Повышение мотивации к предмету география через организацию проектной деятельности учащихся

  • Валькер Ирина Викторовна, учитель географии

>Педагогическую систему представляю
конкретными примерами проектной деятельности
для повышения мотивации к предмету география по
таким направлениям — краеведение и
экологическое образование на уроках географии,
во внеурочной и внешкольной деятельности.
Традиционный способ обучения с каждым годом
становится все более несостоятельным,
неспособным решить стоящие перед школой задачи в
современных условиях информатизации общества.
Возникает необходимость поиска новых методов. Я
выбрала метод проектов.

Метод проектов — это такая организация
обучения, при которой учащиеся приобретают
знания в процессе планирования и выполнения
практических заданий
(«проект» — «брошенный
вперед»,
т.е. замысел в виде прообраза
объектов). Метод проектов помогает решить
проблему развития у учащихся самостоятельности,
творческого подхода к делу, привычки к обучению
на протяжении всей жизни.

Для справки: основоположниками являются
американские педагоги Джон и Эди Дьюи, Хилл
Килпатрик и Эдвин Коллингс, которые основывали
этот метод на принципе «обучение посредством
делания». Ведущая идея состояла в том, чтобы
выполняемая ребенком учебная деятельность
строилась по принципу «Все из жизни, все для
жизни». Таким образом, проект позволяет
преодолеть разрыв между учебной и
научно-исследовательской работой. При этом
самостоятельное добывание знаний, необходимых
школьникам в данный момент, делает процесс
обучения географии активным и
личностно-ориентированным.

В связи с этим возникает целый ряд вопросов: «С
чего начать внедрение проектного метода?», «С
какого класса привлекать ребят к работе над
проектом?», «Каким может быть проект?», «Каким
может быть результата проекта?», «Как, по каким
критериям оценить проект и работу ребят?», «На
всех ли уроках может быть использован метод
проектов?». Вот на эти вопросы я постараюсь
ответить примерами из своей педагогической
системы.

Зарождение опыта началось семь лет назад, когда
директор школы на методическом совете
предложила переводной экзамен в 8а гимназическом
классе провести в виде защиты творческих и
исследовательских проектов по природе России и
особое внимание уделить краеведению. Это было
интересно, но и сложно для первого раза. Что я
сделала?
За два месяца до экзамена
предложила примерные темы работ — проектов. Ребята
их выбрали индивидуально и парами, а у меня была
роль независимого консультанта: предложить
список литературы, организовать и направить в
организации, предприятия, библиотеки города и
т.д. Результат был превосходным — посетили
архитектурный отдел, лесничество, ЖКХ,
поликлинику, краеведческий музей; провели
экскурсию на водозаборную станцию; опросили
жителей города и :оформили творческие работы,
которые хорошо защитили на экзамене. Так
началась первая исследовательско —
краеведческая работа, которую потом доработали
ребята следующих классов и
представили в
районе на первой научно-практической
конференции «Петушинский район: шаг в будущее».

Работа была отмечена Почетной грамотой.

Проектная деятельность по своей
дидактической сущности нацелена на:

  • формирование способностей, обладая которыми,
    выпускник школы оказывается более
    приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться
    к изменяющимся условиям, ориентироваться в
    разнообразных ситуациях, работать в различных
    коллективах;
  • Обеспечение необходимого уровня усвоения
    знаний по географии;
  • Повышение интереса и познавательной активности
    к предмету география.

Вот уже на протяжении нескольких я использую
проектную деятельность обучения географии. За
это время сложилась некая система работы в
проекте.

Ученики впервые знакомятся с данным видом
деятельности в 6-ом классе и выполняют свой
последний школьный проект в 11 классе. Конечно,
проект, выполненный учеником 6-го класса, намного
проще и не претендует на звание
исследовательского, но уже в 6-м классе ребята
учатся ставить цель
, определять задачи,
формулировать основополагающие и проблемные
вопросы, отбирать содержание, формулировать
выводы. Степень сложности проекта возрастает с
каждым годом и в старших классах учащимся уже не
так сложно сделать проект и выйти на более
высокий уровень

Существует несколько подходов к классификации
проектов. В своей педагогической работе я
использую классификацию Евгении Семеновны Полат
по доминирующей деятельности учащихся.

В своей практике я использую следующие виды
проектов по параллелям:

В 6-7-х классах

информационный проект, который
направлен на сбор информации о каком-то объекте,
явлении с целью ее анализа, обобщения и
представления для широкой аудитории (сообщение,
доклад по изучаемой теме);

практико-ориентировочный проектнацелен
на социальные интересы самих участников проекта
или внешнего заказчика. Продукт заранее
определен и может быть использован в жизни
класса, школы, города.

(очистка реки Шитка, зон отдыха на Черном озере).

творческие проекты, которые
предполагают максимально свободный и
нетрадиционный подход к оформлению результатов -1
(газеты, рисунки, презентации в электронном виде
).

В 8 — 11 классахисследовательский проект
— по структуре напоминает подлинно научное
исследование. Он включает обоснование
актуальности избранной темы, обозначение задач
исследования, обсуждение полученных
результатов, защита их на итоговой аттестации.

По продолжительности проведения проекта
их разделяют на краткосрочные — от 1-2 уроков
до нескольких недель; среднесрочные
-нередко занимают время в несколько месяцев; долгосрочные
— разрабатываются в течении учебного года.

По числу участниковиндивидуальные
и групповые.
Наконец, наиболее существенное
методическое значение состоит в том, что одни
проекты рассчитаны на реализацию в течение урока
(«мини-проект»), другие охватывают серию уроков
и самостоятельную внеурочную деятельность
учащихся; третьи относятся к исключительно к
сфере внеклассной деятельности ( факультатив) и,
уже традиционная — внешкольная деятельность —
походы по изучению малых рек и озера Черного
родного края.

Ребята из года в год выбирают долгосрочные
проекты, которые разрабатываются ими в течение
учебного года, чаще осуществляются во внеурочное
время. И здесь у меня роль консультанта,
помощника и друга (содружество).

С двумя работами мы уже приняли участие во
Всероссийском конкурсе творческих работ
«ПОРТФОЛИО»:

1. «Влияние экологии на здоровье жителей
г.Покров».

2. «Вода: вчера, сегодня, завтра».

Такое учебное взаимодействие, построенное на
основе современных активных инновационных
методов обучения,
способствует повышению
мотивации к изучению географии, что обеспечивает
развитие коммуникативной компетентности.

Удачно проекты вписываются в рабочую
программу по предмету и на уроках обобщающего
повторения после больших тем. Ребята защищают
проекты, и мы вспоминаем пройденный материал.

Любые методы обучения призваны обеспечить
усвоение всех компонентов содержания
географического образования, способствовать
развитию и воспитанию учащихся. Экономические,
социальные, экологические изменения в России,
информатизация общества ставят перед
географическим образованием задачи, связанные с
развитием креативного мышления, продуктивной
созидательной деятельности школьников как
условиям самореализации в жизни.

Для выявления индивидуальных особенностей
учащихся, создания комфортных условий во
взаимодействии педагога, учащихся и родителей,
повышения познавательного интереса и прогнозируемой
результативности
обучения, воспитания и
развития в нашей школе введено
психологическое сопровождение учебного
процесса.

Для обобщения опыта своей педагогической
деятельности по данной теме я опираюсь на пример
из практики работы в одном классе на протяжении 4
лет — с 6 по 9 класс (с 2006 по 2010 год) — он был у меня
один на данной параллели. Совместно с психологом
в этом классе проводили следующие
психологические исследования:

  1. Отношение к учебным предметам в 6а классе и на
    выпуске в 9а классе.
  2. Определение уровня развития мышления
    (интеллектуальное развитие) учащихся в 9а классе.
  3. Определение общих способностей учащихся 9а
    класса (умственное развитие). По результатам
    проведенного ШТУРа
    (школьного
    психологического тестирования умственного
    развития учащихся) выявилось следующее:
    1. Большое количество учащихся класса
      предпочтение отдали географии; не осталось
      учеников, которые вообще не любят предмет и
      география стала одним из любимых предметов.
    2. В данном классе 90% учащихся — нормативный
      уровень интеллектуального развития и 5% — высокий.
    3. Уровень усвоенности знаний учащихся по
      географии достигает 55%, что выше уровня
      усвоенности знаний по основным предметам
      (русский язык, литература, история) и почти на
      одном уровне с математикой и физикой.
    4. Уровень развития вербально-логического
      мышления (коммуникативные способности) развит в
      данном классе на среднем и высоком уровне.

Таким образом, данные исследования
показывают, что предмет география учащимися
интересен, важен и востребован в тех классах, где
я преподаю.

Отличительной особенностью интерактивного
обучения методом проекта является рефлексия

прошедшего занятия. В этом же классе каждый год
по теме «Гидросфера Земли» — 6 класс, «Крупные
речные системы Евразии» — 7 класс, «Внутренние
воды Владимирской области» — 8 класс в качестве
рефлексии использовала разные формы:

  • В 6а классе использовала цвет;
  • В 7а классе предлагаю придумать символ уроку;
  • В 8а классе выражают впечатления об уроке уже
    вербально: «Продолжите предложение:»

Итогом любой рефлексии является следующее.
Стараюсь, чтобы каждый ученик нашел в уроке для
себя что-то позитивное, сделал открытие в себе,
создал положительное впечатление о своих
особенностях, ушел с урока с ситуацией успеха. Применение
рефлексии
помогает ученику лучше
разобраться в своих ощущениях, способностях;
прочувствовать свои возможности, что вселяет в
него уверенность в своих силах и как следствие —
порождает познавательную активность (мотивацию)
к предмету географии и ребенок с интересом и
желанием идет на следующий урок.

Таким образом, можно сказать, что проект
является продуктом урочной, внеклассной работы,
используя поэтапную организацию деятельности
ребят по освоению метода проектов. Типы проектов,
критерии их оценки делают каждый этап работы
логически завершенным, то есть ученический
проект может рассматриваться как этап
подготовки к последующей работе на следующем
этапе.

Результативность использования проектной
деятельности
как элемента интерактивного
обучения на уроках географии оценивалась по
следующим критериям моей педагогической
деятельности, исходя из ее задач:

1. Уровень обученности учащихся.

2. Мониторинг качества знаний.

3. Количество призовых мест в районных
олимпиадах.

4. Показатели выбора географии в качестве
итоговой аттестации.

5. Итоги выпускных экзаменов.

Для оценки результативности внедрения опыта
применялся программно-технологический комплекс
«Результата образовательного процесса» (Канаев
Б.И., Канаев Д.Б.). Изучение сформированности
показателей учебной деятельности, уровня
самореализации проводилось на этапе обучения
школьников в среднем и старшем звене с 2004-05 по
2007-08 учебные года. Ребята этого класса обучаются
по традиционной программе с элементами развивающего
обучения.
При тематическом планировании
использую методические пособия и разработки,
рекомендованные Министерством Образования РФ и
учебно-методический комплекс на каждой
параллели по географии.

По первому, второму и третьему критериям
анализировался уровень обученности за три года в
одной параллели классов. Уровень успеваемости
стабильный и составляет 100%. Уровень качества
знаний у учащихся ближе к 80%, что превышает
уровень знаний по другим общеучебным
дисциплинам школы.

По четвертому и пятому критериям
выявлению уровня самореализации школьников
-какой процент выпускников 9-х и 10 (11)-х классов
выбирает экзамен по географии в качестве
итоговой аттестации. В 9-х классах почти половина
всех учащихся выбирает географию; учащиеся 10 (11)
классов — до введения ЕГЭ, почти в полном
составе.

И результаты выпускных экзаменов по школе из
всех общеучебных дисциплин довольно стабильные
и высокие.

Высокий уровень обученности проявляется в
участии детей на районных предметных олимпиадах.
Мои ученики ежегодно занимают призовые места.

Контроль над усвоением знаний школьников
выявляю различными путями:

  1. Диагностически построенный устный опрос
    учеников (не тороплюсь выставить отметку за
    ответ, а при помощи дополнительных вопросов
    пытаюсь смотивировать ученика на получение
    лучшей отметки, «прощупать» причины неполного
    усвоения материала).
  2. Письменные контрольные работы, в которых
    стараюсь предусмотреть задания на все виды
    знаний, умений, их уровни и качество.
  3. Тестовые опросы.

Контролем стараюсь стимулировать желание
ребенка заниматься моим предметом, развивать и
повышать интерес к географии.

Особое место в развитии креативных,
коммуникативных
способностей имеет
внеурочная деятельность по предмету.
Традиционно образовательный процесс связан с
передачей — получением информации, отработкой
репродуктивных навыков. Монотонный, из урока в
урок повторяющийся, алгоритм проведения занятий
приводит к снижению познавательного интереса у
детей в изучении любого предмета. И одна из
основных задач учителя — поиск новых методов,
приемов обучения.
И частично это помогает
решить занимательные внеклассные мероприятия.
Проведение недель и декад по географии
традиционно и является праздником для детей и
учителя. В ходе таких декад я провожу проекты
самых разных форм:
игры, КВН, викторины,
конкурсы, вечера, экскурсии, конференции, работу
видеозала и др.

Я не только учитель географии, но и классный
руководитель (на данный момент 10Б класса).
Воспитываю и выпускаю в данной школе четвертый
классный коллектив. Каждый новый класс не похож
на предыдущий, но работать с любыми учениками
интересно, трудно и увлекательно.

В настоящее время современная семья
претерпевает серьезный кризис, который вызван
рядом причин: это бытовая неустроенность,
отсутствие у многих жилья, низкие доходы,
загруженность работой или учебой,
нерегистрируемые гражданские браки и многое
другое. Все это сказывается на воспитании
ребенка. Еще А.С.Макаренко выдвинул весьма важную
педагогическую идею: школа не может и не должна
пассивно выжидать улучшения семейного
воспитания,
она должна организовывать и
направлять воспитательную деятельность
родителей.

Из опыта работы классным руководителем знаю,
что в первую очередь надо «наладить контакт» в
следующей цепочке «ученик — родитель —
учитель (предметник)».
В таком взаимоотношении
укрепляется воспитательный процесс с помощью
различных форм взаимодействия. Воспитывать в
своих ребятах доброту, нравственность, любовь к
ближнему и родному краю, патриотизм, трудолюбие помогает
тоже метод проектов
. Это такой тип
сотворчества детей и взрослых, главным условием
которого является общение на равных, где
взрослому не принадлежит привилегия указывать,
контролировать, оценивать.

В воспитательной работе с классом также
использую разнообразные формы и методы:
классные собрания и тематические классные часы,
совместные родительские собрания и круглые
столы, вечера — встречи и спортивные праздники,
конкурсы, совместные походы с родителями и
членами семьи.

Ребята класса активно принимают участие в
школьных, городских и районных праздниках,
конкурсах, соревнованиях и занимают призовые
места.

Учебные проекты сочетаются с традиционной
системой предметного классно-урочного обучения,
дополняют ее, позволяют отрабатывать
межпредметные связи и вместе с этим работают на
повышение качества образования.

В концепции модернизации содержания общего
образования говорится, что основным результатом
деятельности образовательного учреждения
должна стать не система знаний, умений и навыков
сама по себе, а набор ключевых компетентностей в
интеллектуальной, гражданско-правовой,
коммуникационной, информационной и других
сферах.

Проектный метод обучения окончательно не
отказывается от традиционных моделей обучения,
но предоставляет ученику право выбора, тем самым
позволяет ему самостоятельно строить свою
личность. Самое интересное, что даже неудачно
выполненный проект имеет большое положительное
значение. Понимание ошибок создает мотивацию к
повторной деятельности, формирует личный
интерес к новому знанию, т.к. именно неудачно
подобранная информация создала ситуацию
«неуспеха». Подобная рефлексия позволяет
сформировать адекватную оценку (самооценку)
окружающего мира в этом микро- и макро социуме.

При выполнении проекта школьники попадают в
среду неопределенности, но именно это и
активизирует их познавательную деятельность и
повышает мотивацию к предмету география.

Таким образом, современные педагогические
технологии помогают существенно повысить
эффективность образовательного процесса, решить
стоящие перед образовательным учреждением задачи
воспитания всесторонне развитой, творчески
свободной личности.
Современное
постиндустриальное общество в большей степени
заинтересовано в том, чтобы его граждане были
способны самостоятельно, активно действовать,
принимать решения, гибко адаптироваться к
изменяющимся условиям жизни.

Достижение поставленных задач невозможно без саморазвития
учителя.
С этой целью занимаюсь
самообразованием: изучаю классическую
психологическую литературу и ее новинки,
материалы по предмету, знакомлюсь с
методическими новинками в специальных журналах
и газетах, СМИ, посещаю курсы повышения
квалификации учителе при ВИПКРО, изучаю опыт
учителей района и области, принимаю участие в
научно-практических конференциях школы, района и
субъектов РФ по географическому и
экономическому направлениям.

Систематически обмениваюсь педагогическим
опытом по использованию интерактивных подходов
в обучении на методических объединениях школы и
района. Выступаю с докладами и сообщениями на
педсоветах школы. Неоднократно сообщала об опыте
своей работы на августовских секциях учителей
географии, регулярно провожу семинары на базе
своей школы.

Но в моей педагогической деятельности есть
и нерешенные проблемы:

  • Пока не овладела в совершенстве законами
    конструктивного общения, поэтому порой
    возникают проблемные педагогические ситуации.
  • Иногда не хватает багажа психологических
    знаний для решения тех или иных проблем.
  • Не всегда должным образом провожу
    коррекционную работу с родителями.
  • Мой стиль преподавания — эмоционально —
    интуитивный. Вследствие этого не всегда
    получается эффективная работа по повторению и
    закреплению учебного материала.
  • В силу социального фактора не всегда удается
    включить в учебный процесс каждого ребенка.
  • Школе необходим еще один учитель географии,
    из-за большой нагрузки не уделяю должного
    внимания и времени индивидуальному и
    факультативному обучению; не налажена система
    работы с одаренными детьми.

Любой учитель, в том числе и я, постоянно
находится в поиске новых технологий обучения.
Ведь они позволяют сделать урок необычным,
увлекательным, а значит помогают повышать
мотивацию к предмету географии.

Только творчески работающий учитель может
добиться хороших знаний у учащихся по своему
предмету и естественно
ЛЮБВИ К НЕМУ!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *