Классный час для младших школьников Природа – наш дом

  • Власова Ольга Николаевна, учитель начальных классов

Цели:

  • расширить представление детей об экологических
    законах;
  • способствовать воспитанию патриотизма и
    гуманного отношения к родной природе;
  • формировать негативную нравственную оценку
    нарушений в сфере природы, негативное отношение
    к бездумному, безответственному отношению к
    природе;
  • побуждать детей к участию в природоохранных
    мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

Учитель. Завтрашний день Земли будет
таким, каким мы его создадим сегодня. (Приложение
1
. Слайд 2)
Сегодня мы совершим удивительное путешествие в
лесное царство. Сопровождать нас по учебной
природной тропинке будет Лесная Фея.

Появляется Фея.

Фея:

Живу в лесу и не тужу,
За порядком я слежу.
Кто зверюшек обижает –
Я того ругаю.
Кто природе помогает –
Ласково встречаю.

Ученик:

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для вас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.

Учитель. Мы с вами живем в
удивительном месте. Удивительна природа ,
окружающая нас. Иногда мы не обращаем внимания на
чудесное, удивительное только потому, что оно
близко, рядом. Многие из вас были в лесу. Много
загадок таит лес. В нашем крае растут смешанные
леса. Рядом с лиственными деревьями соседствуют
хвойные. А какое множество травянистых растений!
Общая площадь лесов на Земле составляет 19 млн.
кв.км. Ежегодно вырубается 33 000 га леса. За
последние 20 лет человек вырубил столько леса,
сколько было уничтожено за все предыдущее его
существование.
Леса – это легкие планеты. 1 га леса поглощает
столько углекислого газа, сколько его образуется
при дыхании 200 человек.
Небольшой лиственный лес отфильтровывает за год
70 тонн пыли.
Первый привал мы устроим на полянке при входе в
лес. (Приложение 1. Слайд
3)

Учитель. Идем гулять по лесу. Как
вокруг красиво! Сколько всего интересного.

Ученик. Отгадайте загадку:

Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (Береза)

Красавицей русских лесов называют люди березу.
(Приложение 1. Слайд 4)
Стройная, с тонкими длинными ветвями и
раскидистой кроной, она привлекательна во все
времена года. О березе сложено много песен, былин,
преданий, создано много живописных картин. Ее все
знают, это самое распространенное дерево. Символ
и гордость русского народа. Прекрасна белая
береза и в чистом поле, и на светлой лесной
поляне. А белые стволы березовой рощи на фоне
летней травы и ярких цветов — такая картина
запоминается на всю жизнь! В березовых
перелесках много света, воздух прозрачен и чист.

Учитель. Мы идем дальше по тропинке.

Ученик. Отгадайте, что это за дерево?

Дерево спокойное,
Высокое да хвойное,
Лапы вразлёт –
Зеленеет круглый год. (Сосна) (Приложение
1
. Слайд 5)

А вот и место, где растут сосны. В сосновом бору
светло и сухо. А как пахнет хвоей! Торжественно и
ровно гудят древние сосны. Воздух здесь
удивительно чистый. Сосновую смолу используют
для лекарства, которое служит для укрепления
десен.

Ученик. А вот еще очень интересное
дерево. Угадайте, как оно называется. Иголочки у
этого дерева мягкие, на зиму оно сбрасывает свою
хвою.

Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок. (Лиственница.) (Приложение
1
. Слайд 6)

Лиственница растет очень долго 500-600 лет.
Древесина очень твердая, плохо поддается
гниению, тяжелая. Это дерево тонет в воде.
Используется при строительстве домов на сваях.

Учитель. Мы двигаемся дальше.

Ученик.

Её всегда в лесу найдёшь –
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем. (Ель) (Приложение
1
. Слайд 7)

Перед нами ельник. В еловом лесу темно, сыро и
прохладно, потому что ели растут близко друг к
другу. Ель живет до 250 лет, достигая в высоту более
40 м. Наши ноги утопают в мягком мху. Для отдыха
устроимся на привал. (Приложение
1
. Слайд 8)

Учитель. А для чего мы ходим в лес? (Отдыхать,
собирать ягоды и грибы)

Загадки.

1. Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я … (подосиновик) (Приложение
1
. Слайд 9)

2. В роще у березки
Повстречались тезки! (Подберёзовики)

3. Крепкий, плотный, очень статный,
В шляпе бурой и нарядной.
Это гордость всех лесов!
Настоящий царь грибов! (Белый гриб)

4. Шоколадно-бурый гриб,
К скользкой шляпке лист прилип.
Воротник ажурный тонок –
Гриб такой зовут … (масленок)

5. А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красной шляпкой,
А на шляпке горошки. (Мухомор)

Учитель. Какой гриб лишний? Почему?

Учитель. В наших лесах живут разные
животные. Давайте проверим, знаете ли вы их. (Приложение 1. Слайд 9)

Кто осенью холодной
Ходит хмурый и голодный? (Волк)

Дед в шубу одет, наружу мех. (Медведь)

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)

У кого из зверей
Хвост пушистей и длинней? (Лиса)

В гору бегом, с горы кувырком. (Заяц)

Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек? (Белка)

Ученик.

Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнезд понавьют – посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари.

Учитель. Конкурс «Знатоки природы»

– Птичий домик (гнездо, скворечник)
– Большая группа птиц (стая)
– Домик, построенный без топора (гнездо)
– Главный лесной барабанщик (дятел) (
Приложение 1. Слайд 10)
– Какая птица кричит кошкой (иволга)

– Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)

– Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни и полет
Вошли в стихотворения! (Жаворонок)

Учитель. Отправляемся дальше. Деревья
расступились и перед нами лесная полянка. (
Приложение 1. Слайд 11)
– Присядем, отдохнем, а тем временем Лесная Фея
приготовила вам задание. (Приложение
1
. Слайд 12)
– Если вы заметите ошибки в рассказе, поднимайте
руки.

С веселой музыкой люди шагали по лесу.
По дороге им попадались грибы. Они собирали
грибы, вырывая их с корнем. Те грибы,
которые они не знали, сбивали палкой.
Потом люди устроили привал. Они быстро наломали
веток
и разожгли костер. Поели и
пошли дальше, побросав банки и пакеты. В
кустах они нашли гнездо какой-то птицы. Подержали
в руках яички
и положили их обратно. На
лесной опушке нарвали большую охапку цветов.
Увидев муравейник, решили добыть муравьиную
кислоту.
Наломали прутиков и начали
протыкать ими весь муравейник.

Учитель. Ой, что это там за шум?

Сценка – Баба Яга и Лесовичок

На сцену выходит Баба Яга, делает вид, что
пинает мусор, что-то достает из кармана, рвет,
целится в кого-то из рогатки. На сцене появляется
Лесовичок.

Лесовичок: Эй, Баба Яга, ты, что это
делаешь?
Баба Яга (вздрагивает): Тьфу-ты,
пропасть, напугал старушку. А тебе что за дело? Ты
кто такой? ( Обращается к детям.) Это кто
такой?
Лесовичок: Я – дед Лесовичок, всему
живому на свете защитник. Сейчас же перестань
безобразничать, не то мы тебя с ребятами…
Баба Яга (перебивая): Ой-ой
напугали. Да, ребята иногда сами знаешь, что
делают? Вот послушай.
Лесовичок: Нет, Баба Яга, мы с ребятами
не согласны. Очень много ребят любят природу и
никогда не обидят животное, не сломают растение.
Лесовичок: Баба Яга, а что же здесь так
грязно: банки, мусор какой-то! А ну-ка собери
сейчас же!
Баба Яга (плаксиво): А че я-то? Это и
не я вовсе.
Лесовичок: А кто же ещё?
Баба Яга: Откуда я знаю, туристы,
наверное. Они вечно после себя помойку оставляют.
Вот, пожалуйста.
Лесовичок: Как некрасиво. От таких «
отдыхающих» страдают все в лесу: и растения, и
животные, и насекомые.
Баба Яга: Подумаешь, какие-то насекомые,
растения. Ну ладно бы ещё лев или тигр, а то
мелкота – мелочь одним словом. Исчезнут, никто и
не заметит.
Лесовичок: Ты что, Баба Яга, совсем того?
Вот, например, комары. Уж до чего надоедливы,
спасу нет. А ими и птицы, и лягушки, и ящерицы, и
рыбы их личинками питаются. Исчезнут они, сколько
животных вместе с ними исчезнет. А чтоб тебе
совсем понятно стало, послушай,

Все-все,
Все на Свете
На свете нужны,
И мошки
Не меньше нужны,
Чем слоны.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мёд
И кто делает яд.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников
– Злых и свирепых.
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки.
Да если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы всё-таки ОЧЕНЬ
Друг другу нужны,
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется…
Все-все, Все на Свете
На свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!

Баба Яга: Всё равно не верю. Есть
совсем бесполезные животные. Вот, например, жаба.
До чего противная, да ещё, говорят, от неё
бородавки появляются. Пусть себе исчезнет.
Лесовичок: А вот и неправда, все
животные нужны, жабы уничтожают вредных
насекомых.
Баба Яга: Совсем вы мне голову задурили,
аж разболелась. Ай-яй как болит, спасу нет.
Лесовичок: Лес и здесь поможет, только
его знать нужно. Он и накормит, и согреет, и
вылечит, если нужную травку взять. (Стих о
растениях)

Баба Яга: Может, в самом деле я того, –
переборщила. (Обращается к зрителям) А,
ребята?
Баба Яга: Конечно, Баба Яга. Вот подумай,
смогли бы люди жить без воздуха или воды? А мы
изменяем и воду, и воздух, и почву. Исчезают с лица
Земли растения и животные. Пора людям
остановиться, перестать уничтожать природу, а то
ведь так можно и себя уничтожить.
Баба Яга: Ну, ладно, убедили. К Природе
надо относиться бережно. Но люди-то всё больше в
городах встречаются, в лес-то они только за
грибами и ягодами приходят. В городе-то есть
природа?
Лесовичок: Конечно, есть. Там растениям
и животным ещё труднее приходится, поэтому и
заботиться о них надо больше.
Баба Яга: Конечно, вы правы, ребята. Я
ведь тоже природу люблю и берегу, я сама лесной
житель.
Лесовичок: Самое главное в жизни: быть
добрыми и приветливыми,
Баба Яга: Умными и любознательными,
Лесовичок: Бережно, с любовью
относиться ко всему живому, Баба Яга, и, конечно,
улыбаться почаще.

Учитель. Лесная Фея провела нас
сегодня по лесной тропе. Как много лесных тайн мы
узнали во время этого путешествия. Много гостей в
лес приходит, а как вести себя не знают. Плохо в
лесу приходится и птицам, и животным, и растениям.

Ученики

Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Учитель. Давайте вспомним правила
поведения в лесу. (Приложение 1.
Слайд 13)

Экологические частушки

1. Мы – любители природы,
За неё горой стоим,
Сохраним её на годы,
На столетья сохраним.

2. Мы – любители природы,
Наша армия идёт,
Отправляемся походом
В бой за чистый небосвод.

3.Всё, что мы, ребята, сможем
В мире вредного найти,
Мы в контейнеры заложим
И счастливого пути.

4. Все фосфаты и нитраты
Нужно в космос запустить,
И, наверное, тогда-то
Мы спокойно сможем жить.

5. Без природы в мире людям
Даже дня прожить нельзя,
Так давайте к ней мы будем
Относиться, как друзья.

6. И при всём честном народе
Добавляем мы потом:
Нужно помогать природе –
Но со знаньем и умом.

Ученик.

Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб леса вокруг шумели,
Чтобы были голубыми небеса.
Чтобы речка серебрилась
Чтобы бабочка резвилась,
И была на ягодах роса.
Мы хотим, чтоб солнце грело,
И березка зеленела
И под елкой жил смешной колючий еж.
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый дождь.

Итог: От того каким будет лес, какой
будет окружающая нас природа зависит только от
нас, людей, живущих на этой Земле.

– Спасибо за внимание. (Приложение
1
. Слайд 14)


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *