Лабораторная работа по теме: Волшебная сила приставки

  • Тяпкина Ирина Валерьевна, учитель русского языка и литературы

Цели:

  • Привлечь внимание детей к морфеме, как к
    значимой части слова.
  • Научить самостоятельно анализировать слово и
    делать выводы, формировать познавательный
    интерес.
  • Осмыслить словообразующую роль приставки.

Оформление урока:

Распечатанные тексты с заданиями и текстами
для каждого ученика ( можно работать
индивидуально, в парах или группах.)

Рабочие тетради, где записываются выводы.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Мы с вами, ребята, хорошо знаем, что все слова
строятся из морфем. В настоящее время в русском
языке насчитывается огромное количество морфем,
которые являются строительным материалом для
уже образованных и вновь создающихся слов. Одних
только приставок 100! А еще есть суффиксы, корни.
Каждая из этих морфем оказывает влияние на
лексическое значение слова. Как же приставки
могут повлиять на смысл слова? Вот это мы и должны
выяснить в ходе нашей работы.

II. Исследование:

Для начала поиграем в игру.

Перед вами лежит тетрадь.

Я вам скажу: «От!» Что нужно сделать? (Открыть).

А теперь скажу: «За». (Закрыть)

Какой вывод можно сделать? Он напрашивается сам
собой: каждая приставка имеет смысл.

Итак: Еще раз «от». И начинаем работать.

Задание 1.

В словах подземный, подводный замените
приставку под- приставкой над-.

Какие изменения произойдут со словами и почему?

Вывод записать в тетрадь.

Задание 2.

От глагола лететь образуйте новые слова при
помощи возможных приставок. Проследите, как
изменяется значение слова (не менее 10 слов).

Задание 3.

Прочитайте отрывки из произведений И. С.
Никитина. Попробуйте догадаться, какой прием
использован здесь? (внимание на выделенные слова)

Зачем? Как это служит большей выразительности,
экспрессивности?

а).

Погуляла вода
По зеленым лугам,
Вдоволь бури понаслушалась;
Поломала мостов,
Потопила дворов.
Вольной жизнью понатешилась.

б).

Зашумела, разгулялась
В поле непогода,
Принакрылась белым снегом
Гладкая дорога.

в).

Все друзья твои врозь
Порассыпались,
Ты одна под грозой
Стой, Русь – матушка!

Задание 4. Выясните, уменьшается или
увеличивается интенсивность проявления
действия в двуприставочных глаголах.

а).

Белая береза
Под моим окном,
Принакрылась снегом,
Точно серебром. (С. Есенин)

б).

Что, дремучий лес,
Призадумался,
Грустью темною
Затуманился? (А. Кольцов)

в).

Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна? (А. Пушкин)

г).

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля. (Ф. Тютчев)

Задание 5.

Определите, сколько значений имеет приставка при-
и какие.

а).

Тут коней они впрягали
И в столицу приезжали. (П. Ершов)

б).

Не успев закончить драки,
Кот приклеился к собаке,
А к трамваю в тот же миг
Прилепился грузовик. (Б. Заходер)

в).

На пригорке придорожном
Отдохнуть немножко можно.

г).

Язык прикусил – не совсем откусил,
Пригорело – не значит горит,
Помни, что сделано, но не совсем,
Пишем с приставкой при-.

Задание 6. Определите значение приставки о- в
следующих словах:

опёнки

опушка

обрамление

ошибка

опечатка

описка

осколок

огрызок

огарок

озадачить

оклеить

осмотреть

Задание 7.

Какое значение имеет приставка за- в
следующем отрывке:

а).

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя;
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашуршит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит. (А. Пушкин)

Задание 8.

Определите значение приставки до- в данном
тексте:

А когда не хватает энергии
Для последних мгновений пути,
Помогают законы инерции
Добежать, добрести, доползти. (С. Куняев)

Задание 9.

Объясните, чем являются приставки в каламбуре
И. Сельвинского:

Лучше недо, чем – пере.

Задание 10.

Прочитайте фрагменты из русских былин, найдите
в этих отрывках примеры словообразовательного
повтора. Какую функцию выполняют эти повторы
морфем? Какому стилю речи они соответствуют?

а).

Всю они белую рыбицу повыловили,
Щук, карасей повыбрали,
А мелкую рыбицу повыбросили.

б).

Тут пехотою никто да не прохаживал,
На добром коне да не проезживал,
Туда серый зверь да не прорыскивал
Птица чёрный ворон не пролётывал!

в).

Уж как свищет Соловей да по-соловьему,
Он кричит, злодей – разбойник, по-звериному,
От его ли то от посвиста соловьего,
От его ли то от покрику звериного
Все-то травушки-муравы заплетаются,
Все лазоревы цветочки осыпаются,
Тёмны лесушки к земле всё приклоняются.

г).

А у Ратая кобылка-то в рысь пошла,
А Вольгин-то конь поскакивает,
А и стал Вольга ему покрикивати,
И колпачком он стал помахивати.

III. Вывод

В конце урока делается вывод о том, что
приставка – значимая морфема, которая придаёт
слову не только разнообразные смысловые, но и
экспрессивные оттенки, помогает автору более
полно передать свою мысль, своё мироощущение.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *