Надо дождаться, когда красота пригласит в собеседники. Анализ текста на уроке русского языка с учетом подготовки к ЕГЭ. 11-й класс

  • Волынчикова Татьяна Юрьевна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

  • совершенствование умений анализировать текст
    от формы к содержанию, учитывая задания части С
    тестирования в рамках ЕГЭ по русскому языку;
  • формирование культуроведческой компетенции
    учащихся на основе беседы о русской живописи,
    иконописи, древнерусском зодчестве;
  • продолжение знакомства с гражданской и
    творческой позицией писателя В.Солоухина.
  • Культуроведческий фон урока: выставка книг
    В.Солоухина; фотовыставка «Владимирская земля.
    Церковь Покрова на Нерли»; репродукция иконы
    Божьей Матери «Владимирской»; репродукция
    картины И.Левитана «Над вечным покоем».

Ход урока

В начале урока каждый из учащихся получает
текст фрагмента из книги «Трава» В.Солоухина
(см. приложение №1). На знакомство с текстом
отводится 2-3 минуты.

1. Вступление учителя.

Учитель должен пояснить, что в течение урока
учащиеся должны проанализировать элементы
структуры текста (плана выражения) и проследить,
как они помогают автору выразить основную идею
его выступления (план содержания). Из множества
структурообразующих элементов предлагается
поработать с такими понятиями, как
«композиция», «тип речи», «языковые средства
выразительности».

2. Беседа об авторе.

Как всегда, прочитав текст, опираясь на который
будем выстраивать свое рассуждение, обратим
внимание на автора. Перед нами размышление
Владимира Солоухина. Давайте вспомним, что мы
знаем об этом писателе, отметим основные темы и
проблематику его творчества, в частности
публицистики.

(Урок проводится в классе, знакомом с
творчеством писателя. На уроках русского языка
учащиеся уже писали рецензии на его
произведения, сочинения с учетом требований
части С, поэтому, как правило, они без труда
отвечают на вопрос учителя. В неподготовленном
классе учитель сам должен за 2-3 минуты дать эту
информацию
.)

В конспекте сегодняшнего урока кратко отметим
наши выводы:

— В.Солоухин — русский поэт, прозаик, публицист;

— темы его творчества: человек и природа,
нравственное состояние общества, история и
культура родной страны, духовная связь
поколений;

— круг проблем: экология природы и экология
культуры, сохранение русской культуры,
пробуждение в человеке интереса к таким,
казалось бы, «закрытым» видам искусства, как
иконопись, зодчество, поиск нравственной и
духовной гармонии человека.

Подтвердите это данным текстом, выполнив
задание А28. (Учащиеся находят и зачитывают
предложение 27
)

3. Особенности композиции и тип речи текста как
способ выражения авторской позиции.
Анализ
языковых особенностей текста.

Итак, Солоухин считает, что истинная красота, в
том числе настоящее произведение искусства,
требует большой внутренней работы, собранности,
внимания, желания понимать. Отметим, какой тип
речи лежит в основе размышлений автора (задание
А29). (Рассуждение и повествование)

Наша задача — проследить, как рассуждение
оптимально выражает авторскую позицию, и
отметить роль повествовательных элементов в
достижении этой цели.

Вспомним, как строится рассуждение. (Тезис,
доказательства, вывод.
)

Назовите фрагмента текста, который может быть
тезисом, и отметьте его «необычность»
(построение предложений, языковые средства
выразительности и т.д.). (Это первый абзац(1-7).
Необычность его в том, что автор не заявляет с
первых строк свою точку зрения, а предлагает
читателям вместе с ним поразмышлять над
собственными наблюдениями. Его удивляют толпы
туристов, способных познакомиться со всей
картинной галереей за недолгое время. Ряд
предложений в вопросной форме направлены к нам, в
них удивление, ирония, разочарование. Бегут,
потому что не знают, не понимают, не хотят видеть.)

Понаблюдаем, как выстраивается система
доказательств, и рассмотрим каждое из них. (В
последующих абзацах автор доказывает свой тезис
«красота не открывается в суете и спешке». Для
этого он делится воспоминаниями из собственного
опыта, приводит в пример рассказ друга и знакомит
с законами восприятия иконы как произведения
искусства.)

Итак, первое доказательство — это,
действительно, воспоминание-повествование о том,
как автору «открылась» картина И. Левитана «Над
вечным покоем». Она разбудила в нем и его
студенческом приятеле целую гамму чувств.
Обратимся и мы к этой картине, чтобы хоть немного
приблизиться к авторским впечатлениям.

Беседа по картине И. Левитана «Над вечным
покоем» (5-7 минут)

  • сведения о художнике и картине;
  • цветовое решение картины, его роль в идейном
    содержании;
  • эмоциональная насыщенность картины: соотнесите
    свое восприятие с авторским. Все ли мы сможем
    почувствовать за эти несколько минут?

(В 1894 году И.И.Левитан принимает православное
Крещение. Этому предшествовало его обращение к
духовной святоотеческой литературе, наполненной
опытом постижения божественного присутствия в
природе. В том же году он пишет картину «Над
вечным покоем». Во время путешествия по Волге на
художника сильное впечатление произвели
староверческие скиты. В картине художник
сохраняет реальный ландшафт, придает ему
величественность и глубину. Такое постигается
лишь в откровении, дарованном не каждому.

Заволжские дали исчезают в лиловых красках
вечернего неба, леса бескрайни и бесконечны.
Стальная поверхность реки показана с высоты
птичьего полета. На узком мысе — старый храм и
погост.

Левитана называли «певцом сумерек», но
художник обладал столь развитым зрением, что в
сближенных тонах серого видел все разнообразие
цветов: от сумеречных красок до невещественного
света, который на языке иконы изображается
праздничным золотом.

В пейзаже — движение и покой, гул и тишина:
Ветер покрывает рябью поверхность вод, но их
глубина остается недвижной, текущей в том же
направлении.

Не только стихия ветра проходит над Вечным
покоем, но и жизнь человека проходит над покоем
Бытия, созданного Творцом)

Второе доказательство — рассказ земляка
В.Солоухина — писателя Сергея Никитина, тоже
повествование. Попробуйте объяснить, почему
автор доверяет рассказать эту историю самому
Никитину?

Как называется подобное средство языковой
выразительности? (Цитирование.) Объясните его
уместность. (Цитирование, в данном случае,
помогает понять чувства самого рассказчика, а
также подтверждает авторское рассуждение о
красоте.
)

Мини-экскурсия по фотовыставке: на уроке были
представлены фотографии, сделанные учителем в 2005
году любительской фотокамерой во время
путешествия по Владимирской области;
последовательность расположения фотографий
отражала авторский ход знакомства с церковью
(луг перед церковью, дорога от Боголюбова к
церкви, вид издалека, вблизи, резные порталы,
фрагменты орнамента на стенах, вид от церкви на
окрестности и город Владимир. Для подобной
тематической подборки может быть использован
фото- и иллюстративный материал из любых
источников.

(Всемирно известная церковь Покрова на Нерли,
которую многие считают самым красивым русским
храмом, находится в полутора километрах от
Владимира. Она была построена за несколько
летних месяцев1165 года. Князь Андрей Боголюбский
(сын Юрия Долгорукого) повелел воздвигнуть ее в
честь победоносного похода против Волжской
Болгарии, а также в память своего старшего сына
Изяслава, заплатившего жизнью за эту победу.

Церковь стала первым храмом, посвященным
новому празднику Покрова Пресвятой Богородицы,
который учредил Андрей Боголюбский. Этот
праздник заключил в себе идею покровительства и
защиты самого князя Андрея,
Владимиро-Суздальского княжества, а в более
широком смысле и всей Русской земли со стороны
Божьей Матери, которая как бы принимала Святую
Русь под свой покров. Покров является одним из
наиболее любимых праздников, он приходится на 14
октября
.)

Третье доказательство — это обращение к
древнерусской живописи, именно этот вид
искусства «закрыт» для нас больше всего. О
тонкостях иконописи, понимании этого искусства
В.Солоухин писал в книгах очерков «Письма из
Русского музея» и «Черные доски (записки
коллекционера». Писатель признавался, что и сам
не сразу научился чувствовать и понимать икону.
Для этого надо и историю помнить, и знать основы
живописи, но в первую очередь — всматриваться и
всматриваться. Вот что пишет Солоухин: «:Мне
думается, что древние мастера писали просто
молитву: То, что изображено на доске, вполне
соответствует настроению, душевному состоянию
молящегося. Именно свое состояние он узнает в
иконе. В этом-то и заключается вся сила
воздействия древней живописи».

Давайте рассмотрим одну из икон, которая
является шедевром древнерусской живописи, — это
икона Владимирской Богоматери.

Вопросы для беседы: история и легенда иконы (Икона,
названная у нас Владимирской богоматерью, — одно
из высочайших достижений всего мирового
искусства. Имя ее автора неизвестно, известно
только, что создана она в 12 веке в
Константинополе.

Уже в 1155 году икона находилась на русской земле,
куда была доставлена на корабле из
Константинополя. Существует легенда, что икона
была написана евангелистом Лукой (покровителем
живописцев) на доске от стола, за которым сидели
Христос и его мать. Конечно, это всего лишь
легенда, которая получила широкое
распространение в народе благодаря красоте
иконы.

Князь Андрей Боголюбский тайно вывез икону из
Вышгорода (близ Киева) в свою родовую Суздальскую
землю, во Владимир на Клязьме. Он украсил ее
жемчугом, золотом, серебром, драгоценными
каменьями, брал с собой в походы и приписывал
свои победы ее благословлению.

Прекрасный образ стал символом, объединяющим
Русь. В 1395 году икона была торжественно
перенесена в Москву. Это случилось как раз в тот
день, когда войско, казалось бы, непобедимого
Тамерлана повернуло обратно, отказавшись от
дальнейшего похода на Русь.

Владимирская Богоматерь была самой чтимой
иконой на Руси. Это является знаменательным
свидетельством художественного вкуса русского
народа, его прирожденного дара распознавать и
воспринимать прекрасное
);

  • композиция и краски;
  • особенности черт лица Богоматери;
  • смысл названия этой иконы в русской иконописи —
    «Умиление».

Рассмотрев систему авторских доказательств, мы
приходим к выводу, заключенному в предложении
№27. На ваш взгляд, сумел нас в этом убедить автор?
Удались ли ему предложенные примеры?

Уместны ли в тексте прокомментированные нами
языковые средства выразительности?

Мы в ходе рассуждения, конечно, отметили не все
из них. Попытайтесь найти в тексте примеры таких
средств выразительности, как

  • эпитет;
  • ряды однородных членов;
  • сравнение;
  • метафора, развернутая метафора,

и объяснить их роль во фрагменте. (Отметьте в
конспекте урока, какие из средств
выразительности употребляются в тезисной части,
при доказательстве, в заключении.)

4. Подведение итогов и домашнее задание.

Если мы попробуем по нашим конспектам написать
сочинение в соответствии с требованиями части С,
работа над какими структурными составляющими
рецензии не вызовет особых трудностей? (В
сочинении должны быть отражены основные
проблемы текста, комментарий пишущего, позиция
автора, а также аргументированное собственное
мнение; в конспект урока не прозвучало
собственное мнение пишущего.
)

Попытайтесь к следующему уроку в письменном
виде выразить свое мнение о том, чему сегодня был
посвящен урок; напишите, согласны вы с В.
Солоухиным или ваше мнение обличается от его
точки зрения. Как каждый из вас понимает красоту?
Что вы вкладываете в это понятие? Возможно, в
вашей жизни происходили случаи, подобные
рассказанным Владимиром Солоухиным. Напишите о
них.

Приложение.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *