Педагогическая мастерская по развитию речи Урок письма или Почта России помогает жить

  • Турбина Ольга Николаевна, учитель русского языка литературы, зам.директора по ИКТ

Наступили времена, когда у учителя есть
возможность работать не по шаблону основного
учебника, а творчески подходить к проведению
занятий. Это и ребятам интересно и учителю дает
возможность не стоять на месте, а идти в ногу с
современными технологиями.. Сейчас существует
множество новых технологий, как правило, это
“хорошо забытые старые”. Они изменяются,
совершенствуясь и дополняясь. Я очень часто
провожу уроки с использованием наглядности,
раздаточного материала, мультимедийного
воспроизведения. Это помогает ребятам глубоко
проникнуться изучаемым материалом, потрогать
руками, что помогает развивать моторику рук, а
вместе с тем и логическое мышление. Но сегодня
мне хочется рассказать еще об одном методе,
который я широко использую на уроках русского
языка и литературы. Это метод педагогической
мастерской (французской мастерской). На
протяжении нескольких лет я использую на своих
уроках деятельность французской группы Нового
образования, ставящая целью разработку и
внедрение в практику образования интенсивных
методов обучения и развития ребенка. Одним из
основополагающих методов деятельности этой
Группы является педагогическая мастерская.

В последние годы этот метод используется во
многих странах мира, т.к. идеи и принципы его
соответствуют ценностным ориентирам
современных педагогов: гуманизация образования
и воспитания, интерес к индивидуальности,
стремление воспитать личность творческую,
самостоятельную, свободную.

В работе мастерской важен сам процесс, который
приобщает к радости творчества, к
самостоятельной исследовательской
деятельности. Это дает ощущение собственной
значимости и уважения к неповторимости другого.

Вот некоторые принципы обучения в
педагогической мастерской:

  • Равенство всех участников, включая мастера.
  • Все способны к творчеству.
  • Создание личностной мотивации.
  • Отсутствие оценки, соперничества.
  • Чередование индивидуальной и коллективной
    работы.
  • Важность не только результата творческого
    поиска, но и самого процесса, в котором
    реализуются законы проблемного обучения.
  • Язык – важнейший материал для работы во всех
    мастерских, независимо от предмета; Выбор
    материала, вида деятельности, способа
    предъявления результата.
  • Нравственная ответственность каждого за свой
    выбор, процесс и результат деятельности.

Каждое занятие мастерской несет в себе
огромный объем информации. Уникальность этого
метода заключается в том, что его нельзя
запланировать и расписать поминутно, потому что
не знаешь, как повернется ход событий, как будут
работать ученики. Мастер- учитель является на
этом уроке Иваном Сусаниным, но вести он должен
по правильному, только ему известному пути, но
никто из ребят об этом не должен догадаться.

Последний, обязательный этап мастерской –
рефлексия, во время которой происходит осознание
своей деятельности. Какие изменения произошли во
мне? Был ли осуществлен первоначальный замысел?

Конечно, в основе каждой мастерской – своя
тайна, свой секрет, к разгадке которого и
направлен процесс работы. Если этот процесс
пережит вместе с мастером, если сам участник стал
хоть немного исследователем, творцом, тогда
тайна обязательно раскроется, подарив ощущение
собственной значимости и уважения к
неповторимости другого.

В последнее время активно начали внедрять в
практику методы обучения, связанные с
использованием мультимедиа на уроках. Конечно,
это значительно облегчает процесс обучения в
плане объема информации, наглядности
представляемого материала. Широко
распространенный в современной педагогике метод
проектов “работает” по тем же принципам, что и
мастерская, поэтому он стал мне близок и понятен,
и я использую его в своей практике. Предлагаю
коллегам материалы урока мастерской
приуроченной к календарной дате. Его проводить
можно 9 октября во Всемирный день почты.

Данная мастерская способствует формированию
умения строить и анализировать свои чувства и
выражать их с помощью слов, внимательно
относиться к мнению товарищей. Письма и тексты,
предложенные во время работы, помогают в
укреплении нравственной позиции, активизации
работы воображения. Этому способствует и
выступления самих ребят с информационным
материалом, который они готовили самостоятельно,
а также использование новых информационных
технологий.

Урок письма или “Почтальон Печкин”

Цели урока:

  • возродить традиции эпистолярного жанра,
    сконцентрировать внимании школьников на
    ценностях родного языка;
  • развивать способность к сочинительству, тонко
    выражать свои мысли;
  • научить учащихся правильно подписывать
    конверты, грамотно составлять текст письма;
  • научить правильно выбирать жанр и
    придерживаться его во время написания письма;
  • учить работать в коллективе, толерантно
    выполнять совместную работу, учиться приходить к
    единому мнению;
  • организовать творческую деятельность по
    созданию письма, оригинальности оформления.

Оборудование:

Толковые словари. Почтовый ящик (сделанный из
картонной коробки), конверты разного формата,
разного оформления, фломастеры, карандаши,
краски, ватман или белые листы бумаги (т.к. урок
подразумевает творческий процесс). Мультимедиа
проектор, а так же раздаточный материал:

  • “ Письмо Татьяны” А.С.Пушкин.
  • “Письма на тот свет” Е. Булгакова.
  • “Письма современных школьников”.
  • “Узелковое письмо инков”.
  • “Образец унциального письма из Византии Х век”.

Оформление доски:

1. Дата, тема, цели, эпиграф: “…Я вам пишу, чего
же боле…”
2.. Мультимедийный экран.
3. На белом листе бумаги в виде конверта записано
слово: Почта

Оформление кабинета:

  • Почтовый ящик;
  • Стенд с разными открытками, конвертами;
  • Плакаты “Почта России”
  • Иллюстрации древней письменности.
  • Голуби

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Мобилизация внимания школьников, создание
мотивации к действиям на уроке.
Деление на группы. При входе в класс, учитель
раздает цветные конвертики, а на столах лежат
аналогичные большие конверты. Учащиеся садятся
за тот стол, конверт которого соответствует
цвету его конвертика. Это делается для того,
чтобы разорвать дружеские связи.

II. Ключевое слово: “Почта”

Подобрать ассоциативные слова: письмо,
почтальон, почтамт, послание, конверт, голуби, и
т.д.
Выбираем самые интересные. (На доску выписываем
1-2 слова от группы), ребята сами выбирают лучшие
(основные); (обязательно учитывается их мнение).
Получается почти одно и тоже.
Возникает вопрос: А что обозначают эти слова?

III. Работа со словарем

Письмо

1. Написанный текст, посылаемый для сообщения
чего-нибудь, кому-нибудь. (Заказное письмо)
2. Умение писать. (Учиться чтению и письму.
Искусство письма
)
3. Система графических знаков для передачи,
запечатления речи. (Словесно-слоговое письмо,
иероглифическое письмо
)
4. Манера художественного изображения. (Реалистическое
письмо Икона старинного письма
).

Толковый словарь С.И.Ожегова и
Н.Ю.Шведовой.

Почта

1. Учреждение по пересылке писем, посылок,
бандеролей, денег, а также здание, где помещается
такое учреждение. (Сдать бандероль на почту)
2. Пересылка, доставка средствами этого
учреждения. (Послать письмо почтой или по почте)
3. То, что доставлено этим учреждением, а также
вообще доставленные адресату письма, посылки,
бандероли. (Почта пришла. Разносить почту)
4. В старину: такое учреждение, занимающееся
одновременно регулярной перевозкой пассажиров в
конных экипажах. (Служить на почте ямщиком)

* Полевая почта —

1) воинская фельдъегерская почтовая связь;
2) закодированное наименование воинской части,
военного учреждения.

Толковый словарь С.И.Ожегова и
Н.Ю.Шведовой.

Почтальон — работник почты,
доставляющий корреспонденцию по адресу.

Толковый словарь С.И.Ожегова и
Н.Ю.Шведовой

Почтамт — главное почтовое
учреждение города, осуществляющее также все виды
телеграфной и телефонной связи, а также здание,
где помещается такое учреждение.

Толковый словарь С.И.Ожегова и
Н.Ю.Шведовой

— К какому жанру относится письмо?
эпистолярному жанру.)

III. Объяснение нового мтериала

Эпистолярная литература
(от греч. epistole — письмо),

  1. Изданные письма частного характера.
  2. Совокупность произведений, использующих форму
    письменного обращения к другому лицу.

— Наряду с научной, публицистической
эпистолярной литературой распространена
художественная эпистолярная литература;
основные жанры — стихотворное послание и роман в
письмах (“Бедные люди” Ф.М. Достоевского).
Художественная проза восприняла многие
особенности “частной” эпистолярной литературы
как письменной формы бытовой речи.

Эпистолярный, -ая, -ое:

  1. Относящийся к частной переписке, к письмам. (Эпистолярное
    наследие поэта
    )
  2. Имеющий форму письма, переписки (о литературном
    произведении). (Э. жанр. Э. роман (роман в
    письмах)

Эпистолярный, -ая, -ое [фр. ftpistolaire
< греч. — см. эпистола]:

1. Относящийся к частной переписке, письмам. (Эпистолярное
наследие писателя
.)

2. Имеющий форму переписки. (Э. роман (роман
в письмах)

Эпистола, ы, ж. [лат. epistola < греч. epistole < epistello посылаю, отправляю],
устар. (Письмо, послание)

— Ребята, а кто может рассказать, как возникло
письмо?

IV. Доклады учащихся (дополнительная
исследовательская работа):

Для полного восприятия того, что они
находятся в помещении почтамта, докладчики
выходят в кепке и с сумкой почтальона

1. Рассказ о возникновении письменности с
использованием мультимедиа. (Презентация
“Письменность, как она возникла”)

— А кто может добавить, как письмо развивалось?

2. Рассказ о развитии письма с использованием
мультимедиа. (Презентация “Эволюция письма”)

— Когда появилась первая почта и где? Когда
появились первые почтальоны?

— Как и где впервые появились синие почтовые
ящики?

3. Рассказ о появлении почтового ящика.

V. Предлагаю послушать письмо:

А.П.Чехов. “Ванька Жуков” (Письмо на деревню
дедушке)

  1. Чего не хватает в этом письме?
  2. Получит ли его адресат?
  3. Что является главным, для того, чтобы адресат
    получил письмо? (адрес)

— Какие вы конверты видели?

На столах чистые конверты без разметок.
Ребятам предлагается самостоятельно подписать
конверт (сравниваются, выявляются ошибки).
Предлагается посмотреть на современный конверт,
где указаны строки и отправителя, и получателя.
Показать, что сейчас очень просто правильно
подписать конверт (разные виды, формы, размеры
конвертов).

VI. Работа в группах

На столах лежат образцы разных жанров письма:

  1. “Письмо Татьяны” А.С.Пушкина;
  2. “Письма на тот свет” Е.Булгаковой;
  3. “Письма современных школьников”
  4. “Узелковое письмо инков”
  5. “Образец унциального письма из Византии 10 век”

Предлагается самостоятельно посмотреть
письма, определить те, с которыми мы можем
работать.

— Почему мы не можем прочитать эти письма?

Чтение письма вслух.

Задание:

  1. Проанализировать.
  2. Выписать интересные (ключевые) моменты.
  3. Сравнить.
  4. Выявить недостатки.

Ребята работают в группах, выбирают
аналитика-докладчика. По ходу выступлений
возникают вопросы, коллективное обсуждение.

— Какие стили письма вы знаете?

— Рассказать о структуре написания письма.

VII. Индивидуальная работа

На столах лежит список тем сочинений:

  1. “Письмо моей семье”
  2. “Письмо президенту”
  3. “Яркое событие моей жизни”
  4. “Мой учитель”
  5. “Хочу рассказать тебе о своем родном крае”

Предлагается написать сочинение-миниатюру в
виде письма, по заданным темам. Так как время
ограничено, заслушивается одно сочинение от
группы, какое ребята выбирут сами.

VIII. Следующий этап коллективной работы

На большом белом листе бумаги учащиеся
рисуют (в виде коллажа) почту будущего (участвует
вся группа). Вывешиваем на доску. Рассказывают о
том, что нарисовали.

IX. Рефлексия (обязательный этап
мастерской)

— На столе у вас конвертики, голуби. Вложите в
них свои сочинения. Вместо адреса напишите на
конверте пожелания, замечания по уроку и
отправьте их по почте, опустив их в наш почтовый
ящик.

X. Домашнее задание: Написать
сочинение на тему: “Я пишу, чтобы рассказать
тебе, как почта помогает мне”.

XI. Заключительное слово

— Стремительно летит время. Оно несет с собой
перемены во всем: в жизни, в науке, технике,
культуре. Старое уступает дорогу новому,
передовому.
Двадцать первое столетие отмечено бурным
техническим прогрессом, который отражается на
всех сторонах деятельности людей. Свой отпечаток
он наложил и на почту. Родившаяся в далекие
времена, почта стала быстрее, сложнее, точнее.
Письма в кратчайший срок доставляются поездами,
автомобилями, самолетами, космическими ракетами.
Обрабатывают корреспонденцию компьютеры.
Но, быть может, в связи с развитием техники
потеряют свое былое значение почтовые
отправления? Ведь есть телефон, телеграф,
телетайп, радио. Телевидение, быстро передающие
самую разнообразную информацию. За последние
годы разработан способ передачи сообщений с
помощью телеаппаратуры, спутников связи. Может
быть, отпадет надобность в передаче писем, как
основного общения между людьми, разделенными
расстояниями? Такая мысль невольно приходит на
ум.
И все-таки, несмотря на огромные достижения науки
и рождение новых средств связи, почта еще очень
долго будет выполнять свои трудные, хлопотливые
задачи. Каждому человеку приятно получить
конверт с запечатанным в нем письмом от родных,
друзей, радостно держать в руках бумажный листок,
который, кажется, еще хранит тепло близкого
человека, узнать знакомый почерк. С помощью писем
люди как бы встречаются друг с другом, делятся
радостями и горестями. Что, кроме письма, может
выполнить эту задачу столь полно и впечатляюще?
Почта связывает нашу страну со всем миром. Так
давайте же писать друг другу письма! И тогда,
получив, его адресат улыбнется, а каждая улыбка
это лучик нашего солнца. Чем больше улыбок, тем
светлее становится на нашей Земле!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *