Методическая разработка на тему Использование инновационных технологий в преподавании темы: первая помощь пострадавшим

  • Сиволапова Анастасия Константиновна, преподаватель БЖД

Урок № 1.

Тема урока: Первая помощь
пострадавшим при травмах и несчастных случаях.

Цели урока:

Дидактическая:

  • Определить виды и цели ПП пострадавшим;
  • Виды травм и ранений;
  • Показать взаимосвязь между травмой и выбором
    приема ПП.

Развивающая:

  • Развивать умение логически строить мысли при
    выполнении самостоятельных заданий, умение
    выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательная:

  • Продолжать формировать активность,
    самостоятельность, любознательность.

Тип урока: урок изучения нового
материала.

Метод проведения: лекция – беседа, с
элементами проблемной лекции.

Ход урока

Вступительное слово преподавателя о
значимости и необходимости изучения данной темы.
Назвав тему урока, преподаватель обращает
внимание на план урока, который студенты
записывают в тетрадь.

План урока.

  1. ПП: понятие, цели, виды и приемы.
  2. Травма и ранение. Приемы ПП.
  3. Правила и средства оказания ПП.

Далее учащимся предлагается ответить на
поставленные вопросы:

— Подумайте и назовите цели ПП? (Спасение
жизни пострадавшему, профилактика осложнений,
сохранение здоровья, минимизация действия
поражающих факторов).

— Прочитайте виды ПП и скажите, что лежит в основе
выделения каждого вида помощи? (Кем и где
оказывается ПП)

Преподаватель предлагает наиболее сильным
учащимся обобщить высказывания и четко
сформулировать цели ПП для записи в тетрадь.

Следующим этапом урока является изучение видов
травм и ранений (работа с учебным пособием см. приложение 1)

Задание 1. Выпишите виды травм и
ранений.

Задание 2. По аналогии с
представленными схемами составьте свои схемы
“Травмы систем человеческого организма”. Перед
вторым заданием студентам предлагается
вспомнить и назвать системы человеческого
организма, а так же факторы, которые могут
приводить к травматическим поражениям. Для
проверки выполнения задания студентам
предлагается сравнить свои схемы с образцом (
приложение 2)

Преподаватель предлагает определить основные
травматические поражения (рана, перлом,
кровотечение).

— Как вы думаете, какие виды ран являются
наиболее распространенными? Почему?
(Механические, бытовые, производственные, так как
человек постоянно соприкасается с воздействием
факторов производственной и бытовой среды).

Задание 3. Запишите основные приемы ПП
при кровотечениях, ранениях и переломах.

Вопрос № 3. Правила и средства оказания ПП.

— Подумайте и назовите, с помощью чего можно
оказать ПП пострадавшим? (Куски ткани, доски,
предметы).

Таким образом, названые вами вещи называются
средствами, которые делятся на 2 группы.

Специальные и подручные средства оказании ПП.

Учащиеся самостоятельно записывают средства к
каждой группе.

В свою очередь, помимо средств ПП, существуют
определенные правила оказания ПП пострадавшим.

Студентам предлагается ознакомиться и
прокомментировать каждое правило.

(См. приложение 1)

Закрепление материала проходит в 2 этапа.

Этап 1. Ответы на вопросы по теме урока.

  1. От чего зависит выбор средств и приемов ПП? (От
    вида, характера травматического поражения).
  2. По каким критериям выделяют травмы? (По
    численности, степени тяжести, локализации, по
    воздействию поражающего фактора).
  3. Назовите наиболее распространенный вид раны?
    (Механическая).
  4. Что такое “иммобилизация при переломах
    конечностей”? (Придание неподвижности).
  5. Какое время считается наиболее оптимальным для
    оказания ПП? (Первые 30 мин.).

Этап 2. Преподаватель предлагает
учащимся ситуации, в которых они должны
определить вид травмы и приемы ПП. (см.
приложение 3)

Урок завершается обсуждением итогов решения
ситуаций и выставлением оценок, а так же оценкой
деятельности группы в целом.

Домашнее задание: выучите приемы ПП при
кровотечениях, ранах и переломах.

Урок № 2.

Тема урока: Первая доврачебная
реанимационная помощь.

Цели урока:

Дидактическая:

Развивающая:

Воспитательная:

Тип урока: урок изучения нового
материала.

Метод проведения: лекция с
использованием технических средств.

Ход урока

План урока.

  1. Понятие реанимация и реанимационная помощь.
  2. Основные приемы первой доврачебной
    реанимационной помощи.
  3. Методы осуществления искусственной вентиляции
    легких различными способами.
  4. ПП утопающему.

Данный урок целесообразно начать с просмотра
видеофильма “Азбука оживления”, в котором
приведены основные приемы оживления
пострадавшего при различных состояниях.

По окончании просмотра фильма преподаватель
раскрывает значение реанимационных мероприятий;
определяет приемы реанимационной помощи.

Вопросы к студентам:

— В каких ситуациях пострадавший нуждается в
первой реанимационной помощи? (При отсутствии
признаков жизни, при различных терминальных
состояниях).

— Назовите признаки жизни у пострадавшего (сознание,
пульс, сердцебиение, реакция на свет).

Откройте пособие и прочитайте какие выделяют
терминальные состояния.

— Чем клиническая смерть отличается от
биологической? (Наличием признаков жизни).
— В какой последовательности следует определять
признаки жизни у пострадавшего? (Сознание —>
пульс —> сердцебиение —> реакция на свет)

Студенты записывают определения терминальных
состояний и последовательность определения
признаков жизни у пострадавшего (приложение
4).

В ходе изучения третьего вопроса, студентам
предлагается разделиться на 3 подгруппы и
выполнить следующие задания:

1 подгруппа – составить алгоритм действий по
выполнению искусственной вентиляции легких.
2 подгруппа – составить алгоритм действий по
выполнению непрямого массажа сердца.
3 подгруппа – оценивает работы 1 и 2 подгрупп.

Для выполнения задания студенты используют
материалы учебных плакатов.

4 вопрос.

В ходе изучения этого вопроса преподаватель
объясняет технику захвата утопающего, студентам
предлагается прокомментировать возможные
ошибки (захват спереди, захват обеими руками,
захват только в области шеи).

Закрепление материала проводится так же в 2
этапа как и на предыдущем уроке.

Этап 1. Студенты выполняют упражнения
– тренинги в парах.

“Как проверить пульс”.

Преподаватель: “Пульс – это
периодическое толчкообразное расширение стенок
артерий. Лучше всего пульс прощупывается в двух
местах – на запястье и в углублении шеи правее
или левее подбородка”.

“Непрямой массаж сердца”.

Этап 2. Студентам предлагается
сформулировать и записать в тетрадь вывод по
теме урока (учащиеся по желанию озвучивают
свои выводы).

Итогом урока является оценка преподавателем
деятельности группы в целом.

Домашнее задание: студенты делятся на 2
подгруппы, каждая из которых получает задание.

1 п. подготовить технику выполнения наложения
повязок при ранах головы, конечностей, живота;
способы иммобилизации при переломах конечностей
и позвоночника; принести необходимые материалы.

2 п. подготовить технику остановки
артериальных, венозных и капиллярных
кровотечений; отработать приемы ПП при
клинической смерти; принести необходимые
материалы.

Урок № 3.

Тема урока: Использование средств
медицинской защиты.

Цели урока:

Дидактическая:

Развивающая:

Воспитательная:

Тип урока: урок закрепления и
применения знаний.

Метод проведения: практическая
работа.

Ход урока

Слово преподавателя: — на 2- х
предыдущих уроках мы познакомились с различными
видами травм, определили основные виды помощи
пострадавшим, выполняя сегодняшние задания на
уроке мы обобщим полученные знания, отработаем
приобретенные навыки и умения.

Урок начинается с просмотра обобщающего
видеофильма: ПП пострадавшим при кровотечениях,
переломах, ранах, потери сознания.

По окончании фильма каждая подгруппа получает
задание.

Задание 1.

1 подгруппа – составьте опорные схемы “ПП при
ожогах, ПП при клинической смерти, ПП при ранах,
ПП при переломах” (см. приложение 5);
2 подгруппа — заполните таблицу (см.
приложение 6).

После выполнения задания подгруппы
обмениваются и оценивают деятельность друг
друга по десятибалльной шкале.

Задание 2. Каждая подгруппа
демонстрирует свое домашнее задание. Оценку
своей деятельности студенты осуществляют
самостоятельно по 10 бальной шкале.

1 подгруппа – приемы наложения повязок при
ранах, иммобилизации при переломах.
2 подгруппа – приемы остановки кровотечений и
проверка признаков жизни при клинической смерти.

Итоговое слово преподавателя. Преподаватель
предлагает каждой подгруппе выставить и
аргументировать оценки друг другу за подготовку
и работу на уроке.

Домашнее задание: выучить темы 1, 2, 3 урока,
подготовка творческих заданий к уроку – КВН:
подготовьте мини – сценки “Главное в теме ПП
пострадавшим” и “Основное в теме Первая
реанимационная помощь”.

Урок № 4.

Тема урока: Основы медицинских знаний.

Цели урока:

Дидактическая:

Развивающая:

Воспитательная:

Тип урока: урок совершенствования
знаний, умений, навыков.

Метод проведения: деловая игра типа
КВН.

Ход урока

Соревнование учащихся состоит из 5 конкурсов –
этапов. Группа студентов предварительно делится
на 3 подгруппы: 2 – равные – команды; 3 – жюри (3
человека). Каждая команда предварительно
получает домашнее задание.

Преподаватель объявляет цели урока, объясняет
методику проведения.

1 этап – разминка.

Задание: составьте рассказ по пройденным темам,
один начинает, другой продолжает и так далее. 1
команда – ПП пострадавшим при различных травмах.
2 команда – Первая реанимационная помощь
пострадавшим.

Максимальная оценка 10 баллов.

2 этап – конкурс домашнее задание.

Каждой команде нужно сыграть сценку, где будет
отображено все главное в теме (команды меняются
темами см 1 конкурс) — максимальная оценка 20
баллов.

3 этап – решение задач с выбором и защитой
ответа
(см. приложение 7).

4 этап – конкурс “Угадай” – по одному
участнику из команды покидает аудитории, по
возвращению их, остальные участники команды
примерами и намеками подсказывают какая травма
была загадана (по 3 травмы).

Оценивается по 10 баллов за каждую угаданную
травму.

5 этап – конкурс “Спаси человека”.

Каждая команда вытягивает ситуацию, в которой
представлено описание травматического
поражения, после этого она изображает сцену
оказания первой помощи. Противоположная команда
должна угадать и назвать вид травмы и оценить
сценические умение команды.

Максимальная оценка – 30 баллов.

Заключительный этап – жюри подводит
итоги, называет и награждает победителей.

Выигрывает команда, набравшая наибольшее
количество баллов по результатам всех конкурсов.

По окончании урока преподаватель оценивает
мастерство и подготовку каждой из трех команд,
выставляет оценки.

Список литературы:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс:
    поурочные планы по учебнику А.Т.Смирнова и др. /
    автор – сост. В.А.Шкенев. – Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Мазнев Н.И. Первая помощь подручными средствами.
    – М.:Эксмо, 2008.
  3. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов
    высших учебных заведений. – М.: П., 2007.
  4. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и методы
    обучения в СПУЗ: учеб. – метод. пособие. – М.:
    Высшая школа, 1990.
  5. Тупикин Е.И. Основы безопасности
    жизнедеятельности: тестовый контроль качества
    знаний старшеклассников: 10 – 11 класс: пособие для
    преподавателей – организаторов курса “ОБЖ”. –
    М.: П., 2006.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *