Ознакомление детей дошкольного возраста с основами эмоционально-нравственного воспитания

  • Полякова Юлия Викторовна, учитель-дефектолог

Взрослые по разному смотрят на детей. Одни
любят их общество, другие видят в нереальном
розовом свете, третьих чарует малыш, но возмущают
растущие независимость и своеволие. Но нельзя
отрицать, что взрослый для ребенка является
незаменимым источником знаний об окружающей
действительности и о самом себе. Именно от
взрослых зависит будет ли детство ребенка
счастливым, а развитие полноценным.

Взрослая жизнь, богатая разнообразными
эмоциями, чувствами, потребует от ребенка
правильного их понимания и соответствующего на
них реагирования. Эмоции в норме регулируют
восприятие, внимание, память, мышление и другие
психические процессы ребенка, а также его
деятельность. Но дошкольники часто находятся под
влиянием переполняющих их чувств и не всегда
способны управлять своими эмоциями. Требуется
достаточно сил и времени для того, чтобы малыш
научился осознавать свои переживания, понимать
эмоции других людей и взрослых.

Как отмечал Сергей Леонидович Рубинштейн,
«эмоции не развиваются сами по себе, :основная
задача заключается в том, чтобы надлежащим
образом их направить. Это большая по своему
жизненному значению проблема».

Однако очевидно, что развитие познавательной
сферы без системы общеукрепляющих воздействий,
целенаправленного формирования коммуникативных
навыков, развитие эмоциональной сферы, не
приводит к желаемому результату.

Формирование эмоций является одним из
важнейших условий становления личности
человека. Поэтому так актуальна и важна работа,
направленная на развитие эмоциональной сферы.

Преобразования, происходящие в России в
последнее время, ставят особые задачи перед
системой дошкольного образования. На первый план
выступает личностно-ориентированная модель
общения педагога с ребенком, забота о сохранении
психического здоровья каждого ребенка, принятие
его индивидуальности, раскрытие и развитие
творческих способностей. При этом развитие
личности, способной к восприятию и пониманию
собственных эмоциональных состояний и
эмоциональных проявлений других людей,
рассматривается как условие успешной ее
адаптации в современном обществе. Очень важно
научить ребенка рассказывать о своем внутреннем
мире, слушать, слышать и понимать окружающих [4].

Для воспитателя дошкольного учреждения
возможно организовать цикл занятий, бесед,
проводимых с детьми в вечернее время.
Воспитатель имеет возможности проводить работу
по эмоциональному развитию как индивидуально,
так и с группой, и, следовательно, ребенок имеет
возможность услышать несколько точек зрения,
расширять свой поведенческий репертуар.

Начать эту работу можно со знакомства детей со
своеобразным эмоциональным букварем, т.к.
рассказать другим о чувствах, сделать из
понятными можно не только с помощью слов, но и
особого языка эмоций: мимики, жестов, поз,
пантомимики, интонации. Педагогу нужно учить
детей пользоваться языком эмоций как для
выражения собственных чувств и переживаний, так
и для лучшего понимания состояния других.

Педагог может использовать известный ему
литературный материал. Вспоминая героев
произведений, их переживания, дети сопоставляют
их с личным опытом. Впоследствии это поможет им
разобраться в непростых жизненных ситуациях.

Педагогу необходимо научить детей соотносить
собственные эмоции с соответствующими событиями
и индивидуальными предпочтениями, учить ребят
анализировать эмоциональное состояние другого,
понимать его настроение, а также принимать его
позицию.

Взрослый обогащает словарь детей
словами-синонимами, обозначающими эмоции.
(Например, «радостный»: «веселый», «ликующий»,
«лучистый», «праздничный», «лучезарный»,
«яркий», «бодрый», «приятный», «довольный»,
«жизнерадостный» и др.) Данный аспект работы
помогает ребенку выразить словами свое
состояние, ведь у каждого человека они
многогранны и многообразны. При работе над
развитием эмоций педагог может ставить
следующие задачи.

Средняя группа:

— Дать детям первичные знания о некоторых
базовых эмоциях: радость, удивление, страх, гнев,
горе, интерес, спокойствие.

— Учить различать эмоции по схематическим
изображениям.

— Учить передавать заданное эмоциональное
состояние, используя различные выразительные
средства (мимику, жесты, пантомимику, интонации).

Этапы работы при знакомстве детей с основными
эмоциями:

На начальном этапе работы с детьми необходимо
вызывать и закреплять положительные эмоции. Для
этого первоначально необходимо усвоить ряд
положительных эмоций «Радость, удовольствие,
удивление (за счет положительных ситуаций)».
Следующим этапом становится знакомство с
отрицательными эмоциями (грусть, страх, обида и
др.). Важно учить ребенка понимать свои эмоции,
причины их возникновения, и то, их нужно суметь
пережить. Таким образом, учимся избавляться от
отрицательных эмоций за счет перехода от
негативного состояния в позитивное (например,
спросить у ребенка что случилось, помочь понять
причину этого, сказать добрые слова, предложить
детям ласково погладить ребенка, поддержать).
Используются противопоставления и известных
полярных эмоций. Это будет способствовать
развитию эмоционального воображения у детей,
закреплению навыков саморегуляции эмоций,
адекватному реагированию в различных ситуациях,
развитию умения справляться со своими
состояниями за счет выражения той или иной
эмоции [5].

Работа по знакомству с определенной эмоцией
должна проходить в интересной и доступной для
ребят форме с использованием: развивающих игр
(игр-драматизаций, сюжетно-ролевых, игр на
развитие навыков общения); упражнений
(подражательно-исполнительского характера, на
мышечную релаксацию); этюдов; рассматривания
рисунков и фотографий; чтения художественной
литературы; рассказов педагога и детей;
сочинения историй; бесед; моделирования и
анализа заданных ситуаций; слушания музыки;
рисования; мини-конкурсов, мини-соревнований.

При грамотном проведении данной работы
воспитателем ребенок научится правильно
понимать эмоциональные реакции в определенных
ситуациях, станет более не зависимым от
случайных впечатлений, поведение станет более
устойчивым. Со временем изменится в лучшую
сторону и отношения с окружающими, расширится
контакт ребенка с внешним миром.


«Лисичка веселая — грустная»

(Средняя группа)

Цель: Знакомить детей средней группы с
эмоциями (веселье, грусть) и способами их
выражений (мимика, пантомимика, движения). Учить
определять настроение по мимике, движениям,
жестам. Способствовать формированию у детей
дружелюбия, умения любить окружающих. Развитие
воображения, внимания, речи.

Оборудование: игрушка — лисичка, шапочка
лисички, конверты с карточками к игре «Азбука
настроения», иллюстрация с пиктограммами
«радость», «грусть», коврик и на каждого
ребенка. Столы, стулья, магнитная доска. Музыка:
веселая, спокойная.

Ход занятия

Вход. Дети заходят в группу — играет веселая
музыка. Здравствуйте, ребята! Какая звучит
музыка, какое у неё настроение (веселое). Какое у
вас настроение? Настроение бывает разное. На него
влияют наши эмоции. Сегодня мы поговорим о
эмоциях (радость и грусть), которые проявляются в
нашем настроении — веселым, радостным и
грустным, печальным.

1. Игра «Здравствуй, я лисичка» (Ритуал начала
занятия).

Ведущий надевает на руку куклу-Лисичку (можно использовать
обычную игрушку). Ребята, посмотрите, к нам в
гости пришла лисичка-сестричка. Давайте с ней
поздороваемся! Каждый ребенок жмет лисичке лапку
и представляется, называя себя ласковым именем,
например: «Здравствуй, я лисичка». —
«Здравствуй, я Сашенька». Молодцы,
присаживайтесь на коврики.

2. Беседа «Наши эмоции».

Воспитатель говорит: «Нам лисичка принесла
рисунки. Давайте их посмотрим. Посмотрите на
первый рисунок. Здесь нарисована девочка. Она
улыбается, глаза слегка припущены, уголки рта
приподняты. Она улыбается. Она смеется. Она
радуется. Давайте тоже улыбнемся, порадуемся».
Обращаясь к детям «Мы радуемся, когда нам дарят
игрушки, с нами играют, мы видим маму. Что мы
делаем, когда улыбаемся? Мы радуемся! Мимикой
лица попробуем передать эмоцию радости —
улыбнемся». «А теперь, дайте посмотрим на другой
рисунок, который нам принесла лисичка. На нем
нарисован мальчик. Ему грустно. Глаза слегка
сужены. Уголки рта опушены вниз. Он плачет. Он
грустит. Мы грустим, когда нас обижают, когда нам
одиноко, когда не с кем поиграть. Давайте
изобразим на лице грусть — погрустим. Что нужно
сделать, чтобы перестать грустить (чтобы мы
обрадовались)? Сейчас я вам открою небольшой
секрет — нужно улыбнуться. Что мы делаем, когда
улыбаемся? Мы радуемся!». Прекрасно.

3. Игра «Лисичка веселая — грустная»

Давайте пофантазируем. Представьте, что мы
волшебники и превратимся в веселых лисичек когда
они играют, после этого — грустных лисичек, когда
они скучают по маме, веселых лисичек, когда им
купили новую игрушку, грустных лисичек, когда у
них нет друзей. И, наконец, опять в веселых
лисичек, когда к ним пришла мамочка.

4. Игра «Азбука настроения»

Педагог. А теперь садитесь за столы. А лисичка
на вас посмотрит.

Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет, без сомнения,
На всех нас настроение.
Кто веселится?
Кто грустит?
Рассеет все сомнения
Азбука настроения. (Н. Белополъская)

(Детям, сидящим за столом, раздается по конверту
с набором из трех карточек, на каждой из которых
изображен персонаж с разным эмоциональным
состоянием)

Воспитатель. Перед вами конверты в которых
лежат карточки с персонажами, которым вы можете
дать имена. Внимательно рассмотрите свои
карточки и представьте своего персонажа. Кто он?
Как его зовут? Какое у него настроение? А теперь
по моему сигналу поднимите карточку, на которой
ваш персонаж грустит, радуется… Объясни, почему
твой персонаж веселый или грустный. Молодцы!
Справились с заданием хорошо!

5. Упражнение «Тренируем эмоции»

А теперь давайте проделаем зарядку для лица.

Улыбнитесь, как
— кот на солнце;
— радостный ребенок;
— как хитрая лиса.

Погрустите, как
— ребенок, который остался один дома;
— медвежонок, у которого болит живот;
— малыш, которому хочется поплакать.

И снова улыбнитесь, как
— как солнце;
— Буратино
— Как мамочка.

(Дети выполняют мимические упражнения)
Замечательно!

6. Итог. «Подари улыбку»

Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Дети наше
занятие подходит к концу, давайте в заключение
еще раз вспомним, о каких эмоциях мы говорили
сегодня. Давайте возьмемся за руки и подарим
улыбку друг другу (посмотрим на всех кто стоит в
кругу и подарим им улыбку). Замечательно. Давайте
попрощаемся с лисичкой! Досвидания!

Список литературы

1. Петрова, В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет.
Нравственное воспитание в детском саду /В.И.
Петрова, Т.Д. Стульник. — М. : Мозаика-Синтез, 2008.

2. Бондаренко, Е. А. Развивающие игры для детей [
Текст] / Авт. — сост. Е. А. Бондаренко. — М. :
Издательство АСТ ; Донецк : Сталкер, 2003. — 155 с.

3. Веракса, Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном
возрасте: Пособие для педагогов дошкольных
учреждений /Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. — М. :
Мозаика-Синтез, 2008.

4. Пазухина, И.А. Обогащение эмоционального
опыта дошкольника / И.А. Пазухина // Дошкольная
педагогика. — №3 (52), — 2009.- С. 46 -51

5. Ковалец, И. В. Азбука Эмоций: Практическое
пособие для работы с детьми, имеющими отклонения
в психофизическом развитии и эмоциональной
сфере [Текст] : методическое пособие для
педагогов общего и спец. образования / И. В.
Ковалец. — М. : Владос, 2003. — 136 с.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *