Использование художественной литературы в преподавании географии

  • Дуброва Лидия Александровна, учитель географии

Методическая разработка элементов уроков
географии в 6–9-х классах. Содержание школьных
курсов географии позволяет широко применять
художественную литературу на всех дидактических
этапах урока, создавая возможности для
сотрудничества, развивая индивидуальную
технологию работы с картой, понимая
человекоориентированную сущность и значимость
географии.

Цели и задачи.

  • Развивать положительную мотивацию к учению
    через использование художественной литературы в
    преподавании географии.
  • Создавать благоприятный психологический
    климат на уроках.
  • Развивать активную мыслительную деятельность,
    творческие способности, художественный вкус,
    способствуя эстетическому воспитанию учащихся.
  • Способствовать осмыслению взаимосвязи и
    взаимозависимости окружающих объектов,
    раскрытию причинно-следственных связей и их
    пониманию.
  • Способствовать эстетическому воспитанию
    учащихся.

Изучая тему “Литосфера”, шестиклассники
выявляют роль вулканов в образовании земной
коры, водной оболочки и атмосферы. Среди
разнообразных явлений природы, происходящих на
земном шаре, одним из самых опасных, но
величественных можно назвать извержение
вулкана.

Одно из описаний этого грозного явления можно
взять в романе Ж. Верна “Таинственный остров”:
“Потоки лавы перелились через стену, и огненная
река устремилась на берег у Гранитного дворца.
Это было неописуемо страшное зрелище. Ночью
казалось, что низвергается настоящая Ниагара из
расплавленного чугуна: сверху – огненные пары,
снизу – кипящая лава”.

Рассказывая о происхождении островов, мы
говорим о том, что острова, возникшие в
результате вулканических извержений,
поднимаются с больших глубин на значительную
высоту над водной поверхностью и отличаются
характерной формой, напоминающей форму вулкана.
Вулканические острова могут и исчезать.
Зачитываю отрывок из этого же романа: “…в ночь
на 9-е из кратера под грохот оглушительных
взрывов поднялся огромный столб дыма, больше
трех тысяч футов высоты. Стена пещеры Дакара,
очевидно, не выдержала давления газов, и море,
проникнув через центральный очаг в огнедышащую
пропасть, превратилось в пар. Кратер не давал
этой массе пара достаточно просторного выхода.
Взрыв, который мог быть услышан на расстоянии ста
миль, потряс воздух. Гора Франклина разлетелась
на куски и обрушилась в море. Через несколько
минут волны Тихого океана покрывали то место, где
был остров Линкольна”.

В теме “Гидросфера”, для поддержания
познавательного интереса, читаю стихотворение
И.Якимова “Круговорот”, настроив школьников на
то, чтобы они дали название этому стихотворению.

Чтобы не быть с географией в споре,
Волга впадает в Каспийское море,
Но трудно прожить на Земле одиноко,
И воды из Волги текут в Ориноко.
Хоть в это поверить не очень легко,
Но Волги вода есть в реке Лимпопо.
И, путешествуя облаком пара,
Воды из Волги текут в Ниагару.
Волги вода и в Байкале, и в Ниле,
И в Танганьике, и в нашей квартире,
Значит должны понимать это все мы,
Реки – часть водной единой системы.
Но, чтобы не быть с географией в споре,
Волга впадает в Каспийское море”.

Чтение стихотворения сопровождается показом
на карте объектов прозвучавших в тексте, и
прикреплением к ним нарисованных капелек воды.
Улыбающиеся капельки целиком захватывают
внимание шестиклассников.

В теме “Атмосфера” для шестиклассников будут
интересны изложенные в стихотворной форме
некоторые приметы по предсказанию погоды.

Низко ласточки летают –
дожде предупреждают;
А летают высоко –
Значит, дождик далеко.

Дым из труб и от костра
Кверху поднимается –
Значит, ясная погода
Завтра ожидается.

Если солнце село в тучи,
Словно зарево закат,
“Завтра будет сильный ветер”, –
Старожилы говорят.

Каждый из перечисленных признаков имеет свое
научное объяснение. Но, чтобы правильно
предсказать погоду, надо воспользоваться не
одним, а несколькими местными признаками.

В географической оболочке существует тесная
взаимосвязь между всеми природными компонентами
/горными породами, рельефом, атмосферным
воздухом, поверхностными водами,
растительностью, животным миром/.

При изучении взаимосвязей компонентов природы,
акцентируя внимание шестиклассников на основном
вопросе нового материала, читаю стихотворение Н.
Жоголева:

Как все взаимосвязано в природе,
Разумно и неразделимо!
Вот ландыши: они не в поле бродят,
А с тенью лип нерасторжимы
И с шелестом берез зеленодымным,
И с колокольчиком лиловым,
И с флейтой иволги, и свистом соловьиным,
И с влажным воздухом медовым.

Раскрывая воздействие человека на природный
комплекс, читаю вторую часть этого
стихотворения.

Срубите лес – и, как в безлунной бездне,
Все-все, до муравьиной кучки,
До ежика, до светлячка, исчезнет –
Над пустошью лишь тени бросят тучи.
Храните лес, чтоб эхо в нем гудело,
Чтоб в ручеек Алёнушка глядела.

И здесь же материал урока дополняется
сценкой-сказкой “Сова” Виталия Бианки.

“Сидит Старик, чай пьет. Не пустой пьет –
молоком белит. Летит мимо Сова.

— Здорово, — говорит, — друг. А Старик ей:

— Ты, Сова, — отчаянная голова, уши торчком, нос
крючком. Ты от солнца хоронишься, людей
сторонишься, какой я тебе друг!

Рассердилась Сова.

— Ладно же, — говорит, — старый! Не стану по ночам к
тебе на луг летать, мышей ловить, сам лови.

А Старик:

— Вишь, чем пугать вздумала! Утекай, пока цела.

Улетела Сова, взобралась в дуб, никуда из дупла
не летит. Ночь пришла. пришла. На стариковом лугу
мыши в норах свистят — перекликаются:

— Погляди-ка, кума, не летит ли Сова – отчаянная
голова, уши торчком, нос крючком?

Мышь Мыши в ответ:

— Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на
лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.

Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали.

А Сова из дупла:

— Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы худа не вышло:
мыши-то, говорят, на охоту пошли.

А пускай идут, — говорит Старик. – Чай, мыши не
волки, не зарежут телки.

Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут, землю
роют, шмелей ловят.

А Сова из дупла:

— Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло:
все шмели твои разлетелись.

— А пускай летят, говорит Старик. – Что от них
толку: ни меду, ни воску, — волдыри только.

Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к
земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на
клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не
носят.

А Сова из дупла:

— Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: не
пришлось бы тебе самому цветень с цветка на
цветок переносить.

— И ветер разнесет, — говорит старик, а сам в
затылке скребет.

По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не
попадает цветень с цветка на цветок, — не родится
клевер на лугу; не по нраву это Старику.

А сова из дупла:

— Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу
просит. – трава, слышь без клеверу, что каша без
масла.

Молчит Старик, ничего не говорит.

Была корова с клевера здорова, стала Корова
тощать, стала молока сбавлять; пойло лижет, а
молоко все жиже да жиже.

А Сова из дупла:

— Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придешь ко
мне кланяться.

Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в
дубу сидит. Мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут,
шмелиные гнезда ищут. Шмели на чужих лугах
гуляют, а на стариков луг и не заглядывают. Клевер
на лугу не родится. Корова без клеверу тощает.
Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику
нечем стало.

Нечем стало Старику чай белить, — пошел Старик
Сове кланяться:

— Уж ты, Совушка-вдовушка, меня из беды выручай:
нечем стало мне. Старому, чай белить.

А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами
туп-туп.

— То-то, — говорит, старый. Дружно не грузно, а
врозь хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих
мышей?

Простила Сова Старика, вылезла из дупла,
полетела на луг мышей ловить. Мыши со страху
попрятались в норы. Шмели загудели над лугом,
принялись с цветка на цветок летать.

Клевер красный стал на лугу наливаться. Корова
пошла на луг клевер жевать. Молока у Коровы много.
Стал Старик молоком чай белить, чай белить – Сову
хвалить, к себе в гости звать, уваживать”.

На уроке “Географические координаты” читаю,
строки из романа Ж.Верна “Дети капитана Гранта”.
“27 июня 1862 года трехмачтовое судно “Британия”,
из Глазго, потерпело крушение в тысяче пятистах
лье от Патагонии, в Южном полушарии. Два матроса и
капитан Грант добрались до острова Табор… Там,
постоянно терпя жестокие лишения, они бросили
этот документ под сто пятьдесят третьим градусом
долготы и тридцать седьмым градусом широты,
окажите им помощь, или они погибнут”.

Шестиклассники с интересом отыскивают остров в
Тихом океане по названным координатам. А
заинтересовал их призыв помочь героям романа в
поисках капитана Гранта.

Семиклассники на уроке “Жизнь в океане”
слушают, строки из романа Ж.Верна “20 тысяч лье
под водой”, попадают в подводный мир и осознают
значение океана для жизни человека.

“… я пробовал все эти кушанья не из жадности, а
из любопытства, как зачарованный слушая капитана
Немо.

— Море, — продолжал он, не только кормит меня, но и
одевает. Ткань, из которой сшита ваша одежда,
соткана из биссусов некоторых морских ракушек.
Она окрашена, по примеру древних, соком
пурпурницы, а фиолетовый оттенок получен при
помощи экстракта из средиземноморских моллюсков
– аплизий. Духи, стоящие на туалетном столике
отведенной вам каюты, — продукт сухой перегонки
некоторых морских растений. Тюфяк на вашей
постели сделан из лучших океанских трав. Перо,
которым вы будете писать, сделано из китового
уса, чернила – из выделений желез каракатицы.
Все, чем я пользуюсь сейчас, поставляется морем, и
все это когда-нибудь вернется к нему.

— Вы любите море, капитан?

— О да, я люблю его. Море – это все. Оно покрывает
семь десятых земного шара. Его испарения свежи и
живительны. В его огромной пустыне человек не
чувствует себя одиноким, потому что все время
ощущает дыхание жизни вокруг себя. В самом деле,
ведь в море есть все три царства природы:
минеральное, растительное и животное. Море –
обширный резервуар природы. Жизнь на земном шаре
началась в море, и, кто знает, не в море ли она и
окончится? В море – высшее спокойствие…”

Школьники это понимают и объясняют.

При изучении высотной поясности всегда удачно
в конце урока слушается стихотворение
А.С.Пушкина “Кавказ”. Перед чтением акцентирую
внимание ребят на географических
закономерностях в этом стихотворении.

Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орел, с отделенной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утесов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зеленые сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени.
А там уж и люди гнездятся в горах…

Какую закономерность описывает поэт? С какой
высоты над уровнем моря поэт наблюдал
описываемую им картину? Укажите приблизительную
высоту.

(Поэт стоял выше границы снеговой линии. Её
средняя высота на Кавказе 2900 м. Она поднимается
до высоты 3500 м на северо-восточных склонах и
опускается до 2700 м на юго-западных. Таким образом,
поэт находился, приблизительно, на высоте 3000 м от
уровня моря).

На уроке “Природные зоны мира” путешествуем
по карте природных зон вместе с Нильсом и дикими
гусями. Маленький Нильс из сказки С.Лагерлеф
“Чудесные приключения Нильса с дикими гусями”
летит на гусе в Лапландию.

“Первыми попрощались с Нильсом вишневые сады.

— Дальше нам нельзя! Ты думаешь, это снег на
наших ветках? Нет, это цветы. Мы боимся, что их
прихватит утренним морозом и они облетят раньше
времени… Потом отстали пашни, с ними
остановились на месте и села. Ведь в селах живут
крестьяне. Как же им уйти от полей, на которых они
выращивают хлеб?

Зеленые луга, где паслись коровы и лошади,
нехотя свернули в сторону, уступая дорогу топким,
мшистым болотам.

А куда подевались леса? Еще недавно Нильс летел
над такими густыми чащами, что за верхушками
деревьев и земли не было видно. Но сейчас деревья
будто рассорились. Растут вразброд, каждое само
по себе.

Буков давно и в помине нет.

Вот и дуб остановился… Березки и сосны тоже
испугались севера. Назад-то они, правда, не
повернули, зато скрючились и пригнулись к самой
земле”.

Над какими природными зонами летел Нильс?

(Нильс летел над зонами широколиственных лесов,
смешанных лесов, тайги и лесотундры; для
переходной полосы от тайги к лесотундре
характерны редколесья, криволесья и мелколесья).

Для раскрытия некоторых особенностей
географического положения Австралии, в 7 классе,
зачитываю стихи австралийского поэта Бернарда О?Дэуда.

Ты сберегла диковинных зверей,
Которых мир теперь уже не знает.
Какой тобою управляет рок?
Есть благо, есть и зло в судьбе твоей.
Созвездие Креста во лбу мерцает,
И плещет бурный океан у ног…

Эти строчки можно взять для “визитной
карточки” страны.

В 8 классе на уроке “Различия во времени на
территории России” задаю вопрос: “В известном
романе Ж.Верна “Вокруг света в 80 дней”
флегматичный Ф. Фогг совершил кругосветное
путешествие. Будучи точным, он аккуратно
отсчитывал дни своего путешествия и все же …
ошибся. Оказалось, что Фогг был в отсутствии не 80,
а 79 дней. Он мог биться о заклад, что 80 раз
вставало перед ним солнце на востоке и 80 раз
садилось на западе, но выиграл ли он пари –
вопрос. Ведь джентльмены из Реформ-клуба взяли бы
в качестве свидетелей всех лондонцев, которые
доказали бы, что с момента отъезда Фогга до той
минуты, когда он вновь ступил на родную землю,
прошло 79 суток. Во сколько же дней Фогг совершил
путешествие вокруг света – в 80 или 79?

После объяснения читаю восьмиклассникам главу
тридцать седьмую, в которой дается описание
счета времени при пересечении линии перемены
дат.

“…Действительно, продвигаясь на восток, Ф.
Фогг шел навстречу солнцу, и, следовательно, дни
для него столько раз уменьшались на четыре
минуты, сколько градусов он проезжал в этом
направлении. Так как окружность земного шара
делится на триста шестьдесят градусов,
умноженные на четыре минуты, дают ровно двадцать
четыре часа, то есть сутки, которые и выиграл Ф.
Фогг…”

Географы не могут не оценить исключительную
точность описания местностей и явлений природы в
произведениях А.С.Пушкина. В 8 классе, в теме
“Климат”, при изучении циклонов и антициклонов
читаю строки:

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…(“Зимний вечер”)

Мчатся тучи, вьются тучи,
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна… (“Бесы”)

Как настоящий метеоролог описывает здесь поэт
погоду, определяемую одним и тем же атмосферным
процессом. А в “Зимнем утре” описана смена
погоды:

Вечор ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась…

На другой день:

…Мороз и солнце; день чудесный!

Какие атмосферные процессы определили столь
быструю и резкую смену погоды, так ярко
отображенную в стихах?

В “Зимнем утре”, “Бесах”, в воспоминаниях о
погоде вечером, предшествовавшим “Зимнему
утру”, можно узнать признаки прохождения
циклона. В описываемое утро стояла типичная
антициклональная погода.

При описании климата Урала использую отрывок
из повести А.С.Пушкина “Капитанская дочка”.

“- Барин, не прикажешь ли воротиться?

— Это зачем?

— Время ненадежно: ветер слегка подымается, —
вишь как он сметает порошу.

— Что ж за беда!

— А видишь там что? (Ямщик указал кнутом на
восток).

— Я ничего не вижу, кроме белой степи да ясного
неба.

— А вон – вон: это облачко.

Я увидел в самом деле на краю неба белое
облачко, которое принял было сперва за
отдаленный холмик. Ямщик изъяснил мне, что
облачко предвещало буран…

Ямщик поскакал, но все поглядывал на восток.
Лошади бежали дружно. Ветер между тем становился
сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая
тяжело подымалась, росла и постепенно облегала
небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил
хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель… Все
исчезло… Я выглянул из кибитки: все было мрак и
вихорь… Ветер выл с такой свирепой
выразительностью, что казался одушевленным; снег
засыпал меня и Савельича: лошади шли шагом – и
скоро стали…”

В 9 классе, при изучении факторов размещения
предприятий черной металлургии в теме:
“Межотраслевые комплексы” удачным является
отрывок из романа Ж. Верна “Таинственный
остров”.

“…На другой день Сайрес Смит в сопровождении
Харберта отправился искать древние формации, из
которых он отобрал образчики руды. Он обнаружил
ее залежи на поверхности земли, близ истоков
Красного ручья. Эта руда, обильно насыщенная
железом, прекрасно подходила для того способа
восстановления, который придумал применить
инженер. Он хотел воспользоваться каталонским
способом, внеся в него некоторые упрощения… Этот
способ, вероятно, применялся еще первыми
металлургами на Земле. То, что удалось первым
потомкам Адама и давало хорошие результаты в
местностях богатых рудой и топливом, не могло не
удастся жителям острова Линкольна. Каменный
уголь, так же как и руду, удалось без труда
собрать поблизости прямо с поверхности земли”.
(Размещение металлургических комбинатов у сырья
и топлива).


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *