконтролировать уровень
сформированности учебных компетенций.

Задачи:

  • Систематизировать знания учащихся об основных
    процессах жизнедеятельности растения;
  • Продолжать формирование компетенции: объяснять
    биологическую роль обмена веществ у растений,
    логически мыслить и оформлять результаты
    мыслительных операций в устной и письменной
    форме.
  • Выявить уровень сформированности компетенций:
    выделять существенные признаки, свойства
    явлений, применять знания на практике.
  • Развивать эмоции и мотивы учащихся, создавая на
    уроке эмоциональные и мотивационные ситуации
    (удивления, радости, желания помочь товарищу,
    занимательности, парадоксальности,
    сопереживания), используя яркие примеры,
    иллюстрации, воздействующие на чувства учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся
должны называть общие признаки живого организма,
приспособленности растений к среде обитания;
характеризовать строение и жизнедеятельность
растительного организма, обмен веществ и
превращение энергии, размножение, рост и
развитие растительного организма, обосновывать
взаимосвязь организма и среды как основу
целостности организма; владеть умениями
выполнения заданий разной степени сложности;
сравнивать и обобщать, делать выводы,
обосновывать свою точку зрения.

Ключевые слова и понятия урока: признаки
живого: дыхание, питание, рост, размножение,
развитие, раздражимость, смерть; обмен веществ и
энергией между организмом и средой; взаимосвязь
между органами растения; экологические факторы
среды.

Личностная значимость изучаемого для
школьника:
растение-живой организм.

Методы обучения: частично
поисковый, проблемный.

Формы организации учебной деятельности: >контрольно-обобщающий
урок с элементами игры.

Приемы деятельности учителя:организация
повторения и обобщения знаний, тестирования.

Организация деятельности учащихся: характеризуют
живое, дают определение понятий, делают выводы,
работают с заданиями.

Развитие компетенций учащихся: привлекать
имеющиеся знания, работать в заданном темпе,
использовать имеющиеся знания, делать выводы.

Ход урока

1. Организационный момент — 2 минуты.

Учитель приветствует учащихся,
проверяет готовность к уроку.

2. Закрепление и обобщение знаний.

Учитель: Сегодня на уроке мы должны
повторить и закрепить знания по теме “Процессы
жизнедеятельности растений”. За правильный
ответ в течение урока ставим 1 балл. Давайте
вспомним проблему, которую мы ставили на уроках
по изучению основных процессов в жизни растений.

Ученики отвечают, что главным на таких
уроках было доказательство того, что растение —
живой организм.

Слайд 4

Учитель. Давайте начнем с игры
“Цепочка”. Слайд 5. (Обучающиеся по кругу дают
понятия, нельзя разрывать цепочку. Если не знаешь
понятие, становишься последним в цепи).

Учитель. Назовите основные признаки
живых организмов. Какой признак является одним
из главных?

Ученики называют основные признаки,
называют обмен веществ.

Учитель Выполним следующее задание —
слайд 6.

Учитель: Как в растительном организме
взаимосвязаны процессы жизнедеятельности?
Задание: по рисунку составить рассказ о процессе.

Условие: каждый ученик говорит одно
предложение о процессе. Слайд 7

Учитель: Выполните задание
самостоятельно — Слайд 8, 9, 10 11. Взаимопроверка.

Учитель: Один из основных процессов в
жизни — фотосинтез. Каковы основные условия для
фотосинтеза?

Ученики перечисляют.

Слайд 12 — докажите необходимость для
фотосинтеза перечисленных условий.

Физминутка — слайд 13

Учитель: Еще один важный процесс — это
воспроизведение себе подобных. О каком процессе
идет речь?

Ученик: Это процесс размножения.

Работа в парах — проверка знания понятий по
теме, слайд14.

Слайд 15. Работа с текстом “Размножение
растений”. Укажите предложения с биологическими
ошибками и исправьте их. Текст раздается
индивидуально — приложение 1. Проверяется
выполненное задание.

У доски два ученика. Выполняется задание —
слайд16. Взаимопроверка.

Слайд 17. Определите способы вегетативного
размножения растений

Учитель: Что такое видоизменение
органа? Для чего необходимы видоизменения? —
слайд 18.

Слайд 19 — укажите процесс, о котором идет
речь.

Слайд 20 — Учитель предлагает обсудить вопрос о
взаимосвязи частей растения, их строения и
функций.

Выполняется тест и его самопроверка — слайд 21-23,
24.

Ученики подсчитывают баллы за урок,
оценивают себя и товарищей за работу в группах.

Рефлексия.

  • Кто сегодня получил отметку “5”?
  • Кто получил “4”?
  • Кто своей отметкой не очень доволен? Что нужно
    сделать, чтобы улучшить отметку?
  • Дайте эмоциональную оценку урока.

Литература.

1. Пономарева, И.Н. Учебник “Биология-6”,
“Вентана-Граф”, 2010

2. “Я иду на урок. Биология. Ботаника. 6 класс”
Издательство “Первое сентября”, 2002.

Приложение 1

1. У растений существует только один вид
размножения.

2. Бесполое размножение происходит без участия
половых клеток и полового процесса.

3. При бесполом размножении участвуют два
родители.

4. Процесс слияния женской и мужской половых
клеток называется оплодотворением.

5. Человек не использует вегетативное
размножение.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *