Применение моделирования на уроках химии

  • Анисимова Ирина Валентиновна, учитель химии

Тема:

Периодическая система химических элементов
Дмитрия Ивановича Менделеева.

Цели:

  • дать понятие о систематизации химических
    элементов и о структуре периодической системы;
  • формировать общелогические умения: аналогии,
    анализа, классификации, обобщения, синтеза,
    моделирования;
  • воспитывать умение работать в паре,
    коммуникативные умения.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Слово учителя:

Мир сложен.
Он полон событий, сомнений,
и тайн бесконечных, и смелых догадок.
Как чудо Природы,
является гений
и в хаосе этом
находит порядок…
Весь мир большой:
жара и стужа,
планет круженье, свет зари –
все то,
что видим мы снаружи,
законом связано внутри.
Найдется ль правило простое,
Что целый мир объединит?
Таблицу Менделеев строит.
Природы ищет алфавит.

Я рада нашей встречи и возможности
сотрудничества с вами, сегодня на уроке мы
пополним знания о Периодической системе
химических элементов, еще раз вспомним, о чем нам
говорит порядковый номер элемента, узнаем, что
такое период, группа. Вы будете самостоятельно
моделировать часть периодической системы,
предполагается работа в парах. Но для того чтобы
изучить новый материал мы должны вспомнить, то,
что уже знаем.

Фронтальная работа с классом

– Ребята скажите, пожалуйста, что такое атом …
(это сложная система, состоящая из положительно
заряженного ядра и отрицательно заряженных
электронов, движущихся в электрическом поле
ядра;

— атом электронейтрален;

— это микрочастица;)

— Из каких частиц состоит атом (протоны,
нейтроны, электроны)

— Расскажите о ядре атома (в состав ядра входит
две частицы, положительно заряженные протоны и
нейтральные нейтроны; в ядре сосредоточена
практически вся масса атома (99,95%), составляет
одну стотысячную часть от диаметра атома)

А сейчас все то о чем вы сейчас сказали,
попробуем применить на практике, смотрите,
пожалуйста, на доску здесь зашифрованы элементы,
но указано только количество протонов и
нейтронов, ваша задача установить элемент и
расписать его электронную конфигурацию.

Работа у доски

He – гелий 1s2 2

N – азот 1s22s2p3 7

Be – бериллий 1s22s2

4F – фтор 1s22s2p 9

Мы с вами вспомнили изученный материал, вы все
очень хорошо знаете, молодцы. Мы привыкли к
порядку, у каждого из нас есть дом с точным
адресом, в нашем доме каждая вещь имеет свое
место именно поэтому нам так легко найти то, что
нужно и какой беспорядок был бы, если бы этого не
было, так и элементы не были систематизированы,
до тех пор, пока Дмитрий Иванович Менделеев не
создал свою знаменитую таблицу и среди элементов
не наступил порядок. Сейчас вы попробуете в
течение урока самостоятельно смоделировать
часть периодической таблицы. У вас на столе набор
карточек и инструкция (см.
Приложение 1), вы внимательно читаете и
выполняете задание.

Давайте рассмотрим таблицу, скажите, в каком
порядке вы разложили предложенные карточки? (по
возрастанию порядкового номера)

Что он значит? (количество электронов и
протонов)

Давайте рассмотрим горизонтальный ряд
элементов, который называется периодом, и
сделаем вывод, что же такое период?

как расположены элементы? (по возрастанию
порядкового номера, начинается с металла и
заканчивается неметаллом, так происходит в
каждом периоде, т.е. периодически повторяются
свойства элементов)

Что общего у этих элементов? (количество
электронных уровней в одном периоде, и они равны
номеру периода)

Чем они отличаются друг от друга? (количеством
электронов на внешнем слое)

А теперь обобщим все, что мы сказали о периоде и
запишем в тетрадь (это горизонтальная
последовательность элементов по возрастанию
порядкового номера, начинается с металла и
заканчивается неметаллом) записываем в тетрадь.

Давайте рассмотрим вертикальный ряд элементов,
который называется группа:

Что общего между элементами? (свойства,
количество элементов нам внешнем энергетическом
уровне)

Чем отличаются? (количество энергетических
уровней)

Так что же такое группа…

(это вертикальная последовательность
элементов по возрастанию порядкового номера, где
у элементов наблюдается одинаковое количество
электронов на внешнем слое, которое равно номеру
группы) записываем в тетрадь

Мы с вами разобрали два новых понятия, увидели,
как и по каким признакам систематизировал
Менделеев свою таблицу, боле подробно вы будете
знакомиться со структурой таблицы позднее.
Периодическая таблица не сразу приобрела такой
вид к которому мы привыкли, который нам доступен
и понятен. И сейчас обратимся к истории и
посмотрим, как зарождалась таблица Менделеева.
Видеосюжет 3-4 минуты.

Подведем итог урока практическим заданием по
адресу, т.е. номеру группы и периода вы ищете
элемент, записываете названия в столбик

6 группа 4 период, неметалл 34Селен
6 группа 6 период , 84Полоний
3 группа 3 период 13Алюминий
2 группа 5 период 38Стронций
3 группа 5 период 49Индий
3 группа 2 период 5Бор
4 группа 5 период 50Олово

Итоговый этап урока:

Пусть зимний день с метелями
Не навевает грусть
Таблицу Менделеева я знаю наизусть
Зачем ее я выучил?
Могу сказать зачем
В ней стройность и величие
Любимейших поэм
Без многословья книжного
В ней смысла торжество
И элемента лишнего
В ней нет ни одного
В ней пробужденье дерева
И вешних льдинок хруст.
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *