Органы дыхания и газообмен

  • Левая Ольга Васильевна, учитель биологии

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Этот урок предназначен для учащихся 7-го класса, изучающих биологию по авторской программе В.В. Пасечника. Авторы учебника В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Урок идет в разделе «Эволюция строения и функций органов и их систем.

Цели урока:

Образовательные:

  • изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями;
  • раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;

Развивающие:

  • развить умение выделять главное, сравнивать, делать правильные выводы, логически мыслить, находить закономерные связи между строением и функциями, развивать эмоции учащихся и познавательный интерес;

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;
  • развивать самостоятельность, воспитывать интерес к предмету, воспитывать чувство взаимовыручки;

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. Тест.

Вариант I

  1. Покровы тела у членистоногих представлены:
    1) плоским эпителием;
    2) хитинизированной кутикулой;
    3) эпидермисом;
    4) собственно кожей.

  2. Наружный скелет имеют:
    1) моллюски;
    2) рыбы;
    3) ланцетник;
    4) птицы.

  3. Позвоночник рыб состоит из:
    1) 2 отделов;
    2) 3 отделов;
    3) 4 отделов;
    4) 5 отделов.

  4. Особенностью скелета земноводных является:
    1) отсутствие грудной клетки;
    2) имеет шейный отдел;
    3) состоит из скелета черепа, позвоночника, конечностей;
    4) лицевая часть черепа больше мозговой.

  5. К поясу передних конечностей млекопитающих относится:
    1) ключица;
    2) тазовые кости;
    3) бедренная кость;
    4) грудина.

  6. Амебоидное движение характерно для:
    1) головоногих моллюсков;
    2) ракообразных;
    3) простейших;
    4) червей.

  7. Первичную полость тела имеют:
    1) плоские черви;
    2) ланцетник;
    3) кольчатые черви;
    4) рыбы.

  8. Функция опорной системы:
    1) кроветворная;
    2) транспортная;
    3) защитная;
    4) газообмен.

  9. Инфузория туфелька движется при помощи:
    1) жгутиков;
    2) ресничек;
    3) ложноножек;
    4) оболочки клетки.

Вариант II

  1. Покровы тела у плоских червей представлены:
    1) плоским эпителием;
    2) хитинизированной кутикулой;
    3) эпидермисом;
    4) собственно кожей.

  2. Внутренний скелет имеют:
    1) моллюски;
    2) членистоногие;
    3) рыбы;
    4) черви.

  3. Позвоночник птиц состоит из:
    1) 2 отделов;
    2) 3 отделов;
    3) 4 отделов;
    4) 5 отделов.

  4. Особенностью скелета птиц является:
    1) отсутствие многих костей, легкие прочные кости;
    2) позвоночник состоит из 5 отделов;
    3) состоит из скелета черепа, позвоночника, конечностей;
    4) лицевая часть черепа больше мозговой.

  5. К поясу задних конечностей млекопитающих относится::
    1) ключица;
    2) тазовые кости;
    3) бедренная кость;
    4) грудина.

  6. Реактивное движение характерно для:
    1) головоногих моллюсков;
    2) ракообразных;
    3) простейших;
    4) червей.

  7. Вторичная полость тела у:
    1) хордовых;
    2) плоских червей;
    3) кишечнополостных;
    4) круглых червей.

  8. Какие функции не выполняет опорно-двигательная система:
    1) опора;
    2) защита;
    3) движение;
    4) газообмен.

  9. Эвглена движется при помощи:
    1) жгутиков;
    2) ресничек;
    3) ложноножек;
    4) оболочки клетки.

III. Изложение нового материала.

  • На какие две группы делится все живое по способу дыхания?
  • Какие организмы называются аэробами, анаэробами?
  • У каких животных впервые появляется дыхательная система?
  • Какие функции она выполняет?
  • Как связана среда обитания со строением дыхательной системы?
  • Как дышат растения, грибы?

Презентация:

  • Какие органы дыхания появляются в типах:
    а) кольчатые черви;
    б) моллюски;
    в) членистоногие;
    г) рыбы;
    д) земноводные;
    е) пресмыкающиеся;
    ж) птицы;
    з) млекопитающие?

(слайды 1–2)

По дыханию все организмы делятся на две большие группы – анаэробы и аэробы. Анаэробы – организмы живущие в бескислородных условиях. Все процессы происходят у них по типу брожения. Это были первые организмы, появившиеся на Земле. Сегодня представления об этих организмах нам могут дать бактерии рода клостридиум. Аэробы – организмы, живущие в кислородных условиях. Процессы жизнедеятельности у них происходят по типу дыхания. Это большинство организмов, сегодня живущих на Земле – грибы, растения и животные. (Слайд
3)

Растение, грибы и примитивные животные, такие как губки, кишечнополостные, плоские и круглые черви дышат всей поверхностью тела. (Слайд 4)

Впервые дыхательная система появляется в типе Кольчатые черви. У многощетинковых кольчатых червей нереиды и пескожила появляются органы дыхания жабры на особых выростах тела параподиях. А есть ли специализированные органы дыхания у дождевого червя. Нет, малощетинковые кольчатые черви дышат всей поверхностью тела. (Слайд 5)

Какие функции выполняет дыхательная система? Что такое дыхание?

Функции дыхательной системы:

  • снабжение организма кислородом;
  • удаление углекислого газа;
  • обеспечение организма энергией. (Слайд 6)

Дыхание – это процесс, сопровождающийся поглощением кислорода и выделением углекислого газа. Дыхательная система выполняет важнейшую функцию – газообмен, без которого невозможна жизнь, ибо превращение энергии в организме происходит в результате окислительного распада питательных веществ с участием кислорода. (Слайд 7)

Из всех систем органов животных и человека дыхательная система больше всего связана со средой обитания. В водной среде обитания кислород растворен в воде, поэтому здесь работают такие органы дыхания, как жаберные щели или жабры. У каких животных орган дыхания – жаберные щели – ланцетник; жабры – многощетинковые кольчатые черви, двустворчатые моллюски, рыбы. (Слайд 8)

У многощетинковых кольчатых червей перистые жабры образуются на выростах кожи; пластинчатые, перистые жабры моллюсков расположены в мантийной полости. Органами дыхания ракообразных тоже являются жабры. Они находятся под головогрудным щитом и представляют собой тонкостенные выросты кожных покровов. Известно, что рак может жить несколько дней без воды, эта особенность обусловлена тем, что отверстия жаберных полостей могут наглухо замыкаться. За счет остатков воды, сохраняющихся в жабрах, и поддерживается дыхание. Наиболее сложно устроены жабры у рыб. Они состоят из жаберных дуг с жаберными лепестками, пронизанными мельчайшими кровеносными сосудами. Вода, проглатываемая животными, попадает в ротовую полость, проходит через жаберные лепестки, омывает их и снабжает кровь кислородом. (Слайды 9–14)

В наземно-воздушной среде обитания появляются такие органы дыхания, как легочные мешки ( брюхоногие моллюски), трахеи (насекомые). У наземных позвоночных животных органами дыхания являются легкие. Они представляют собой тонкостенные полые мешки, оплетенные густой сетью кровеносных сосудов, капилляров. У земноводных эти мешки несовершенны, поэтому 51% поступает через влажную кожу и только 49% – через легкие. Пресмыкающиеся дышат более сложными легкими, в которых появляются многочисленные выросты и легочные перегородки, что значительно увеличивает их внутреннюю поверхность. Для птиц характерно двойное дыхание. Дыхательная система состоит из воздухоносных путей, легких и воздушных мешков,при вдохе воздух через легкие проходит в воздушные мешки, а при выдохе – выходит из легких, а из воздушных мешков снова попадает в легкие. Двойное дыхание не только обеспечивает организм птицы кислородом, но и спасает его от перегрева. (Слайды 15–19)

Наиболее сложно устроена дыхательная система млекопитающих. Она состоит из воздухоносных путей и легких. Легкие образованы множеством мелких пузырьков – альвеол. Схема строения дыхательной системы выглядит так: ноздри – носоглотка – гортань – трахея – бронхи – легкие.

Вентиляцию легких обеспечивает диафрагма, отделяющая грудную полость от брюшной.

(Слайд 20)

Вывод: Эволюция органов дыхания у позвоночных шла по пути:

  1. увеличения площади легочных перегородок;
  2. совершенствования транспортных систем, доставка кислорода клеткам;
  3. развития систем, обеспечивающих вентиляцию органов дыхания. (Слайд 21)

Закрепление:

Заполните таблицу (Слайд 22)

Название группы животныхОрганы дыханияОсобенности строения
Многощетинковые кольчатые червижабрыИмеют перистое строение

Найдите ошибки в приведенном тексте, укажите номера предложений в которых они сделаны, напишите эти предложения правильно:

  1. Впервые дыхательная система появляется у всех представителей типа Кольчатые черви.
  2. Органы дыхания животных разнообразны и зависят от условий среды обитания.
  3. Все животные, живущие в воде, дышат при помощи жабр.
  4. Органы дыхания наземных животных различны- трахеи, легкие.
  5. Дыхательная система млекопитающих состоит из воздухоносных путей, воздушных мешков, легких. (Слайд 23)

Дом. Задание №39, вопросы в конце параграфа (Слайд 24)

Литература:

  1. Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М.С. Гиляров; Редкол.: А.А. Баев, Г.Г. Винберг, Г.А. Заварзин и др. – М.: Сов. Энциклопедия, 1986. – 831 с.
  2. Дольник В.Р. Биология: беспозвоночные животные: пособие для учащихся/В.Р. Дольник, М.А. Козлов. – М.: Просвещение, 2005. – 160с.
  3. Наумов Н.П., Карташев Н. Н. Зоология позвоночных. – Ч. 1. – Низшие хордовые, бесчелюстные, рыбы, земноводные: Учебник для биолог. Спец. Ун-тов. – М.: Высш. Школа, 1979. – 333 с.
  4. В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные. 7 класс» – Издательство «Дрофа».
  5. Биология, пособие для поступающих в вузы/под редакцией академика РАО Н.В. Чебышева.

(Слайд 24)


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *