Логопедическое занятие по теме Овладение понятием родственных слов

  • Хребтова Нина Александровна, учитель-логопед

Цели:

— уточнение имеющихся у детей представлений о
составе слова;

— формирование навыка подбора родственных слов;

— дальнейшее обогащение словаря за счет умения
подбирать родственные слова;

— развитие наблюдательность к языковым
явлениям;

— развитие и упорядочение грамматического
строя речи;

— развитие слухового внимания, логического
мышления.

Оборудование: предметные картинки к сказке
“Крепыш и скрепка”, сюжетная картинка “Зима”
для подбора родственных слов к слову снег,
картинки с изображением гриба, дома, мяча, ножа,
таблицы, запись на доске, карточки для
индивидуальной работы, тетради, ручки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

а) Из трех объектов выбери лишний, объясни свой
выбор.

Слива, персик, груша (груша, у нее много
косточек).

Огурец, морковь, свекла (огурец растет на грядке
на кустике).

б) Прослушать 4 слова. Повторить их в другом
порядке: от самого короткого к самому длинному.
Назвать одним словом.

Сосна – береза – дуб – лиственница.

Груздь – подберезовик – рыжик – мухомор.

Ласточка – грач – галка – перепелка.

2. Закрепление понятия о родственных словах.

а) Нахождение родственных слов в тексте. Сказка
“Крепыш и скрепка” (Ефименкова). По ходу чтения
сказки выставляются картинки: крепыш, скрепка,
крепость, орден, мыши.

Крепыш и скрепка

Это случилось в библиотеке, где столько книг,
что одному человеку не прочесть за всю жизнь.

Там у дальней стены на верхней полке стоял
Словарь. На его страницах были напечатаны все
слова, какие есть в русском языке.

Однажды к Словарю стали подбираться мыши, чтобы
сгрызть его. Страшно стало Словарю. Начал он
думать, как спастись от гибели. Думал, думал и
вспомнил, что у него в самой середине есть
крепкая страница. На ней напечатаны слова с
корнем креп. Потряс Словарь эту страницу, и
вывалилась из нее крепость, выпрыгнул Крепыш, а
вслед за ним вывалилась Скрепка.

Крепость с бойницами, рвами, башнями окружила
Словарь. У ворот на мосту встал Крепыш. В
крепостные ворота по мосту направилась Скрепка.
Увидел ее Крепыш и засмеялся: “Ты зачем сюда
такая тонкая? Без тебя обойдемся”. Хотел он
Скрепку копьем подцепить, да она успела
прошмыгнуть.

Разозлились мыши, никак к Словарю не
подобраться. Под крепостными стенами собрались
они на военный совет и начали думать, как
крепость захватить. Вернулись мыши-разведчики.
“Крепка крепость, — сказали они, — укрепления
такие, что Крепышу никаких подкреплений не надо.
Только один способ есть: ворваться в крепость по
подземному ходу. Но надо иметь чертежи и планы, а
они на столе в угловой башне. Окна там открыты,
ветер подует, чертежи и планы сами к нам
прилетят”.

Стали мыши ждать ветра. Тут ветер подул. Это
библиотекарь открыл форточку. Мыши стали
радоваться, а чертежи и планы не летят, потому что
их скрепила тоненькая Скрепка.

Сняли мыши осаду и ушли в другой конец
библиотеки. А там стояла мышеловка рядом с
“Книгой о вкусной и здоровой пище”. Мыши в нее и
угодили.

— Давайте вспомним и назовем все родственные
слова, которые используются в этой сказке.
Запишем их в тетрадь, выделим корень.

б) Подобрать в каждую табличку нужную картинку,
чтобы получились родственные слова.


ОК
НОЙ
НИК
НИЦА
ОЧЕК


ИК
ОВОЙ
АШНИЙ
ОК
ИЩЕ

Со словами грибник, домашний составить
устно предложения.

в) Прослушать стихотворение, подобрать
подходящие по смыслу слова с корнем дом.

Гном и дом

Жил да был веселый гном.
Он в лесу построил … (дом).

Рядом жил поменьше гномик.
Под кустом он сделал … (домик)

Самый маленький гномишко
Под грибом сложил … (домишко)

Старый. Мудрый гном – гномище
Выстроил большой … (домище).

Был он стар и был он сед
И большой был … (домосед).

А за печкой, за трубой
Жил у гнома … (домовой).

Очень строгий. деловитый,
Аккуратный. … (домовитый).

Мех, калину, зверобой –
Все из леса нес …(домой).

Есть любил он суп вчерашний,
Пил он только квас … (домашний).

Вечером привык встречаться
Гном с любимым … (домочадцем) –

Вместе посмотреть кино,
Поиграть с ним в … (домино).

Каждый день соседи-гномы
Навещали деда … (дома).

Всех встречал радушно гном,
Все любили этот … (дом).

— Вспомните, какие слова добавляли? Объясните
значения слов: домосед, домовитый, домочадцы.

Какое слово из добавленных не является
родственником слову дом? (Домино)

3. Физминутка.

(По ходу чтения показываем руками дом (кисти рук
“крышей”, указательный палец отдельно. как
труба), домище (руки “крышей” над головой) и
домик (кисти рук просто “крышей”). На
перечислении членов семью загибаем пальцы,
начиная с мизинца, на “Я” — с восторгом
показываем большой палец, “Калитка” — большие
пальцы направлены вверх, кисти распрямлены,
направлены друг к другу. “Открывание –
закрывание” — большие пальцы неподвижны, кисти
качаются по направлению к себе – от себя.
“Замок” — руки в “замок”).

Этот домик – просто сарай.
Кто живет в нем, угадай?
Этот дои с трубой,
Там живем мы с тобой,
Наша дружная семья:
Мама, папа, бабушка, дедушка и Я!
Этот дом – просто домище!
В нем друзей не сразу сыщешь.
Вот калитка для друзей,
Заходите к нам скорей.
Дом, домище и домок
Закрываем на замок.
И калитку на замок,
Чтобы волк войти не смог.

— Какие родственные слова мы использовали в
физминутке?

4. Применение полученных знаний о родственных
словах.

а) Рассмотреть сюжетную картину “Зима”.
Подобрать родственные слова к слову снег.
Использовать помощь в виде вопросов:

— Туча какая? (Снеговая).

— Буря какая? (Снежная).

— В чем разница между словами снеговая и снежная?

— Зима все покрыла снегом. Значит, она что
сделала? (Заснежила) и.т.д.

б) Исключить “лишнее” слово, объяснить свой
выбор.

Сыр, сырник, сырость, сырный.

Соль, солонка, солист, солить.

Горе, горный, горка, горняк..

в) Индивидуальная работа по карточкам.

Закрой фишками красного и синего цвета слова,
родственные словам:

Вариант 1Вариант 2
СнегСад
ЗвонЦвет
ЦветикРассадаЦвететЗвонок
ЗвонкийСадовникСнежокПосадить
СадикЦветнойЦветокСнегурочка
СнеговикЗвонитьСнежинкаЗвоночек

5. Итог занятия.

— Какая общая часть есть у всех родственных
слов?

— Какую “работу” выполняет корень в слове?

— Какое задание больше всего понравилось?


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *