Конспект урока литературы по теме Секреты комического

  • Каргу Наталья Эйновна, учитель русского языка и литературы

Тип урока — урок изучения нового материала.

Цель урока – организовать работу по усвоению
учащимися понятия “комическое”, познакомить с
приемами создания комического: несоответствие,
соединение несоединимого, гиперболизация.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Познакомить с понятием “комическое”;
  • Вырабатывать умение распознавать, выявлять
    приемы комического на примере произведений
    великих мастеров слова: А.П.Чехова, М.М.Зощенко,
    Д.Хармса;
  • Обучать инсценированию художественного
    произведения, работе над созданием
    художественного образа (интонационная окраска
    голоса, пластика, костюм);
  • Подвести учащихся к написанию своего
    юмористического рассказа с использованием
    различных средств создания комического эффекта.

Развивающие:

  • Развивать умение анализировать художественный
    текст;
  • Знакомить со стилем писателя, наблюдать за
    средствами художественной выразительности;
  • Развивать творческие способности учащихся;
  • Развивать живой интерес к чтению
    художественной литературы и к родному языку.

Воспитательные:

  • Развивать культуру речи;
  • Развивать чувство юмора;
  • Развивать умение слушать и чувствовать
    “партнера по сцене”;
  • Воспитывать доброжелательный, положительный
    климат в коллективе.

Подготовка урока:

  • Инсценирование произведений А.П.Чехова
    “Радость”, М.М.Зощенко “Аристократка”, Д.Хармса
    “Врун”; Слово о Данииле Хармсе в исполнении
    ученика.

Оборудование урока:

  • Портреты писателей А.П.Чехова, М.М.Зощенко,
    Д.Хармса;
  • Распечатанные текстов рассказов А.П.Чехова
    “Радость”, М.М.Зощенко “Аристократка”,
    стихотворения Д.Хармса “Врун” на каждой парте.

Оформление доски:

  • Тема урока;
  • Портреты писателей;
  • Комическое (от греч. komikos – веселый, смешной);
  • 3 задания к рассказу М.М.Зощенко “Аристократка”
    (на закрытой доске).

Словарная работа: комическое; приемы
создания комического: несоответствие,
соединение несоединимого, гиперболизация;
аристократ.

Ход урока

— На уроках литературы в этом году нам не раз
приходилось говорить о комическом, смешном.

Актуализация читательского опыта.

— Какие писатели (давайте вспомним их имена)
подарили нам немало веселых минут? (Н.В.Гоголь
“Ночь перед Рождеством”, А.П.Чехов “Толстый и
тонкий”, “Смерть чиновника”, “Лошадиная
фамилия”, М.М.Зощенко “Встреча”, “Галоша”)

— Как вы думаете, легко ли написать
юмористический рассказ? Конечно, нет. Ведь о
забавном, курьезном случае можно рассказать
совсем неинтересно. А можно рассказать так, что
твои слушатели или читатели будут от души весело
хохотать. Наверное, здесь есть какие-то секреты? А
раскрыть эти секреты сегодня на уроке нам
помогут признанные “короли смеха”: А.П.Чехов,
М.М.Зощенко, Д.Хармс.

Объявление темы урока и постановка цели.

— Тема нашего урока “Секреты комического”.
Будем учиться у великих. Пусть они нам подскажут,
какие существуют приемы юмористического
повествования. Нам с вами нужно только их
разглядеть, угадать, чтобы потом воспользоваться
ими для написания своего смешного рассказа.

Итак, первая страничка нашего урока
посвящена творчеству А.П.Чехова.
(Инсценирование рассказа А.П.Чехова “Радость)

— Почему свой рассказ А.П.Чехов назвал
“Радость”? (Это то состояние, в котором
пребывает главный герой – хохочет, не в силах
держаться на ногах от счастья)

— Когда человек испытывает радость?

— В чем комизм этой ситуации? (Несоответствие –
повода для радости нет, а герой радуется)

Несоответствие – так называется один из
приемов комического (на доске появляется
название приема, ребята записывают в тетрадь)

— Как прославился герой? (В нетрезвом состоянии
упал под лошадь, получил удар оглоблей по
затылку; об этом случае написали в газете)

— Скажите, умный ли способ прославиться?

— О чем этот рассказ? (О человеческой глупости)

— Сам герой осознает свою глупость? (Нет. Он даже
по ходу чтения заметки комментирует, сообщает
подробности, бежит показывать статью другим.
Спешит поделиться “радостью”)

Вторая страничка урока посвящена М.М.Зощенко
и героям его рассказа “Аристократка”
(инсценировка).

— Ребята, рассказ называется “Аристократка”.
Как вы понимаете значение этого слова. Кого
называют аристократом, аристократкой?
(Аристократа отличает внешняя изысканность,
утонченность поведения, особая манера держаться)

— Кого можно назвать аристократом у Зощенко?
(Никого).

Опять прием несоответствия.

— Над чем вы смеялись? (Над скупостью, грубостью,
мелочностью главного героя; над тем, с какой
жадностью дамочка поедала пирожные; над
экспертами, которые всерьез решали, сделан ли
надкус на пирожном)

— Безусловно, мы смеемся над речью героев. Что
можно сказать о языке героев Зощенко? (Слова
грубые. Герои их неверно употребляют)

— Какие слова, выражения вам запомнились?
Приведите примеры. (Буржуй нерезаный, жрет)

Да, у героев М.Зощенко речь часто неправильная,
лексика грубая.

— Разве писатель не знал хороших слов?

Вы правы, это еще один литературный прием, – сниженная,
неверная речь
– вызывающий наш смех над
невежеством, бескультурьем. (Запись приема в
тетрадь)

— Теперь представьте, что вы переводчики. Ваша
задача – “перевести” подчеркнутые слова
нейтральной лексики на лексику разговорного
стиля. При этом постарайтесь передать язык
героев рассказа Зощенко.

(Задания выполняются на доске)

Съела она с кремом, взяла другое. (“схватила”,
“цоп”)

Автор передает экспрессию – быстро, чтоб не
отобрали.

А денег у меня мало. (“кот наплакал”, “с
гулькин нос”, “в обрез четыре штуки”)

Зощенко использует здесь фразеологизмы.

— Смешными могут быть не только слова, но и
разные формы слова. Исправьте ошибки.

  • Ложи, говорю, взад!
  • Которые без денег – не ездют с дамами.
  • Надкус на ем сделан и пальцем смято.
  • Во рте зуб блестит.
  • А она испужалась.

— Вызвать смех может также неожиданное
соединение слов. Закончите предложения, сохранив
авторскую лексику:

Не пора ли нам в театр … ? (“сесть”)

С беспокойством шарю по карманам, смотрю … .
(“рукой”)

— Такой прием называется соединение
несоединимого
. (Запись приема в тетрадь)

А следующего автора мы решили представить
особо, ведь с его именем на уроках литературы мы
встречаемся впервые. А еще потому, что в жизни он
был человеком очень незаурядным, эксцентричным.

Слово о Данииле Хармсе (представляет
писателя ученик, внешность и одежда которого
стилизована “под Даниила Хармса”):

— У маленького Дани Ювачева было много талантов.
Он имел абсолютный музыкальный слух, хорошо
рисовал, был смышлен и находчив. Да еще проказник
и выдумщик, что смущало рассудительного отца. И
он решил отдать сына в самое дисциплинированное
среднее учебное заведение Петербурга –
Петершуле. Так называлось училище св.Петра,
находившееся в центре города – на Невском.

Благодаря Петершуле (и домашним учителям) Даня
Ювачев неплохо владел немецким и английским
языками. Знатоки утверждали, что по-немецки он
говорил с безукоризненным берлинским
произношением. По-английски он читал. Подобно
Чуковскому и Маршаку, Даниил Хармс знал
английскую поэзию для детей в оригинале.

Еще в детстве жизнь переделал в игру.
Однокашники Ювачева вспоминали бессчетные
“Данины проделки”.

Да и став взрослым, он продолжал бороться с
ощущением жизни как привычной.

Так появился литературный псевдоним – Даниил
Хармс (всего их было около тридцати). Он “чудил”,
придумав себе необыкновенную внешность: курил из
небольшой гнутой трубочки, носил брюки “гольф”,
лихо отстукивал чечетку. У него был даже
собственный алфавит. А объявление о своем
публичном выступлении он сделал на карнизе дома.

Хармс работал в детских журналах “Чиж” и
“Еж”. Зарабатывал немного. К деньгам относился
беспечно. “Жизнь, как подарок, должна быть
бескорыстной”,- говорил он.

Звучит выразительное чтение стихотворения
Д.Хармса “Врун”.

— Почему главный герой стихотворения Хармса
прослыл вруном? (Он врет про папу, у которого
сорок сыновей, про летающих собак, про колесо
вместо солнца и т.д.)

Это веселое стихотворение имеет форму детской
дразнилки.

— Что высмеивает автор, над чем смеемся мы
вместе с ним? (Над детским бахвальством вруна, но
и над доверчивостью, простодушием его
многочисленных слушателей)

— Я думаю, что вы без труда сможете назвать этот
прием комического. Конечно, это преувеличение
(гиперболизация).
(Запись приема в тетрадь)

— Итак, наш урок подошел к концу. Мы славно
потрудились, смогли узнать сами и рассказать
другим о секретах комического. Давайте еще раз их
перечислим.

Домашнее задание.

— А теперь в тетрадях под записями, которые вы
сделали сегодня на уроке, пусть появится ваш
собственный смешной рассказ. И я полагаю, что в
его написании вам помогут тайны, подсказанные
“королями смеха” А.П.Чеховым, М.М.Зощенко,
Д.Хармсом.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *