О включении ситуаций выбора в образовательный процесс в современной начальной школе

  • Крылова Елена Валентиновна, учитель начальных классов

В настоящее время жизнь современного человека требует постоянного выбора. В связи с большим объемом информации деятельность по принятию решений становится все более ответственной и сложной. Задача учителя – подготовить учащихся к принятию самостоятельных решений как в настоящем, так и в будущем, обогащая опыт, включая ситуации сопереживания, сотворчества, содружества, сотрудничества, проблемные и т.д. Активная позиция личности предполагает свободу выбора содержания, форм учебной деятельности и ответственность за произведённый выбор.

На протяжении многих лет я работаю над проблемой включения ситуаций выбора в образовательный процесс начальной школы и рассматриваю это как один из способов обогащения опыта младших школьников. Теоретический анализ показал, что образовательный процесс в начальной школе обладает богатыми возможностями. Работы, посвященные изучению младшего школьного возраста, дают возможность утверждать, что ребенок, приходя в школу, имеет уже определенный ценностный опыт, в котором выделяются свои интересы и предпочтения; операциональный опыт, включающий в себя разнообразные умения действовать в конкретных ситуациях; опыт сотрудничества с окружающими людьми; опыт рефлексии, связанный с самооценкой своих отдельных действий, своих поступков. Таким образом, в опыте детей 6-7 лет имеются необходимые предпосылки для включения их в ситуации выбора. Обогащение опыта младших школьников ситуациями выбора оказывается весьма актуальным.

Я работаю по системе Л.В. Занкова много лет. Это целостная, научно обоснованная система, все части которой взаимосвязаны и взаимодействуют, в основу системы положена идея общего развития ребёнка, опора на его опыт, что создаёт благоприятные условия для включения ситуаций выбора в образовательный процесс начальной школы. За большой период времени мною разработана система включения ситуаций выбора в образовательный процесс в начальной школе. Ситуации выбора строятся сообразно возрастным особенностям детей, с опорой на их предшествующий опыт, с учетом специфики образовательного процесса в современной начальной школе: при выполнении самостоятельных работ на уроках, домашних заданий, требующих выбора творческого или традиционного содержания, уровня сложности, коллективной, предполагающей работу в парах сменного состава, группах, индивидуальных форм, участия во внеклассных мероприятиях. Специальная работа соответственно должна проводиться и с родителями детей, педагогами, работающими в классе, по осмыслению значимости включения ситуаций выбора в образовательный процесс.

Включая ситуации выбора в образовательный процесс в начальной школе, важно помочь детям отработать алгоритм действия в них:

  • вхождение в ситуацию выбора;
  • анализ воспринятой информации;
  • принятие решения;
  • сама деятельность по реализации принятого решения;
  • анализ полученного результата и обоснование произведённого выбора.

Организовывать работу по включению ситуаций выбора необходимо начинать с первого класса. Сначала я знакомлюсь с детьми заочно, обращаясь к документации (личное дело), далее, чтобы получить более подробное представление о классе, о каждом ребенке, его интересах, умениях, которыми он уже владеет (учебных, коммуникативных, организаторских, бытовых, художественных, спортивных и т. д.) на первом родительском собрании предлагаю анкету:

  1. Ф. И.О. ребенка, число, месяц, год его рождения.
  2. Домашний адрес, телефон.
  3. С кем живет ребенок? (если есть братья, сестры, укажите их возраст).
  4. Особенности здоровья Вашего ребенка: полностью здоров, здоров в основном, часто болеет (подчеркните, дополните).
  5. Чем любит заниматься ребенок?
  6. С кем чаще всего это делает: а) с сверстниками; б) с взрослыми; в) с родителями, бабушкой, дедушкой); г) самостоятельно.
  7. Посещал ли Ваш ребенок до школы детский сад, музыкальную школу, спортивную секцию, танцевальный кружок? (подчеркните, дополните)
  8.  Что умеет делать Ваш ребенок? (подчеркните, дополните): читать, считать, рисовать, лепить, проявлять уважение к окружающим людям, умеет вести себя в соответствии с правилами этикета, легко вступать в контакт с детьми, с взрослыми, ухаживать за домашними животными, цветами.
  9. Чем и где Вы хотели бы, чтобы Ваш ребенок занимался в свободное от учебы время?
  10. Оцените по 4-х бальной шкале степень выраженности у Вашего ребенка следующих качеств( 4 – ярко выражено, 3 – выражено, 2 – слабо выражено, 1 – не выражено) доброта, отзывчивость, любознательность, непосредственность, капризность, импульсивность, упрямость.
  11. Есть ли на сегодняшний день у Вашего ребенка проблемы, связанные с развитием, отношениями с людьми, характером общения? (подчеркните, дополните).
  12. В решении каких проблем Вашего ребенка Вы ждете помощи от школы?
  13. Каких результатов деятельности Вашего ребенка Вы ожидаете по окончании им начальной школы?

Некоторые сведения о Вас:

  1. Ф. И. О. родителей, телефон для связи.
  2. Дополнительные сведения для учителя.

Весь первый класс я веду наблюдение за детьми, чтобы выявить опыт детей, присутствие в их жизни ситуаций выбора, фиксирую отношение к ситуации выбора детей, как дети анализируют, размышляют, что выбирают, доводят ли начатое до конца.

Ситуации выбора реализуются на уроках и во внеурочной деятельности и включают в себя:

  • выбор формы подачи личных умений (рисунок, письмо, поделка и т. д.);
  • выбор инструмента, материала для выполнения работы (карандаш, фломастер, цветная бумага и т. д.);
  • выбор цветовой гаммы при оформлении работы;
  • выбор места ответа на уроке (у доски, парты);
  • выбор одного из вариантов самостоятельной работы, отличающихся по содержанию, способам действия;
  • выбор пожеланий личного характера;
  • нравственные ситуации выбора;
  • ситуации выбора участия во внеурочной деятельности.

Все ситуации, включаемые в образовательный процесс начальной школы, начиная со второго класса, условно мною разделены на четыре группы. К первой группе относятся ситуации выбора «Пальчики», которые настраивают детей на выбор в учебном году и проводятся каждый год 1 сентября на первом уроке. Вторую группу составляют ситуации выбора при выполнении самостоятельных работ на уроках. К третьей группе относятся ситуации выбора при выполнении домашних заданий. Четвертая группа представляет собой ситуации выбора участия учащихся во внеклассных мероприятиях.

Каждый год в начальной школе 1 сентября я включаю детей в ситуации выбора «Пальчики», которая ориентирует учащихся на ситуации выбора в учебном году.

1 сентября на первом уроке в первом классе, предварительно разложив цветной картон каждому на парте, в процессе беседы предлагаю следующее задание: «Приготовьте, пожалуйста, цветные карандаши, фломастеры, ручку и положите это на край парты. Молодцы!

1 сентября — это праздник не только у первоклассников. В этот день начинаются занятия в институтах, колледжах, во всех учебных заведениях нашей страны. Но каждый человек по — особенному вспоминает свое 1 сентября в 1 классе. У ваших родителей, бабушек, дедушек сохранились старые фотографии, которые они бережно хранят и с любовью вспоминают, какими они были в школьные годы. Сегодня вас тоже фотографировали, снимали на видеокамеру. Нам, педагогам, хотелось, чтобы кроме фотографий у вас осталось еще что-нибудь на память о сегодняшнем дне. Перед каждым из вас на парте лежит цветной картон. Раскройте свои пальчики и приложите ладошку к стороне картона так, чтобы все ваши пальчики поместились. Подумайте и выберите то, чем вы будете работать: ручку, цветные карандаши или фломастеры. Обведите пальчики как вам удобно… Молодцы!

Вы уже наверняка многое знаете и умеете. Вспомните, пожалуйста, что вы умеете, чем дорожите больше всего. (Дети перечисляют). А теперь каждый из вас подумает, что он умеет особенно хорошо делать. Напиши или нарисуй об этом на пальчиках. Выбери из того, что умеешь лучше всего, что хочешь оставить на память: можно записать слова, цифры, свое имя и фамилию, сделать рисунок. Выбери и приготовь для этого то, что тебе необходимо: цветные карандаши, ручка, простой карандаш… Молодцы! (Учитель собирает работы.) Ваши пальчики будут храниться в специальных творческих папках в классе. Так мы будем делать все четыре года 1 сентября, сравнивая, как растут ваши пальчики, чему вы научились за целый год».

Ситуация выбора «Пальчики-1» имеет большие диагностические возможности. При анализе проведенной ситуации можно зафиксировать у каждого ребенка:

  • выбор вида инструмента при выполнении работы;
  • выбор руки для обводки;
  • выбор формы подачи личностных умений;
  • выбор цветовой гаммы решения.

Наблюдения помогают организовать работу в классе в дальнейшем. В следующих ситуациях «Пальчики» я изменяю вопросы в зависимости от цели.

На протяжении всего периода обучения в начальной школе мною проводятся наблюдения за детьми, где фиксируется:

  • интерес к изучаемым предметам;
  • выбор участия во внеучебной общественной деятельности;
  • выбор домашнего задания по содержанию, уровню сложности;
  • выбор самостоятельной работы по содержанию, уровню сложности;
  • ситуации выбора нравственного характера.

Включение ситуаций выбора в образовательный процесс начальной школы создает основу для всестороннего развития личности, установки на принятие ситуации выбора и ответственности за произведенный выбор, ориентацию на усложнение выбора, творчество, на появление у учащихся интереса к ситуациям выбора. Таким образом, ситуации выбора могут содействовать развитию у младших школьников умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, принимать решения, объяснять свой выбор, доводить начатое до конца. Ситуации выбора, включаемые в образовательный процесс, должны быть сообразны возрасту детей, опираться на их предшествующий опыт, соответствовать психическим и физиологическим особенностям младших школьников. По степени сложности ситуации выбора должны соответствовать не только предмету, но и целям и виду образовательного учреждения.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *