Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

  • Макарова Гулира, заместитель директора по воспитательной работе

Патриотизм рождается из знания славного
прошлого своего Отечества, его истории.

Потому что принадлежность к родной земле, к
народу, живущему на ней, дает человеку право
считать себя частичкой всего того, что связано с
этой землей, и, прежде всего, ее истории.
Пролетают годы, проходят столетия, сменяют друг
друга поколения людей, вершащих судьбы мира.
Что-то из прошлого бесследно исчезает, а что-то
остается в памяти поколений навсегда, становясь
частью истории этого народа. Именно такие,
значимые для судеб народа страницы его жизни и
получают отражение в устной и писаной истории
Отечества. Знать свою историю — значит твердо
стоять на родной земле, значит гордиться ее
героическим прошлым, значит быть достойным ее
славного будущего. Так рождается любовь к Родине.
Так человек осознанно становится патриотом
своего Отечества.

Решение этой задачи — воспитать патриота –
ставится перед школой, которая должна, с одной
стороны, заложить в ребенка знание основ истории
Отечества, а с другой стороны, в ходе изучения
этой истории сформировать его сознание, как
сознание человека, гордящегося прошлым родной
страны и своей принадлежностью к ней.

Таких славных страниц немало в истории России и
россиянину есть чем гордиться в прошлом своей
Родины. Именно эту мысль необходимо донести до
сознания ребенка, чтобы развернуть его к
изучению истории Отечества, вызвать в нем как
познавательный интерес, так и позитивный настрой
на активную и заинтересованную познавательную
деятельность.

Россия всегда была богата талантливыми, умными
и отважными людьми. Изучение прошлого нашего
государства свидетельствует о том, что в России
рождались замечательные полководцы, в трудные
для судеб страны времена поднимавшие русскую
армию на ее защиту. Это Кутузов, справившийся с
самим непобедимым Наполеоном, это Суворов,
прославивший силу русского оружия в
многочисленных победах на полях сражений, это
маршал Жуков, защитивший уже в близкие нам
времена Москву от полчищ немецко-фашистских
захватчиков. Не менее героически вели себя в
трудных условиях войны с врагом и простые
русские люди. Партизанка Василиса Кожина,
прославившаяся при изгнании французов с русской
земли, не пожалевший своей жизни ради спасения
Отечества Иван Сусанин, партизанка Зоя
Космодемьянская, в самые тяжелые минуты испы —
таний верившая в победу нашей страны, даже перед
смертью призывая соотечественников бороться с
фашистами и многие, многие другие.

А русские ученые? Ломоносов, пришедший в Москву
за знаниями и затем прославивший Россию своими
научными открытиями. Менделеев, создавший
обессмертившую его имя таблицу химических
элементов Менделеева. Академик Королев, стоявший
у истоков советской космонавтики, которая первой
в мире вывела человека к звездам.

А русские писатели? Всему миру известны имена
Достоевского и Чехова, Пушкина и Толстого.
Благодаря им люди во всем мире глубже узнают
природу человека, ценность высоких нравственных
идеалов, постигают силу человеческого духа.

Уже этих имен достаточно для того, чтобы
признать справедливость вышесказанных слов о
богатстве России на выдающихся людей. Знать их
имена, их деяния — необходимо каждому школьнику.
На них можно равняться, устанавливать по ним свою
планку нравственных ценностей и патриотических
свершений. Благодаря такому подходу
патриотическое воспитание выходит из сферы
собственно формирования патриотического
сознания, чувства гордости за славное прошлое
Отечества и получает ориентацию на деятельную
сторону, на необходимость быть достойными отцов
и дедов в своих сегодняшних делах и поступках.
Таким образом, патриотизм включается в число
побудительных мотивов активной творческой
деятельности молодых поколений, зовет их на
новые героические свершения.

Уроки истории всегда являлись благодатной
почвой для взращивания патриотического сознания
наших молодых поколений. Но чтобы достичь этого,
педагог должен уметь затронуть самые тонкие
душевные струны своих учеников, задеть их за
“живое”, “погрузить” в атмосферу жизни того
исторического времени, о котором он ведет
рассказ на сво- ем уроке.Только такое аутентичное
“проникновение” в прошлое позволит ученикам
открыть для себя давно прошедшие времена,
постичь их истинную суть, озаботиться их бедами и
тревогами, радостями и ожиданиями. Только в этом
случае ученики окажутся в состоянии искренне
сопереживать персонажам далекого прошлого, как
своим современникам, осваивая исторический
материал заинтересованно и глубоко
эмоционально. Бес — спорно, что прочность такого
знания будет намного большей, чем знания,
полученного в форме простой передачи информации.

Что необходимо для выполнения задачи
“погружения” на уроке истории? Иногда бывает
достаточно какого-то яркого вводного эпизода,
описания какой-то конкретной ситуации, связанной
с изучаемым историческим временем, чтобы ученики
оказались как бы вовлеченными в круг описываемых
событий, затронутыми ими эмоционально. Тогда
даль- нейший рассказ учителя, насыщенный уже
более информативным материалом, с установлением
причин и следствий, с анализом изучаемых явлений,
дат, будет протекать на этой эмоциональной волне,
вызванной глубиной переживания описываемых
событий в душе учащихся.

Для примера рассмотрим ситуацию изучения на
уроке истории Ленинградской блокады в годы
Великой Отечественной войны. Чтобы дать
возможность ученикам представить, каково было
жителям взятого в кольцо врага города, какие
проблемы ежедневно вставали перед ними, можно
начать изложение нового материала на уроке с
зачитывания страниц дневника ленинградской
школьницы Тани Савичевой, описывавшей, как один
за другим умирали ее близкие, потому что нечего
было есть, потому что нечем было согреться в
холодном доме, в замерзающем и умирающем от
голода городе. И уже затем можно перейти к
характеристике Ленинградской блокады, как
события Великой Отечественной войны, к рассказу
о целях Гитлера в связи с данной блокадой, о
“дороге жизни” по льду Ладожского озера, о
продолжительности этой блокады. Сделанные в
заключение выводы из рассматриваемой темы,
направленные на формирование патриотического
сознания учащихся, связанные с оценкой мужества
и героизма простых жителей города, сумевших
выстоять в таких нечеловеческих условиях,
бесспорно, будут глубоко и прочно усвоены
учениками. Такой подход к изложению новых знаний
на уроке истории представляется очень
эффективным с т. з. задачи усвоения учениками
нового материала.

Также патриотическое воспитание учащихся
весьма плодотворно осуществляется во
внеклассной работе, в частности, в ходе
проведения в школе традиционных праздников.
Действительно, духовная народная культура,
проявляющаяся в этих праздниках, в национальных
обычаях и традициях, неразрывно связанных с ними,
формирует из ребенка человека, корни которого
уходят в глубину веков. Такой человек чувствует
постоянную связь со своей землей, со своим
народом, с его исторической судьбой.

Возьмем для примера такой народный праздник,
как Масленица. В нашей школе его всегда отмечают
с большим воодушевлением, ведь он знаменует
собой начало весны, самого прекрасного времени
года. С зимой мы прощаемся согласно русским
обычаям, играми и забавами, ритуальным костром,
на котором сжигаем чучело Масленицы, тра
-диционными масленичными блинами. Дети знают, что
так же отмечали Масленицу в старину, поэтому их
участие в празднике является не только данью
уважения к народным традициям и обычаям, но и
непосредственным приобщением к ним.

А самое волшебное время в году — Рождество и
Новый год! Традиция наряжать елку, встречать Деда
Мороза и Снегурочку с мешком подарков, водить
хороводы вокруг елки, наряжаться в карнавальные
костюмы, готовить праздничный стол- все эти
народные обычаи складывались веками. Поэтому
встреча Нового года для наших учеников — это не
только сказочный зимний праздник, но и незримое
усвоение ими передаваемой из поколения в
поколение культуры традиционных праздников.

Сознание причастности к судьбам Отчизны
формируют также праздники, связанные с
героическим прошлым нашей Родины. Ведь День
Победы отмечают из года в год 9 мая не только
ветераны Великой Отечественной войны, но и их
дети, внуки и правнуки. И все они не меньше, чем их
отцы, деды и прадеды гордятся Великой Победой,
переживают боль утрат этой жестокой войны,
надеются на долгое мирное небо над своими голо —
вами. А это означает, что они вырастут настоящими
патриотами своей Родины, готовыми в любой момент
встать на ее защиту.

Важную роль в патриотическом воспитании
школьников выполняет и такая форма внеклассной
работы как экскурсия. Москва, как столица
Российского государства, является, бесспорно, в
этом плане наиболее выигрышным местом, где
находится много памятников истории, музеев
исторической направленности. Поэтому здесь у
педагога наблюдается отнюдь не недостаток, а,
скорее, наоборот, избыток возможностей для
организации экскурсионной работы с учащимися.
Поэтому учителю необходимо правильно построить
свою экскурсионную работу, организовать ее так,
чтобы дети получили по возможности максимум
знаний и впечатлений от встречи с историческим
прошлым.

При проведении экскурсий педагог, учитывая
особенности познавательной деятельности детей,
обязательно обратит внимание учащихся на
наиболее яркие, выразительные экспонаты
коллекции музея, постарается связать их с
конкретными событиями далекого прошлого,
другими словами, сделает все, чтобы как можно
прочнее закрепить увиденное в ходе экскурсии в
памяти детей.

Наиболее благодатным объектом для знакомства с
историей являются, безусловно наши музеи,
которые представляют историческое прошлое в
самых различных аспектах материальной и
духовной культуры общества. Поэтому учитель
истории в Москве обязательно постарается
запланировать такие экскурсии, как посещение
Государственного исторического музея, музеев
Московского Кремля, Музея обороны Москвы,
музея-панорамы “Бородинская битва”,
Центрального музея Вооруженных сил,
Государственной Третьяковской галереи, Музея
изобразительных искусств им. Пушкина,
Всероссийского выста — вочного центра (бывшей
ВДНХ).

Например, такой музей, как Оружейная палата
Кремля, позволяет школьникам ознакомиться с
хранящимися здесь символами царской власти
Российского государства, с ору — жием и
предметами быта россиян, начиная с 12 века,
приближая к нашим современникам страницы
далекой истории Отечества. А вот Музей
Вооруженных сил, который занимает одно из первых
мест в военно-патриотическом воспитании
молодежи. Он завоевывает сердца мальчишек тем,
что незаметно погружает их в атмосферу славных
боевых тради -ций и истории Российской Армии,
раскрывает перед ними мир необозримого
многообразия русского оружия, палитру боевых
наград русских солдат и офицеров, начиная с 13
века и до наших дней.

Экспозиция музея, посвященная периоду
Гражданской войны 1918-1922 годов, позволяет
учащимся открывать для себя неведомые им ранее
детали истории боевых сражений за будущее
России, за выбор пути исторического развития
нашего государства в этот трудный для него
период развития, переживать вместе с героями
Гражданской войны боль и тревогу за судьбы
Отечества. Это формирует в учащихся гражданскую
позицию, пони — мание ответственности каждого
гражданина за выбор направления исторического
пути родной страны. И мы будто воочию видим, как
несется вперед конница Буденного, слышим слова
знаменитого “Марша Буденного”:

Высоко в небе ясном вьется алый стяг
Мы мчимся на конях туда, где виден враг
И в битве упоительной лавиною стремительной
Даешь Варшаву! Дай Берлин, уж врезались мы в Крым.

Не менее важное значение для патриотического
воспитания наших учащихся имеет ознакомление с
экспозицией этого музея, посвященной Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов. Знакомые по
фильмам и книгам, по рассказам очевидцев и по
ежегод — ным праздникам Победы события тех лет
словно оживают в материальных памятниках
исторического наследия того героического
времени. Возьмем, к примеру, такие экспонаты
музея, как боевые знамена. Знамя-это символ армии
и государства. Потеря знамени означает бесчестье
для утративших его. Поэтому не случайно на Параде
Победы в 1945 году воины-победители бросали к ногам
трофейные знамена поверженной гитлеровской
армии. И не случайно на традиционном Параде
Победы 9 мая впереди всегда идет знаменосец,
несущий знамя Победы.

Помимо экскурсий в музеи, большое значение для
патриотического воспитания учащихся имеют
экскурсии по памятным местам столицы, к храмам и
мемориалам, на места боевых действий минувших
войн и в подмосковные усадьбы. Увидеть своими
глазами исторические памятники, самому побывать
на Бородинском поле и у деревни Крюково, зайти в
Храм Василия Блаженного на Красной площади и в
Храм Христа Спасителя, побродить по тихим аллеям
Архангельского и Абрамцева, полюбоваться
золотыми куполами Сергиево-Посадской Лавры- все
это пробуждает в наших учениках любовь к
отеческим святыням, формирует из них настоящих
патриотов, гордящихся своими историческими
корнями и стремящихся быть достойными великой
России.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *