Дробное число. Математика. 3-й класс

  • Мартьянова Аурика Ивановна, учитель начальных классов

Цель. Дать понятие «дробное» число.

Задачи.

  • Ознакомить с получением и записью дробных чисел.
  • Развивать мышление, память, внимание, воображение.
  • Воспитывать культуру математической речи и общения.

Наглядные пособия. Названия этапов игры «Устами младенца», иллюстративный материал, опорные схемы, яблоки.

Ход урока

1. Организация класса.

— Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы будем играть! Но игру я предлагаю серьезную, ответственную, поэтому будьте внимательны! Игра называется «Устами младенца». Это значит, что вы сами, шаг за шагом, будете подбираться к главной мысли урока, которая запечатана в этом конверте.

— Прежде чем начать игру, разомнемся! Игра на внимание. Вместо числа, которое делится на 5 без остатка, вы будете говорить «БОМ».

2. Актуализация знаний, умений и навыков.

— 1 этап игры – ВСПОМИНАЛКИ! Перед вами полоски бумаги. Я буду диктовать выражения, а вы записываете значения выражений и загибаете полоску, закрывая свой ответ. А вспоминаем мы таблицу умножения (Игра «Спринт»).

— Поменяйтесь листочками. (Взаимопроверка) У кого нет ошибок? Отлично! У кого одна ошибка? Чуть-чуть внимания – и тоже будет отлично! Следующий этап игры – СООБРАЖАЛКИ! На доске записаны выражения. Как называются такие выражения? (Частные) Назовите компоненты при делении. Сравните эти частные!

93 : 3

693 : 3

48 : 4

848 : 4

66 : 3

966 : 3

— Чем похожи частные каждого столбика?

— Чем отличаются частные каждого столбика?

— Найдите значения частных разными способами! (Деление столбиком и строчное деление разрядных слагаемых).

— Чем похожи получившиеся равенства?

3. Физминутка.

4. Открытие детьми новых знаний.

— Самый интересный этап – РАССУЖДАЛКИ! Чем мы сейчас будем заниматься! Рассуждать!

(Двух мальчиков сажаем перед классом за стол.)

— На столе лежало 6 яблок. (Кладу 6 яблок.) За столом сидят два брата. Сколько яблок достанется каждому брату?

— Каким действием будете решать задачу? (Делением.)

— Кто запишет на доске выражение? Записываем. 6 : 2 = 3

— Как называются числа 6, 2, 3? (Это натуральные числа.)

— Докажите, что они натуральные! (Натуральные числа показывают реальное (настоящее) количество предметов).

— Хорошо! На столе лежало 1 яблоко. За столом сидят два брата. Сколько яблок достанется каждому брату? (Половина.)

— Как вы догадались? (Можно разрезать пополам. Режем.)

— Каким действием будете решать задачу? (Делением.)

— Запишите выражение! (1 : 2)

— Что вас смутило? Не решали так? (Не знаем, как записать значение выражения!)

— Но ведь яблоко разделили! Значит, и существует такое число – половина! На сколько частей делили яблоко? Какую из двух частей яблока получил каждый из братьев? Вот и записываем, что каждый получил одну вторую часть! Записываем так: черточка посередине знака равенства, под черточкой 2, что означает количество всех частей, под черточкой -1, количество взятых (или рассматриваемых) частей. Полюбуйтесь! Это дробное число! Читается оно так: одна вторая! Из двух частей мы взяли одну.

5. Первичное закрепление.

— Выберите из лежащих перед вами фигур круг! Пусть это будет пирог! Как разделить его на 4 части? Сколько получилось равных частей? Закрасим одну часть! Покажите мне и друг другу! Хорошо!

— На сколько частей разделили пирог? А сколько взяли? Одну! Взяли одну часть из скольки? Одну которую часть? Одну четвертую! Кто может записать это число? Записываем! Отдельные дроби записываются так: черточка – прямо по линии клетки; число, которое показывает общее количество равных частей – под черточкой в клетке; число, которое показывает количество взятых частей — над черточкой в клетке.

— Кстати, кто в вашей семье обычно получает первый кусок пирога? Почему?

6. Система подводящих творческих заданий.

— Закрасим еще две части! Покажите! Молодцы! Сколько теперь частей закрашено? Три части из скольки частей? Назовите это число! Подскажите мне, пожалуйста, как его записать! Прочитайте новое число! (Три четвертых!)

Вывешиваю на доску опорную схему:

— Кто догадался, как называются числа в дроби? Объясните! (Знаменатель показывает, на сколько равных частей разделили предмет, числитель – сколько частей из них взяли!) Молодец! А теперь скажем все вместе!

— Отложите «пироги»! Возьмем прямоугольник! Покажите его мне! Как разделить его на 8 частей? Закрасим 6 частей! Покажите! Кто попробует записать получившееся число и прочитать его? Назовите в этом числе числитель! Что он показывает? Назовите знаменатель! Что он показывает? Читаем все дробные числа, которые мы сегодня записали! Молодцы!

7. Физминутка.

8. Вторичное закрепление.

— ОБЪЯСНЯЛКИ! (Аналогичная работа с объяснением получения и записи дроби).

9. Воспроизведение знаний и умений, полученных на уроке.

— ПРОВЕРЯЛКИ! Самого смелого прошу к доске! Ученик, до которого я дотронусь рукой, называет дробное число, а смельчак записывает его на доске. Мы проверяем себя и его!

— ЗАГАДАЛКИ! А теперь наоборот, я даю вам дробное число, а вы с помощью полоски бумаги, показываете мне долю этого числа! Что нужно будет делать? Правильно, разделить полоску на заданное количество частей и закрасить нужное количество! (5-6 дробей)

10. Обобщение и систематизация новых знаний.

— Вот мы и подобрались к вершине, к самому главному! СМЕКАЛКИ! (вскрываем конверт) Вопрос! Чем отличаются дробные числа от натуральных чисел! Подумайте и выразите свою мысль в схеме-модели урока! (работа в парах)

Предполагаемый результат самостоятельной работы:

— Натуральные числа обозначают количество целых предметов. Дробные числа обозначают количество частей предмета!

11. Итог урока.

— Что сегодня нового узнали? Что показывает числитель? Знаменатель?

— Кому было трудно? Легко?

— Что понравилось вам больше всего? Что не понравилось? Выразите ваше отношение к своей работе на уроке одним из смайликов ! И я с удовольствием покажу свое отношение к вашей работе на сегодняшнем уроке!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *