Обобщение и систематизация знаний по теме Наречие

  • Санникова Жанна Николаевна, учитель русского языка и литературы

1. Организационный момент

Дидактические
задачи
: психологически подготовить учащихся к
общению на уроке. Обеспечить учебную мотивацию,
включение учащихся в совместную деятельность,
актуализировать субъективный опыт учащихся.

Деятельность учителяДеятельность учащихся
Учитель: Здравствуйте, ребята! Ко мне в
руки попало очень странное и необычное послание,
помогите мне понять его смысл. Посмотрите на
экран, на нём вы видите текст этого послания.

Учитель:
(читает текст)

И однажды к тебе я приду
Навсегда, навсегдой, навсегду.
Я тебя за собой увлеку
Вдалеке, вдалекой, вдалеку.
Мы поселимся вместе с тобой
Наверху, наверхе, наверхой.

Ученики: зрительно и на слух
воспринимают текст.
Учитель: В чем нелепица? Какую часть
речи не усвоил в 7 классе автор этого послания?
Ученики: (предполагаемый ответ) Смысл
этого послания понять очень трудно, т.к. автор
этого послания не усвоил наречие. Нелепица в том,
что он изменил наречия, просклонял их, чего
делать было нельзя, т.к. наречие — неизменяемая
часть речи.
Учитель: Что помогло вам в определении
ошибок в данном тексте?
Ученики: (предполагаемый ответ) Нам
помогли знания о наречии.
Учитель: Ребята, мы с вами закончили
изучение темы «Наречие», и сегодня у нас
последний урок. Как вы думаете, чем мы будем
заниматься на уроке?
Ученики: (предполагаемый ответ) Сегодня
на уроке мы будем повторять и закреплять
полученные знания по этой теме.)
Учитель: Совершенно верно, а ещё мы
будем их обобщать и систематизировать. Как вы
понимаете эти слова?
Ученики: (предполагаемый ответ)
Обобщать — это значит говорить обо всём
изученном по этой теме. Систематизировать — это
приводить в систему материал.
Учитель: Попробуйте сформулировать
тему сегодняшнего урока.
Ученики: (формулируют тему урока)
Обобщение и систематизация знаний по теме
«Наречие».
Учитель: Откройте тетради, запишите
дату:, классная работа и тему урока.
Ученики: открывают тетради, записывают
дату, классная работа и тему урока.
Учитель: Так вот, ребята, чтобы не было
таких чудаков, как автор этого текста, мы сегодня
с вами попробуем создать пособие к учебнику
русского языка по теме «Наречие», которое
помогло бы как учащимся школ, так и их
выпускникам подготовке к Единому
Государственному Экзамену. Заготовки для этого
пособия лежат у вас на столах.
Ученики: слушают учителя.
2. Постановка цели урока.

Дидактические
задачи:
обеспечить осмысление цели урока,
используя эвристический метод обучения,
сформулировать цель урока.

Учитель: Какую цель мы сегодня перед
собой ставим?
Ученики: (предполагаемый ответ)
повторить и систематизировать изученный
материал
3. Актуализация

Дидактические
задачи:
актуализировать знания, необходимые
для повторения темы.

Учитель: Сформулируйте вопросы по
заданной теме урока, запишите их на лепестках
лингвистической ромашки и прикрепите к
серединке под названием «Наречие».
Ученики: записывают предполагаемые
вопросы на лепестках и прикрепляют их на доску,
получается ромашка. (Предполагаемые вопросы: Что
нужно знать о наречии как о части речи? Откуда
взялись наречия и как они образуются? Какие
ошибки можно допустить в правописании наречий? В
каких стилях речи используются наречия? На какие
группы делятся наречия?)
Учитель: На все эти вопросы мы попробуем
дать ответы в нашем пособии. Каким бы вы хотели
видеть пособие по наречию?
Ученики: (предполагаемый ответ)
последовательным, логичным, кратким, понятным
4. Коллективное планирование
деятельности.

Дидактическая задача:
спланировать логическое изложение материала в
ходе урока.

Учитель: На доске главы нашего будущего
пособия. Смоделируйте структуру
будущего пособия, расположив главы согласно
логике изложения материала. Обсудите в группах
последовательность глав, исходя из названия
пособия (темы урока)
Ученики: Дети совещаются в группе,
желающие высказывают гипотезы и составляют
алгоритм рассмотрения темы, на основе опорных
глав будущего пособия.

4 глава — «Осторожно:
наречие!»- Служба наречий в речи.

3 глава — «Как напишем наречие?»

2 глава — «Откуда есть наречие?»

1 глава — «Знакомьтесь: наречие!»

Учитель расставляет на доске номера
глав по порядку.
Ученики записывают названия глав в
заготовки пособия
5. Работа в мини-группах

Дидактические
задачи:
используя метод исследования и
возможности работы в мини-группах,
систематизировать изученный материал в виде
схем, таблиц.

Функции этапа:

Коммуникативная: организация
бесконфликтного учебного общения.

Информационная: систематизация полученных
знаний.

Мотивационная: побуждение к расширению
информационного поля.

Учитель: В соответствии с количеством
глав будущего пособия предлагаю вам работу в
мини-группах. Каждая группа будет работать над
одной главой пособия. Над 3 главой работают две
группы, т.к. это очень объёмный материал.

1
группа «Знакомьтесь: наречие!»

2 группа «Откуда есть наречие?»

3 группа «Как напишем наречие?»

4 группа «Как напишем наречие?»

5 группа «Осторожно: наречие!»- Служба
наречий в речи»

(Листы для оформления глав лежат на партах.)

Ученики: слушают учителя.
Учитель: Одному человеку из каждой
группы было дано опережающее задание: подобрать
интересный занимательный материал по теме
«Наречие», оформить его в виде слайда
презентации и представить классу в перерывах
между представлениями глав.

Итак, ваша задача —
кратко изложить изученный материал в виде
таблиц, схем, диаграмм, чтобы им было легко
пользоваться любому человеку, незнающему
наречия. Начинайте работу, у вас есть 10 минут.

Ученики: слушают учителя.
6. Представление результатов
работы в группах.

Дидактическая задача:
проверить результаты работы в группах.

Функции этапа:

1.Коммуникативная: организация
коммуникативного взаимодействия на основе
учебного диалога.

2. Информационная: приобретение новых знаний

3. Мотивационная: побуждение к расширению
информационного поля.

Учитель: Представьте классу результаты
своей работы.
Ученик первой группы представляет
результаты своей работы.

На доску
прикрепляется лист со схемами и диаграммами.

Ученики: фиксируют записи с доски в учебное
пособие.

(Знакомьтесь: наречие!)

ОГЗ

  • признак действия
  • признак признака
Группы наречий по значениюВопросы
Образ действияКак? Каким образом?
ВремяКогда? С каких пор? До каких пор?
ПричинаПочему?
ЦельЗачем?
МестоГде? Куда? Откуда?
МераСколько? Во сколько?На сколько? В какой степени?
В какой В В какой степени?В какой мере?

Наречие относится к глаголу (хорошо петь)

Причастию (уехавшая вчера)

Деепричастию (соблюдая строго)

Прилагательному (чрезвычайно интересный)

Существительному (дом напротив)

Наречию (очень долго)

Домашнее задание ученицы 1 группы
(подобрать занимательный материал по теме
«Наречие»)

(Материал домашнего задания
смотри в приложении)

Выступление ученика 1 группы с домашним
заданием.

Ученики: отвечают на занимательные
вопросы и получают жетоны за каждый правильный
ответ

Ученик второй группы представляет
результаты своей работы.

(Происхождение и
образование наречий)

Ученики: фиксируют записи с доски в учебное
пособие.

Мужественный (прил.) — мужественно

Обдуманный (прич.) — обдуманно

Верх (сущ.) — наверху

Мой (мест.) — по-моему

Одна (числ.) — однажды

Читаешь, сидя на диване (деепр.) — отдыхай сидя
(нар.)

Домашнее задание ученика 2 группы

(найти
материал о происхождении наречий и подготовить
пересказ)
(Материал домашнего задания смотри в
приложении)

Выступление ученика 2 группы с домашним
заданием.

Ученики: слушают выступающего,
фиксируют ключевые слова с экрана в тетрадь.

Ученик третьей группы представляет
результаты своей работы.

(Правописание наречий)

Ученики: фиксируют записи с доски в учебное
пособие

Раздельно
не Не хорошо, а плохо
Вовсе не интересно
Не по-товарищески (не на -О и -Е)
Слитно
Нелепо (не употр. без не)
Говорил неискренне (фальшиво)

Некогда (под удар.) никогда (без удар,)

Умышленно от умышленный

Интересно от интересный

Свежо, певуче, ещё (искл.)

Домашнее задание ученика 3 группы
найти занимательный материал на правописание
наречий
) (приложение)
Выступление ученика 3 группы с домашним
заданием.
Учитель: Поднимите руки, у кого всё
верно.

(Ученики, правильно выполнившие задание,
получают жетоны)

Задание: я буду читать пословицы, а
вы знак «+» ставите в соответствии со слитным
правописанием НЕ с наречиями, а знак «-«, если
наречие с НЕ пишется раздельно.

1) Умное слово
не тяжело, а легко. (противопост.)

2) Легко сказать, нелегко доказать. (трудно)

3) Москва не сразу строилась. (не на О,Е)

4) Летала пташка высоко, села недалёко. (близко)

5) Быстро и хорошо не всегда совпадают. (не на О,
Е)

(ученик говорит «ключ», учащиеся
самостоятельно проверяют);

Ключ: 1.-
2.+ 3.-
4+ 5-

Ученики: отмечают в тетради знаки + и —

Ученик четвёртой группы представляет
результаты своей работы.

(Правописание наречий)

Досуха (от сухой — без прист.) досрочно (от
досрочный — с прист)

По-, в-, во-, если есть суфф.-ому, -ему, -ых, -их, -и.

Кое- перед суфф. -то, -либо. -нибудь. Еле-еле.
Видимо-невидимо

Вверху, кое-где. На миг.

После букв Ш и Ч. Вскачь, наотмашь.настежь (уж
замуж невтерпёж — искл.)

Ученики: фиксируют записи с доски в учебное
пособие.

Домашнее задание ученика 4 группы
(подобрать занимательный материал на
правописание наречий)

(Материал домашнего
задания смотри в приложении)

Учитель: Почему четвёртую главу мы назвали
«Осторожно: наречие?»

Домашнее задание ученика 5 группы

(занимательный материал на употребление
наречий в речи)

(Материал домашнего задания смотри в
приложении)

Выступление ученика 4 группы с домашним
заданием.

Ученики: списывают слова с экрана,
вставляют пропущенные буквы, подчёркивают
лишнее слово.

Ученик пятой группы представляет
результаты своей работы.

(«Осторожно: наречие!» Служба наречий в речи.)

Наречие

  • Художественный (выразительность)
  • Разговорный (живость)
  • Научный (точность)
  • Публицистический (конкретность)
  • Официально-деловой (полноту)

Ученики: фиксируют записи с доски в учебное
пособие

Ученики: (Потому что нужно предупреждать не
только орфографические ошибки, но и
орфоэпические и лексические)

Выступление ученика 5 группы с домашним
заданием.

Ученик: У меня записаны предложения с ошибками.
Исправьте ошибки.

Ученик: Какие ошибки допустил автор этого
текста?

Ученики: (предполагаемый ответ) Автор этого
текста допустил лексические ошибки, он не знает
лексического значения слов

Ученик: У меня записаны предложения с ошибками.
Исправьте ошибки.

Ученик: Какие ошибки допустил автор этого
текста?

Ученики: (предполагаемый ответ) Автор этого
текста допустил лексические ошибки, он не знает
лексического значения слов

7. Подведение итогов

Дидактическая
задача:
подвести итог проделанной работе.

Учитель: Ребята, вот и готово наше
пособие. Давайте подведём итог нашей работе.
Какая задача стояла перед нами в начале урока?
Можно ли считать, что мы ее решили? Каким
получилось наше пособие? Легко ли им будет
пользоваться? Что бы вы сказали будущим
читателям?
Ученики: (предполагаемый ответ) Мы
должны были составить пособие в помощь учащимся.

С
этой задачей мы справились, пособие получилось
наглядным, кратким, логичным, последовательным.

8. Рефлексия

Дидактическая
задача:
инициировать рефлексию учащихся по
поводу успешности своей деятельности.

Учитель: Каково ваше (твое) участие в
работе урока? Оцените свое участие, используя
оценочные наречия?

Хорошоплодотворно
Немалолучше всех
Более внимательноинтересно
Легчеуверенно
Тихогромко
Обдуманноувлечённо
Не совсем понятнонетвёрдо
Недостаточнослабо
Неяснонеобдуманно

Учитель: Авторский коллектив закончил работу
над пособием по наречию. Надеемся, что он
получится не столько ученым, сколько смышленым,
занимательным.

Вы все сегодня успешно и плодотворно
поработали, оценили себя, позвольте и мне
объявить отметки за урок.

(Оцениваются 10 человек выступающих с
представлениями глав и домашними заданиями, а
также дети, получившие жетоны за работу на уроке)

Ученики: Оценочные высказывания
учащихся по поводу своей работы и работы всего
класса.
9. Домашнее задание

Дидактические
задачи:
обеспечить понимание учащимися цели,
содержания и способа выполнения задания.

Учитель: Ребята, дома вам нужно будет
выполнить одно из предложенных заданий по главам
на выбор и заполнить последнюю страницу пособия:

1.Выполнить
разбор словосочетаний, подписав, чем выражены
главное и зависимое слово.

2. Показать графически способ образования
наречий.

3. Составить словарный диктант на правописание
наречий (15 слов).

4. Подобрать и записать 5 предложений одного из
стилей речи с использованием наречий.

Приложение 1

Приложение 2


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *