Музыка отечественных кинофильмов 20–50-х гг. ХХ в. на уроках МХК

  • Школьная Нина Юрьевна, Зам.директора по УВР, учитель музыки и МХК

Цель урока: определить роль и значение
музыки в кино.

Тип урока: урок-исследование; урок
формирования новых знаний.

Задачи урока:

  • Образовательные: познакомить учащихся с
    творчеством И.Дунаевского, повторить сюжет
    романа Ж.Верна “Дети капитана Гранта”,
    активизировать познавательную активность
    учащихся; раскрыть типичные средства
    выразительности для разных видов искусств;
  • Воспитательные: воспитание чувства любви к
    Родине; гордости за свой край; воспитание отваги,
    честности, стремление к победе, акцентировать о
    необходимости внутренней дисциплины человека, и
    т.д. и т.п., формирование видеокультуры ;
    эстетическое воспитание детей.
  • Развивающие: продолжить развитие умения
    анализировать, сопоставлять, сравнивать,
    выделять главное, устанавливать
    причинно-следственные связи; приводить примеры,
    формировать умения работы с литературой,
    таблицами.

Оборудование урока: портрет Ж.Верна,
И.Дунаевского, В.Вайнштока, фонограммы:
“Увертюра”, “Песенка о капитане”, “Песенка о
веселом ветре” И.Дунаевского, видеофрагменты из
кинофильма “Дети капитана Гранта” В.Вайнштока,
роман Ж.Верна “Дети капитана Гранта”, фрагмента
литературного текста, схемы-сопоставления,
распечатанные по одной на парту.

ХОД УРОКА

Перед началом урока звучит увертюра
И.Дунаевского к кинофильму “Дети капитана
Гранта”.

– Недавно на уроке литературы вы знакомились с
романом Ж.Верна “Дети капитана Гранта”. К
сегодняшнему уроку у вас было задание:
охарактеризовать главных героев: Паганеля, лорда
Гленарванда, сына капитана Гранта – Роберта и
других. Давайте проверим, совпадают ли ваше
описание героев этого романа с теми вариантами,
которые предлагаю я вам. (Приложение № 1)

– Какие черты характеров этих героев, вам
наиболее запомнились и понравились? Подчеркните
в текстах и дополните по памяти. (Отвага,
честность, стремление к победе, ответственность,
бесстрашие, принципиальность, смелость, борьба
за идеалы, великодушие, благородство,
самостоятельность, добродушие,
дисциплинированность, преданность и т.д.)

– Обратите внимание на женский образ. Как зовут
главную героиню и какая роль ей отведена автором?

– В каких фильмах вы встречали персонажей с
похожими чертами характера?

– Можем ли мы этих персонажей назвать героями и
почему?

– В 1936 г. по роману Ж.Верна режиссер Владимир
Вайншток , сценарист Олег Леонидов и композитор
И.Дунаевский создали художественный фильм “Дети
капитана Гранта”. Как вы думаете, почему 1985 году,
режиссер Станислав Говорухин создает фильм “В
поисках капитана Гранта” по мотивам романа
Ж.Верна , а также использует музыку И.Дунаевского,
которая была написана к фильму В.Вайнштока?
(большая популярность фильма, достижения
кинематографа: появление новых технологий, цвета
и т.д.)

– Вспомните, какие песни звучали в фильмах?
Давайте вспомним эти песни. Просмотр фрагмента
из кинофильма, где звучит одна из самых известных
песен этого кинофильма (“Песенка о капитане”). В
чем особенность музыки И.Дунаевского, написанной
для этого фильма?

– В какой ситуации вы пропели бы эту песню
своему другу? Давайте споем эту песню вместе.
Какие интонации вы слышите и пытаетесь передать
в этой песне при исполнении? (Уверенность,
желание поддержать товарищей, рассудительность,
т.д.)

– Найдется ли среди вашего окружения человек,
который в трудный час сумел бы так поддержать
вас? Кем является для вас такой человек? (другом)
Дорожите ли вы этим человеком и почему?

– Сегодня на уроке мы обращаемся к
произведениям, созданные в 20-50-е годы ХХ века.
Возьмите сравнительную таблицу №1 (
Приложение № 2)
и проанализируйте, какая тема является основной
для творчества художников 1-й половины ХХ века.

– Какие виды искусств объединяет кино? Какие
средства выразительности вам известны?
разных видах искусств.)

– Сопоставьте виды искусств и средства
выразительности, проведя между ними
соединительные линии. (Приложение
№ 3
) Сделайте вывод об особенностях
средств выразительности, об их
взаимопроникновении

– Используя средства выразительности, опишите,
какую музыку вы написали бы, к фрагментам книги
Ж.Верна “Дети капитана Гранта” (
Приложение № 4),
если были бы кинокомпозиторами. Какими
средствами выразительности она должна обладать?
Обоснуйте свои предположения.

– Прослушаете увертюру И.Дунаевского к
кинофильму “Дети капитана Гранта”. Созвучна ли
она книге Ж.Верна? Обоснуйте свой ответ.

– В чем же значение музыки в кино? Какую роль
отводит современное киноискусство музыке? В чем
это проявляется?

Домашнее задание: Вспомнить “Песенку
о веселом ветре”, пройденную в начальной школе
на уроке музыка и описать, какие черты характера
пробуждаются при звучании и исполнении этой
песни в человеке, основываясь на собственном
опыте.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *