Использование КСО при повторении курса физики 7-го класса

  • Скворцова Ирина Михайловна, учитель физики

В педагогическом процессе важно не только
хорошее изложение учебного материала, но и
дальнейшее его закрепление. Хорошим средством
закрепления знаний учащихся служит повторение.
Виды повторения разнообразны и по форме и по
содержанию. Повторение может быть пассивным и
активным, попутным и специальным.

В своей практике в конце учебного года я
использую, повторение изученного материала с
учащимися 7-8 классов с применением коллективного
способа обучения (КСО). Уроки физики в этих
классах насыщены учебным материалом и
повторение в конце года просто необходимо, чтобы
у учащихся сложилась полная картина пройденного.
Организация повторения материала в этих классах
осуществляется в ходе групповой деятельности
учащихся на уроке. Групповая организация важна
для создания на уроке атмосферы труда в команде,
когда можно использовать на уроке резервы
каждого ученика. По мнению учёных, подлинно
коллективная учебная деятельность в группе
рождает так называемый групповой эффект –
прибавку к возможностям каждого.[ 3]

Группы учащихся организую с таким расчётом,
чтобы в каждой были учащиеся разного уровня
успеваемости и тем самым осуществляется
полезное взаимодействие в процессе обучения.
Наличие в одной группе учащихся разной
успеваемости требует особого внимания учителя к
тому, чтобы слабоуспевающие не оказались
“иждивенцами”. Ясно, что, чем ровнее класс по
успеваемости, тем проще разделить его на
продуктивно работающие группы. При организации
групп учитываю и личностные отношения,
сложившиеся в классном коллективе. Численность
группы 5 человек. В большой группе слабый ученик
может остаться в тени, не быть активным, в слишком
малой группе (2-3 человека) разница в уровне
успеваемости проявляется особенно ярко и может
нарушить комфортный микроклимат в группе. Для
групповой работы учащиеся рассаживаются за
отдельные столы, закреплённые за каждой группой.
При групповой работе в классе шумнее обычного:
внутри групп происходит постоянное общение. Но в
этом есть свои плюсы: во-первых, ученик
проговаривает свои мысли вслух, что не всегда
удавалось ему в течение года, а во-вторых, любое
общение для подростка представляет
самостоятельную ценность. Командир группы имеет
право не только консультировать своих товарищей,
но и оценивать работу своих товарищей. Оценка,
полученная за работу в группе, а затем
подтверждённая учителем воспитывает
ответственность у каждого за порученное дело.

Такая организация повторения даёт возможность
учащимся ликвидировать пробелы в знаниях,
отдельным учащимся повысить итоговую оценку по
физике, другим самоутвердиться в коллективе,
третьим – проявить свои педагогические
способности. При всей привлекательности идей,
положенных в основу групповой учебной
деятельности, следует отметить, что это
напряжённый труд для ученика и учителя.
Универсализация групповой работы как одной из
форм организации обучения недопустима, но при
повторении материала она даёт немалый
положительный эффект: качество знаний
увеличивается на 15 — 20% по окончанию года.

Приведу пример организации повторения на базе 7
класса. Для повторения этого курса физики мною
разработаны 6 дидактических карточек-заданий в 5
вариантах. Каждая карточка – задание
соответствует одной теме.

Карточка №1. Первоначальные сведения о
строении вещества.

Карточка №2. Плотность вещества.

Карточка №3. Виды сил.

Карточка №4. Давление твёрдых тел, жидкостей и
газов.

Карточка №5. Использование давления в природе,
технике и быту.

Карточка №6. Работа. Мощность. Энергия.

В каждой карточке-задании содержится
теоретическая часть и практическая часть. В
первой части карточки предлагаются вопросы и
задания, проверяющие ключевые вопросы темы, во
второй части – практические задания (задачи,
опыты, мини-рассказы). Практическая часть
карточки имеет 5 вариантов заданий (по числу
учащихся в группе). Задания носят как
репродуктивный, так и творческий характер.
Практическую часть задания в основном проверяет
учитель, теоретическую – командир группы.

Предварительно с командирами групп провожу
консультацию, на которой объясняю им их
обязанности, тут же проводим репетиционное
занятие, в ходе которого я выступаю как командир
группы. Получив соответствующую карточку,
командир прорабатывает её дома, а на следующем
уроке он вводит в работу над карточкой всех
членов группы. Хорошо успевающие ребята успевают
отчитаться по карточке за урок и подготовиться к
сдаче другой. Таким образом, на повторение всего
курса я в конце года планирую 7-8 часов. В
зависимости от общей подготовки класса иногда
выбираю только те темы для повторения, которые
вызвали наибольшее затруднение.

Карточка №1. Первоначальные сведения о
строении вещества.

Вариант 1.

Порядок работы.

1. Из текста §6,7,8 и 10 выпиши три основных
положения о молекулярном строении тел.

2. Вспомни и расскажи, на основании, каких
наблюдений и опытов эти положения были доказаны.

3. Перечерти в тетрадь таблицу и укажи, какие из
перечисленных свойств каким состояниям вещества
принадлежат (поставь знак +).


Свойства веществаСостояние вещества
твёрдоежидкоегазообразное
Сохранять форму

Сохранять объём

Принимать форму сосуда, в котором находится

Занимать весь предоставленный объём.


4. Ответь на вопросы:

a. В чём состоит различие в расположении молекул
(атомов) в твёрдом теле, жидкости и газе?

b. Чем отличается движение молекул (или атомов) в
твёрдом теле от их движения в газе и жидкости?

Если затрудняешься, ответить на вопросы 3 и 4
повтори §12.

Эту часть работы проверит командир. Желаю
удачи.

5. Реши качественную задачу.

  • В какой воде – в горячей или холодной – надо
    замочить горох для варки супа, чтобы он разбух
    скорее?
  • Что мешает семикласснику Васе, пойманному
    директором школы на месте курения, распасться на
    отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из
    вида?
  • В каком состоянии при комнатной температуре
    находятся следующие вещества: молоко, кислород,
    ртуть, воск, одеколон, бензин, водяной пар, сода,
    уголь?

Ответы на эти вопросы проверит учитель.
Дерзай!

Карточка №2. Плотность вещества.

Вариант 2.

Порядок работы.

1. Рассмотри <рисунок 1> и сформулируй правила
взвешивания на весах.

2. Запиши обозначение массы, укажи основную
единицу измерения массы.

(Если затрудняешься, прочитай текст на стр. 162
учебника физики и §19.)

3. Рассмотри <рисунок 2> и расскажи о методах
определения объёма твёрдого тела.

4. Запиши обозначение объёма тела, укажи
основную единицу объёма.

(Если затрудняешься, прочитай текст на стр. 163-164
учебника физики.)

5. Что такое плотность? (дать определение,
записать формулу для её расчёта, указать
основную единицу измерения.)

6. Пользуясь таблицами плотностей (стр.50-51
учебника) ответь на вопросы:

А) Какова масса 1 м3 ртути? керосина? эфира?
нефти?

Б) Рассмотри <рисунок 3> размеры плиток
одинаковы. Какая из них имеет наибольшую массу, а
какая – наименьшую?

В) На <рисунке 4> изображены две мензурки. В
одной налит спирт, в другую – вода. Какая
жидкость находится в мензурке №2?

Задания 1-6 проверит командир. Желаю удачи.

7. Докажите, что пенопласт менее плотное, чем
пробка, вещество, если известно, что масса 3 м3
пенопласта равна 600 кг, а масса 1,5 м3 пробки
– 360 кг.

8. Практическая работа: определи плотность
вещества, из которого изготовлена данное тело.

Задание 7, 8 проверит учитель. Покажи свои
способности!

Карточка №3. Виды сил.

Вариант 3.

Порядок работы.

Чтобы успешно выполнить карточку, следует
повторить §§23-32 и §49.

Перечерти таблицу в тетрадь и заполни.

ОпределениеОбозначение, единица измеренияГрафическое изображениеФормула для вычисленияОсобенности
Сила тяжести
Сила упругости
Вес тела
Сила трения
Сила Архимеда.

2. Выполни данные задания.

а) Как должны быть направлены силы 10 Н и 40 Н,
действующие по одной прямой, чтобы их
равнодействующая была равна 50 Н? 30 Н? Изобразите
их графически для обоих случаев.

б) Рассмотрите <рисунок 5>. Правильны ли
показания динамометров?

б) Реши задачу: вычисли выталкивающую силу,
действующую на гранитную глыбу, которая при
полном погружении в воду вытесняет 0,8 м3
воды.

Задания 1-3 проверит командир. Желаю удачи!

4. Выполни практическую работу:

а) определи вес бруска, силу тяжести,
действующую на это тело.

б) определи силу трения скольжения бруска по
поверхности стола.

в) определи выталкивающую силу, действующую на
брусок в воде.

Практическую работу проверит учитель.
Готовься!

Карточка №4. Давление твёрдых тел, жидкостей и
газов.

Вариант 4.

Порядок работы.

Ответь на вопросы:

А) что называют давлением?

Б) какие ты знаешь единицы давления?

В) по какой формуле вычисляется давление,
производимое твёрдым телом? жидкостью?

Г) от чего зависит давление твёрдого тела?
жидкости? газа?

Ответы на вопросы проверит командир. Порадуй
его своими правильными ответами.

Реши задачи:

А) Вычисли давление, производимое лыжником
массой 50 кг на снег, если опорная площадь его лыж
2000 см2?

Б) Почему подводные лодки иногда страдали от
взрыва глубинных бомб даже тогда, когда бомба
взрывалась в стороне от лодки?

В) Водолаз в жёстком скафандре может
погружаться на глубину 250 м. Определите давление
воды в море на этой глубине.

Решение задач проверит учитель. Очень хочу
увидеть правильное решение.

Карточка №5. Использование давления в природе,
технике, быту.

Вариант 5.

Порядок работы.

1. Повтори §43 и задание 13. Расскажи командиру
устройство и принцип действия прибора
/механизма/, изображённого на <рисунке 6> и
<рисунке7>.

2. Напиши рассказ об использовании давления
твёрдого тела в быту, технике, природе и прочитай
его учителю.

Карточка №6. Работа. Мощность. Энергия.

Вариант 1.

Порядок работы.

1. Что называется работой? мощностью?

2. Запиши формулу для вычисления каждой
физической величины и укажи основные единицы их
измерения.

3. Реши задачу: Юный турист заметил, что за 25 с он
поднимается на 12 м с рюкзаком, вес которого 100 Н.
Какую мощность развивает турист для подъёма
рюкзака?

4. Ответь на вопросы:

А) рассмотри <рисунок 8> и укажи, какие тела
обладают кинетической энергией, какие –
потенциальной и относительно какого уровня, а
какие – той и другой одновременно?

Б) Какой из одинаковых шаров на <рисунке 9>
имеет меньшую потенциальную энергию
относительно поверхности пола?

В) Рассмотрите <рисунок 10>. Потенциальная
энергия какого из двух подвешенных к потолку тел,
изготовленных из одного и того же вещества,
больше относительно уровня пола? Ответ
объясните.

Г) Рассмотрите <рисунок 11>. Какой из
грузовиков обладает большей кинетической
энергией в случае а и в случае б? Почему?

Эту работу проверит командир. Желаю удачи.

Напиши рассказ об использовании простых
механизмов в жизни.

Рассказ проверит учитель. Дерзай!

Использованная литература:

  1. Методика преподавания физики в 7-8 классах
    средней школы. Пособие для учителя. Под ред.
    Усовой А.В., М. Просвещение, 1990.
  2. Методика и техника урока в школе. Яковлев Н.М.,
    Сохор А.М…М.. Просвещение, 1985.
  3. Психологическая теория коллектива. Под ред. А.В.
    Петровского. М., Педагогика, 1979, с. 215.
  4. Физика. Ненаглядное пособие. Задачник. Григорий
    Остер. Москва “Росмен”,1996
  5. Физика 7. Пёрышкин А.В., Родина Н.А. М..
    Просвещение.1993.
  6. Чеботарёва А.В. Самостоятельные работы учащихся
    по физике 6-7. Москва. Просвещение. 1985.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *