Беседа по искусству на тему Использование библейских образов, сюжетов, мотивов в художественной культуре

  • Гуженко Татьяна Владимировна, учитель ИЗО, МХК

Цели занятия:

Воспитательные:

  1. Приобщение учащихся к образцам мировой художественной культуры, воспитание художественного вкуса.
  2. Выделить общие нравственные ценности, такие как: Добро, Зло, Любовь, сострадание, Жертвенность в произведениях художников, поэтов, музыкантов.

Образовательные:

  1. Создание атмосферы восприятия «собственно искусства» в современном его понимании как самостоятельной формы творческого выражения состояния художника и воплощаемого им образа, явления; состояния, связанного с эстетическим наслаждением, а не культовым мироощущением.
  2. Знакомство учащихся с образцами западноевропейской и русской живописи, архитектуры, скульптуры и музыки, посвященных сюжетам Ветхого и Нового Заветов, их характерными особенностями.

Развивающие:

  1. Показать разнообразие художественных произведений и их уникальность, многогранность и индивидуальность интерпретации евангельских сюжетов и образов.
  2. Развитие способностей к анализу выразительных средств, в произведениях мировой культуры: фресок, икон, архитектурных форм, духовной музыки, произведений живописи и скульптуры.


Формы работы:

  1. Фронтальная.
  2. Индивидуальная.


Тип занятия:

  • Лекция с элементами аналитической беседы.

Оборудование:для учителя

  • мультимедиа,
  • компьютер,
  • диск – презентация (См. электронное приложение № 1)
  • экран.
  • аудио система

Оборудование: — для учащегося

  • тесты для индивидуального опроса учащихся. (Приложение №2)
  • жетоны-флажки для рефлексии.


Особенности построения занятия.

1. Данное занятие «Использование библейских образов, сюжетов, мотивов в художественной культуре» следует за занятием «Храм – синтез искусств» и вводит в новую тему: «Евангельские сюжеты (подробное изучение)» Используются опережающие задания. На занятие обобщаются и систематизируются представления учащихся о разнообразие художественных произведений и их уникальность, многогранность и индивидуальность интерпретации евангельских сюжетов и образов.

2. Спецификой занятия является:

  • усиленная работа с большим зрительным рядом, необходимого для создания состояния, связанного с эстетическим наслаждением, а не культовым мироощущением;
  • прослушивание разнообразных музыкальных фрагментов, необходимых для создания атмосферы восприятия искусства.

3. Организационная структура занятия содержит в себе различные формы: фронтальную, индивидуальную. Эти формы позволяют реализовать в полной мере цели занятия.

4. Композиционная структура содержит 4 части: подготовка к восприятию новой темы, лекция, выступления учащихся, закрепление пройденного материала.

5. Особенностью организации учащихся на занятии является использование технологии интенсификации обучения на основе:

  • использования компьютерных технологий
  • объяснение нового материала по красочному пособию (Слайд-презентация)
  • контроль знаний с помощью КИМов (тестовые задания)
  • применения сочетания различных методов воздействия для стимулирования дальнейшей познавательной деятельности учащихся — видеоряд, аудио-ряд, слуховое восприятие (словесный метод)
  • одновременное воздействие с помощью изображения, слова и музыки (музыкальное сопровождения не затихает на протяжении всего занятия, а только регулируется громкость звука)

6. Результатом занятия можно считать знакомство с рядом произведений искусства, их характерными особенностями.

7. Используется выступление отдельных учеников по ранее подготовленному материалу.

8. Организационная структура занятия содержит в себе различные формы: фронтальную, индивидуальную. Эти формы позволяют реализовать в полной мере цели занятия.


План занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка к восприятию новой темы.
  3. Лекция с просмотром видео-презентации.
  4. Выступления учащихся.
  5. Закрепление пройденного материала.
  6. Последействие
  7. Заключение.
  8. Задание на дом.
  9. Рефлексия


Ход занятия

Эпиграф:

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим».
Библия.


Организационный момент.

В класс входят ученики. Звучит музыка.

( И.С. Бах Прелюдия и фуга ми минор)


Подготовка к восприятию новой темы.

Учитель: Самым главным вопросом для каждого мыслящего человека всегда был и остаётся вопрос о смысле жизни. Но решается он по-раз­ному в зависимости от насущных потребностей, образования, духовного уровня, религиозных убеждений людей. Понимание смысла жизни во многом определяет всю жизнь человека: его взаимоотношения с людьми, карьеру, поступки, род деятельности, материальное и социальное благополучие, нравственное и даже физическое здоровье. Состояние счастья или несчастья также во многом зависит от того, в чём человек видит своё назначение и как себя реализует.

Такая зависимость у людей творческих особенно ярко выража­ется в их произведениях: и в тематике, и в образах, и в форме, и в способах передачи содержания. Некоторыми из них движет тщеславие, потребность в признании любой ценой, поэтому они вынуждены угождать «сильным мира сего», либо сооружать или сочинять что-нибудь такое, что обязательно поразило бы и запом­нилось. Пусть Геростратова слава, но всё-таки слава! И тогда глу­пости и бесстыдству нет предела…

К счастью, есть и другие, которых побуждает к деятельности любовь и сострадание к людям. Их творчество становится служе­нием Богу и близким. Именно эта любовь и сострадание являют­ся источником истинного вдохновения, имеющего Божественную природу, и приносят достойные плоды. Так создаются шедевры мировой культуры. Старец Зосима в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» так говорит об этом: «Многое на Земле от нас скрыто, но взамен того даровано нам тайное, сокровенное ощущение живой на­шей связи с миром иным, с миром горним и высшим, и корни на­ших мыслей и чувств не здесь, но в мирах иных. Бог взял семена из миров иных и посеял здесь, на Земле, и взрастил сад свой, но взращенное жило и живет лишь чувствами соприкосновения своего с таинственным миром иным; если ослабевает и уничто­жается в тебе это чувство, то умирает и взращенное в тебе».

Общие исходные идеи христианского церковного искусства в художественном развитии разных частей христианского мира имеют существенные различия. Эти различия были результатом государственного, политического, а затем церковно-теологического размежевания между Востоком и Западом. Католицизм и православие оказались, в конце концов, двумя различными типами культуры. Почитание Иисуса, Богоматери – девы Марии – в католицизме приобрело более экзальтированный характер. Если в православии Богоматерь – в первую очередь Царица небесная, покровительница и утешительница, то для католиков дева Мария – Мадонна – воплощение истины, премудрости, красоты, юности, счастливого материнства. Это различие в дальнейшем сказалось в иконописных изображениях.

Православный Иисус Христос – Пантократор, Вседержитель, царствующий во славе на небесах после земных мук и Воскресения. В католических изображениях земные муки Христа запечатлены пронзительней, экспрессивней, чем торжество Воскресения. Да и сами живописные изображения в католических храмах не имеют того сакрального (священного) смысла, как православная икона. В католическом соборе, в сущности, не иконы, а картины. Поэтому в эпоху Возрождения именно в католических центрах смогло произойти сближение светской и церковной живописи, — великие художники, такие, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль – и для церкви, и в светских жанрах пишут в сходной манере. Но православная церковь строже блюла свои каноны в иконописи.

Еще больше различий обнаружилось в церковной музыке. Восточная церковь решительно запретила применение любых музыкальных инструментов при богослужении, хотя именно в Византии был изобретен орган. Византийский император Константин Копроним подарил орган королю франков Пипину Короткому. Орган установили в церкви, затем скопировали инструмент для церквей Вормса и Парижа. Позднее западная церковь привлекала целые оркестры, а в православии запрет инструментальной музыки действует до сих пор. Кроме того, православная церковь неодобрительно относится к вынесению богослужебной музыки на светский концерт, и наоборот, тогда как в католичестве это давно уже допускается: под сводами католических храмов с 17 века игрались сонаты, скрипичные концерты, симфонии.

Лекция с просмотром видео-презентации.

Звучит музыка.

(И.С.Бах Прелюдия и фуга ре мажор. Токката и фуга ре минор)

Учитель: На протяжении долгой истории человек не только строил дома, но и воздвигал храмы. Понятно, что жилище служит человеку для защиты от холода, дождя и зноя. Бытовой необходимости в храмах нет. И все-таки археологические раскопки показыва­ют, что уже в эпоху бронзы и неолита рядом с человеческим жилищем стояли дольмены и кромлехи, сооружения, имеющие культовое, храмовое значение. Ни одна цивилизация на земле не обходилась без храма. Центрами общественной жизни средневекового города стали ратуша (зда­ние городского самоуправления) и собор (крупный христианский храм). Соборы должны были вмещать всё многочисленное городское население. Перед соборами выступали проповедники, проводили дискуссии профес­сора и студенты. Устраивались здесь и театрализованные религиозные пред­ставления. Строили соборы городские мастера (а не монастырские, как преж­де). Сами горожане часто являлись заказчиками или создателями произведений искусства для украшения соборов.

Учитель сопровождает просмотр презентации комментариями.

На экране (см. Слайд-презентацию №1-2) Католичество.

  • Миланский собор
  • Нотр-Дам де Пари
  • Кёльнский собор
  • Реймский собор
  • Собор Нотр Дам де Пари 1163 – 1345 выс. 35 м.

Архитектурный облик западноевропейского города определился храмовыми сооружениями. Грандиозные готические соборы были вместительны, высоки, нарядно декорированы. Стройный силуэт собора с острыми шпилями и башнями определил характер городского пейзажа.

Величественный собор Нотр-Дам-де-Пари (собор Парижской Богоматери) украшает остров Сите, колыбель города. Собор был построен на месте развалин римского храма. Первый камень в его основание заложил папа Александр III в 1163 г. 170 лет архитекторы и каменотесы трудились над его постройкой и лишь к 1330 г. завершили работу. Несмотря на огромные размеры — длинный неф (130 м), широкий трансепт, глубокие хоры, башни высотой 69 м — собор выглядит очень легким. Огромное внутреннее пространство собора поражает каждого входящего. Его убранство великолепно.

Собор в Милане. 1368 г

В замысле собора проявились идеи религии. Подчеркнутое устремление всех форм постройки вверх было порождено «стремлением души к небу». Собор украшен — 2245 скульптурами. Из-за большого количества декоративных башенок – прозвали «мраморным ежом».

На экране (см. Слайд-презентацию№3) Готический храм.

Готический собор высится над городом как огромный корабль, плывущий навстречу вечности. Эти бесконечные аркады и своды ведут куда-то в другой мир.

  • Собор св. семейства Барселона
  • Кафедральный собор Барселона
  • Вестминстерское аббатство
  • Кентерберийский собор
  • Собор в Шартре
  • Собор в Шартре (Франция) 1194 г. выс.105 м., шпиль 113 м.

Предназначенный для многочисленных мирян, собор был главным общественным центром города.

Храм святого семейства в Барселоне. 1884 г.

Храм превращается в «симфонию света и музыки». Строительство храма продолжается по сей день. Архитектор Антонио Гауди.

Вестминстерское аббатство.

Интерьер с хором и органом. Англия. Орган построен в 1730 году.

На экране (см. Слайд-презентацию№4) Готический храм.

Храм словно вырастает вверх, в небесную беспредельность. Перед глазами верующих представал «небесный рай, усеянный бесчисленными цветами».

  • Нотр –Дам де Амьен
  • Собор Святого Витта Прага
  • Нотр-Дам Де Пари
  • Собор Сен-Шапель

Интерьер собора Нотр Дам де Пари
Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть

Египетская мощь и христианства робость
С тростинкой рядом дуб, и всюду царь – отвес.

На экране (см. Слайд-презентацию№5) Витражи.

Пространство внутри собора создавало образ небесного мира, мечту о чуде.

Верхняя церковь часовни Сент-Шапель. На оконные витражные окна высотой около 15 метров перенесена живопись, около 600 кв. метров. Здесь представлены 1134 сцены на евангельские сюжеты.

Витраж собора Нотр -Дам де Пари.

Окно – роза. Диаметр около 10 метров. Все как бы оплетено каменным кружевом. Весь комплекс бесчисленных кусков цветного стекла поражает необыкновенным богатством сверкающих красок. Французский искусствовед XIX века Гильерми сравнивает красочный эффект круглых окон собора с поэтическим описанием кругов рая в «Божественной комедии» Данте. «Внутри собора было уже пусто и сумрачно. Боковые приделы заволокло тьмой… Лишь большая «роза» фасада, разноцветные стёкла которой купались в лучах заката, искрилась в темноте, словно груда алмазов, отбрасывая свой ослепительный спектр на другой конец нефа». (Гюго В. Собор Парижской Богоматери)

Витраж собора св. Витта (Чехия)

Благодаря тому, что витраж не просто составлялся из цветного стекла, но и раскрашивался красками, окна собора имеют тонкую цветовую гамму.

Звучит музыка.

(И.С.Бах Хоральные прелюдии: ми минор, фа минор, ля минор)

На экране (см. Слайд-презентацию№6) Ветхозаветные сюжеты.

  • Образец алтарной картины.
  • Сотворение мира — Микеланжело
  • Жертвоприношение — Авраама Рембрандт
  • Изгнание из рая — Мазаччо
  • Возвращение блудного сына — Рембрандт
  • Каин убивает Авеля — Тинторетто

В городах Западной Европы с 13 по 17 века главенствует в соборе архитектура, скульптура, живопись – представленная в основном витражами и алтарными картинами, хоровая и органная музыка представляют собой неразрывное единство. Полотна крупнейшего представителя голландской живописи Рембранта Харменса вал Рейна «Жертвоприношение Авраама» и «Возвращение блудного сына» посвящены также вечным пробле­мам: любовь и верность Господу, милосердие и всепрощение, по­каяние и возвращение к Богу.

С ветхозаветным сюжетом картины «Жертвоприношение Ав­раама» вы уже знакомы, а чтобы понять, что изображает другое его произведение — «Возвращение блудного сына», следует про­читать евангельские притчи.

Сюжеты Нового Завета «Распятие» и «Снятие с креста» — са­мые трагические, психологически острые и философски наибо­лее глубокие и сложные, поэтому к ним художники-мыслители обращаются особенно часто.

Евангельские сюжеты в Западно-Европейском искусстве.

На экране (см.Слайд-презентацию№7) Жизнеописание Христа.

  • Леонардо да Винчи — Благовещение
  • Леонардо да Винчи — Тайная вечеря
  • Караваджо — Тайная вечеря
  • Джотто — Поцелуй Иуды
  • Боттичелли — Оплакивание Христа
  • Джованни Беллини — Пьетта

Если говорить о наиболее значимых произведениях искусства, то большая часть их посвящена религиозной тематике. Давайте рассмотрим творения художников и поэтов, принадле­жащих к разным культурам и эпохам, чьи произведения посвяще­ны вечным темам: Бог, Любовь, Жертвенность, Сострадание.

Величайший итальянский живописец Рафаэль Санти и его соотечественник – художник, архитектор, учёный и инженер Леонардо да Винчи — творили в эпоху Возрождения. Это был период утверждения так называемой гуманистической идеологии. Она декларировала признание самоценности человека и таким образом противостояла духовным ориентирам христианства. Тем не менее, духовные и эстетические идеалы Рафаэля и Леонардо да Винчи связаны с Христом и Мадонной (так в западной культуре называют Богородицу). Любовью, жизнью, гармонией и светом наполнены образы этих титанов эпохи Возрождения.        

Многие работы Леонардо да Винчи увековечивают евангельские образы. Например, фреска «Тайная вечера», написанная в трапезной монастыря Санта-Мария делл Грацие (1495-1497 г). Фреска дошла до нашего времени в сильно поврежденном состоянии. Но и уцелевшее поразительно. Он изобразил момент, когда Христос говорит своим ученикам: «Один из вас предаст меня». Волнение пробегает по всей группе, некоторые апостолы встают. Чувство изумления, ужаса, негодования, недоумения и недоверия сменяют друг друга. Художник с величайшим мастерством сочетает характерность типов и жестов.

Звучит музыка.

С. Шайдт Псалом ля минор.

М. Регер Токката ре минор.

На экране (см. Слайд-презентацию№8) Мадонна.

…послан был Ангел Гавриил от Бога в город Назарет, к Деве…имя же Деве: Мария»

«Ах, не с нами обитает гений чистой красоты
Лишь порой он навещает нас с небесной высоты»

(К. Жуковский)

  • Мадонна Лита — Леонардо да Винчи
  • Мадонна Бенуа — Леонардо да Винчи
  • Мадонна с младенцем — Боттичелли
  • Мария — Микеланджело
  • Пьетта — Микеланджело
  • Мадонна Донни — Микеланджело
  • Мадонна Бенуа (Леонардо).

Представления о самых светлых и возвышенных идеалах женской красоты, образе матери воплотил в своем творчестве Рафаэль Санти. Основным содержанием его творчества становится тема светлой материнской любви.

Пьетта (Оплакивание) (Микеланджело).

Скорбь богоматери об умершем Христе.

Микеланджело Буонаротти один из величайших мастеров Высокого Возрождения, создавший выдающиеся произведения скульптуры живописи архитектуры. Одно из самых известных его произведений – «Пьетта» («Оплакивание Христа») (1498-1501) Мария изображена юной. Её одежда дробится бесчисленными мелкими складками, оттеняющими прекрасные формы тела лежащего на ее коленях обнаженного мертвого сына. Лицо мадонны скорбно, но боль и скорбь переданы с глубоким величием без всякой внешней подчеркнутости: Мария только отводит в сторону свою левую руку как бы с выражением немалого вопроса, укора, страдания.

На экране (см. Слайд-презентацию№9) Рафаэль — « живописец мадонн»

Она идет хвалам внимая,
Благим покрытая смиреньем,

Как бы небесное виденье
Собою на земле являя…

  • Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем
  • Мадонна Грандука
  • Сикстинская мадонна
  • Мадонна в зелени

С творчеством Рафаэля Санти в истории мирового искусства связывается представление о возвышенной красоте и гармонии. Рафаэля называли Мастером Мадонны. «Сикстинская мадонна» составила мировую славу Рафаэля. Эта картина была написана для церкви Святого Сикста небольшого провинциального городка Пьяченцы. В истории искусства «Сикстинская мадонна» — образ совершенной красоты. Это большая алтарная картина изображает не просто Божественную мать с Божественным младенцем, а чудо явления небесной царицы, несущей людям своего сына как искупительную жертву.

Мадонна Сикстинская (Рафаэль) алтарная картина, предназначена для церкви в. Сикста в Пьяченце. Вот раздвинулся занавес над алтарем и предстала таинственная дева. Покорная неизбежному решению она несет миру, как жертву для его спасения, младенца, и только тень страдания лежит в углах её дрожащих губ. Серьезно и печально тревожно смотрит она вдаль, как будто предвидя судьбу сына.

Мадонна в кресле (Рафаэль).

Рафаэль в письме к своему другу пишет: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка красивых женщин, я пользуюсь идеей, которая приходит мне на ум»

Звучит музыка.

Русская духовная хоровая музыка

С. Рахманинов «Благослови, душе моя, господи».

П. Чесноков «Да исправится молитва моя».

Православная традиция в русской художественной культуре.

Религиозная тематика находит достойное место в искусстве любого народа. Однако, работая над религиозной темой, художник иногда так много вкладывает в неё своего собственного видения, личных переживаний и выводов, а порою находит столь оригинальные формы или так неожиданно толкует известный сюжет, что созданное им произведение отнести к религиозному искусству нельзя. Как же разобраться, что является религиозным искус­ством, а что нет? Каковы критерии такого отбора?

Конечно же, прежде всего, следует помнить, что религиозное искусство должно служить задачам религии, в современном цивилизованном мире — Церкви, а главная задача Церкви — это спасение душ человеческих от греховной гибели. Определить, помогает ли то или иное произведение искусства решать эту зада­чу, безусловно, может только Церковь. Каждый может иметь личное мнение, оно может сходиться или расходиться с мнением дру­гих, меняться на протяжении жизни, но религиозное искусство развивается в соответствии с устоявшимися традициями и по за­конам, от нас не зависящим, но определяемым Церковью.

Традиционное религиозное искусство России — это искусство церковное, православное. На протяжении веков складывались его традиции довольно строгие, но сохраняющие его от обмирщения и вырождения, обеспечивающие его истинно духовное содержа­ние и единство назначения и внешней формы.

На экране (см. Слайд-презентацию№10) Русский храм

  • Успенский собор Владимир
  • Дмитриевский собор Владимир
  • Церковь Покрова на Рву Москва
  • Софийский собор Киев
  • Собор преображения Кижи
  • Покрова на Нерли Владимир

Он, словно шлем, надвинул главы
И стены выставил, как щит.

Он весь — тугая соразмерность,
Соотношение высот,

Асимметрия, тяжесть, верность
И сводов медленный полет.

Невозможно представить себе современный русский город или по­сёлок без храма. Эти особенные, неповторимые, и вместе с тем, род­ные друг другу и каждому русскому человеку архитектурные со­оружения всегда были главным украшением городских и сельских пейзажей России. Посмотрите на произведения отечественной жи­вописи или современные поздравительные открытки — и вы увидите, что самым ярким и привлекательным объектом на них является храм. И это неудивительно, потому что русские люди старают­ся посвящать Богу всегда самое лучшее, на что они способны. Трудно, ли, радостно ли живется людям, но без храма жизнь их не­мыслима: и беды, и праздники собирают их в храме, где всё напоми­нает о духовном, высоком назначении человека, ибо это дом Божий.

Рубеж 11-12 веков золотой век для древнерусской архитектуры, в 988 году на Руси было принято крещение и сразу же начинается строительство православных соборов. На Руси работают Византийские зодчие, иконописцы, но очень скоро появляются и собственно русские мастера. Они то и создали великолепные храмы Киева, Новгорода, Владимира, Москвы. В этих сооружениях складывается специфический древнерусский архитектурный стиль, многоглавость и величие.

Владимирский собор святой Софии.

Храм – это место соприкосновения с иным миром и все, что мы встречаем в храме: иконопись, песнопения, богослужения служат одному – встрече человека с богом.

Владимирский Успенский собор (1158-1185).

Владимир в 12-13 века становится центром политическим и культурным, особенно в пору княжения Андрея Боголюбского.

Владимир. Боголюбова церковь Покрова на Нерли (1165 г.).

Образ этой церкви необычайно поэтичен, пронизан ощущением легкости и светлой гармонии.

На экране (см.Слайд-презентацию№11) Русская икона

  • Успенский собор Иконостас Владимир
  • Деревянный иконостас Переславль-Залесский
  • Троица Андрей Рублев
  • Спас Андрей Рублев

Благовещение Ярославская школа 13в.

Преображение Феофан Грек

Особенности православного искусства ярко выражены в русской иконописи. Русская икона явление совершенно уникальное в мировой культуре. Инославныеконфессии тоже имеют в своих храмах изображения Иисуса Христа, Богородицы, ангелов и святых, но иконы в том смысле, какой она приобрела в православной культуре, нет больше нигде.

Для православных русских людей является кощунством даже называть икону в храме произведением искусства, разглядывать её, восторгаться, оценивать её художественные достоинства. Дело в том, что как бы ни восхищался мир русской иконой, главное назначение её связано не с эстетической функцией. Ико­на не создаётся как картина для любования, украшения или на­слаждения. Она создаётся для молитв, но вместе с тем не являет­ся кумиром, идолом, то есть конечной «инстанцией», объектом, к которому обращается молящийся. Икона есть окно в Горний мир, мир Божественного бытия.

Успенский собор Иконостас Владимир

Впервые иконостас появился в конце 13 века. Андрей Рублев и Ф. Грек вместе расписали Благовещенский собор в московском Кремле.

Троица (А. Рублев).

Андрей Рублёв (около 1360/1370 г. — около 1427 г.)

Сведений о жизни Андрея Рублёва очень немного. Предполагают, что родился он в Москве. Был чернецом Спасо-Андронникова мо­настыря, где умер и погребён. Имя Андрей получил при монаше­ском постриге.

К числу произведений, выполненных Рублёвым, относят мес­тный чин иконостаса Успенского собора «на Городке» в Звениго­роде и фрагменты фресок этого храма. В 1405 г. вместе с Феофа­ном Греком и Прохором с Городца Андрей Рублёв участвовал в росписи старого Благовещенского собора в Московском Кремле. Именно здесь великие иконописцы впервые создали высокий иконостас, закрывающий алтарь полностью от глаз прихожан и получивший название «русский». До этого времени иконостас представлял собой невысокую перегородку.

Известно, что Андрей Рублёв расписывал Успенский собор во Владимире (1408 г.), Троицкий храм в Троице-Сергиевой лавре

Что же такое икона? Греческое слово «ейкон» — значит образ. Икона есть видимый образ невидимого мира. Как называется эта икона? Что значит «Троица»? Это прообраз триединого бога. Это три его ипостаси. Что такое ипостась? Искусство иконописи пришло к нам из Византии в 10 веке, и вскоре на Руси появилась своя иконопись. Авторов большинства из них мы не знаем, так как иконы не подписывались. Несведущему зрителю иной раз кажется, что все иконы похожи, но это не так. Сравните «Троицу» А. Рублева и «Троицу» (Новгородская школа иконописи)

На экране (см. Слайд-презентацию№12)

Иконы Пресвятой Богородицы на Руси

К Ней прильнул и замер без движенья,
Весь — порыв, и воля, и вопрос.

А Она в тревоге и в печали
Через зыбь грядущего глядит
В мировые рдеющие дали.

  • Владимирская Богоматерь нач.12в.
  • Феофан Грек Богородица Умиление
  • Феофан Грек Успение Богородицы
  • В.Васнецов Богоматерь с младенцем Владимирский собор Киев
  • Богоматерь Владимирская.

Одним из лучших образцов константинопольской церковной живописи нача­ла XIIв. была Богоматерь с Младенцем Христом. Эту икону привезли на корабле из Константинополя, и уже на Руси она получила название Владимирской. Ныне хранится в Государственной «Третьяковской галерее».

От первоначальной живописи после неоднократных реставрации сохранились лишь лики Богоматери и Христа. Богоматерь изображена в иконографическом типе Умиления, когда Младенец своей щекой прижимается в щеке Матери. Изумительное по своей одухотворённости лицо Богоматери, проникающий в душу взгляд печальных глаз ставят это произведение неизвестного византийского мастера в один ряд с лучшими творениями средневековой живописи. Тонкий, слегка изогнутый нос, маленькие бесплотные губы, большие удлинённые глаза, несмотря на условность изображения, замечательно передают глубину переживаний Богоматери, предчувствующей судьбу Сына. Порывисто, будто ища зашиты, прижимается к Марии Младенец Христос. Живописное, мягкое письмо пе­редаёт рельеф ликов, сообщая им осо­бое духовное благородство. Образ Богоматери с Младенцем Христом впоследствии получил особое распро­странение на Руси.

Богоматерь умиления. 12 век.

Светлая икона, особенно икона Пресвятой Богоматери, всегда любима русским народом, и образ Богоматери всегда был с народом. Общее число икон Богородицы никому неизвестно. Предание утверждает, что первым иконописцем образа Божий матери является святой Лука.

Богоматерь умиления. 12 век.

Будто бы он писал образ Богородицы с самой Пречистой Девы Марии. Православными иконописцами берутся за основы древние, принятые в качестве образца коны. Но никогда не используется живая модель.

Феофан Грек (или Гречин) (около 1340 г. — после 1405 г.)расписал более 40 церквей в разных городах и странах. На Руcь он приехал уже известным мастером. Сначала Феофан Грек прибыл из Византии, через Кафу (Феодо­сию) и Киев, в Великий Новгород и здесь жил и трудился. Потом работал в Нижнем Новгороде, Переславле-Залесском, Коломне. В Москву Феофан Грек перебрался в 90-х годах.

Самой достоверной из сохранившихся московских работ Гре­ка считается деисусный чин иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля (кроме иконы св. Георгия), но и этот факт берётся некоторыми учёными под сомнение.

Богоматерь Владимирская А. Рублева.

Одним из лучших образцов церковной живописи начала 12 века была Богоматерь с Младенцем на руках. По преданию она написана святым Лукой на доске стола, на котором трапезовали Иисус с Марией и Иосифом (своим земным отцом). До 450 года икона оставалась в Иерусалиме, потом перевезена в Константинополь. Эту икону привезли из Константинополя, и уже на Руси она получила название Владимирской. Она была поставлена в девичьем монастыре Вышгорода. Потом икону перевезли во Владимир, в честь её был построен Успенский Собор, поражающий своим великолепием, а сама икона была украшена золотом, серебром, драгоценными камнями и жемчугом. В последствие эта икона часто спасала русский народ от сражений, набегов врагов, иногда победы связывают с заступничеством Богородицы. Долгое время эта икона находилась в Третьяковской галереи, потом снова была возвращена в Успенский Собор московского Кремля.

Иеромонах Роман (Матюшин)

Радость моя, наступает пора покаянная,
Радость моя, запожарилась осень вокруг.

Нет ничего на земле постоянного.
Радость моя, мой единственный друг.
Желтое, красное – все разноцветное
Золотом, золотом устланы рвы
Прямо в лицо роднику безответному
Ветер повыбросил мелочь листвы.
Затосковали деревья бесправные,
В ртах растерзанных гибели ждут.
Лишь золотые кресты православные,
Радость моя, нас в бессмертье зовут.
Радость моя, эта суетность грешная,
Лежа на паперть роняет листы.
Но возжелали покоя нездешнего
Белые церкви, святые кресты.
Их не прельщают купюры фальшивые,    
Не привлекает поток золотой.
Нужно ли вам это золото лживое,
Вам, лобызающим вечный покой?
Белые церкви светлеются издали,
Благовествуя о мире ином,
Живы ещё проповедники Истины,
Радость моя, не скорби ни о чем
Белые церкви, исполнены красотою
Ими доднесь освещается свет.
Радость моя, что кручинишься попусту.
Белым церквам нынче тысяча лет.
Выжили вы, бессловесные зрители,
Бури прошли, расточились врат
Сколько всего за века перевидели
Белые церкви, осколки Руси?
Белые церкви плывут в бесконечности,
О, кладенцы неземной чистоты!   
Непокорённые граждане вечности,
Белые церкви, святые кресты.
Вас не касаются запахи тленные,

Этот октябрьский отчаянный пир.
Белые церкви — твердыни Вселенной,
Не устоите — развалится мир.
Звон колокольный летит сквозь столетия.
Встретим ли в храме молитвенный час.
Радость моя, мы с тобой не заметили:
Осень уже за порогом у нас.
Сентябрь 1987 г.

На экране (см. Слайд-презентацию№13) Библейская тема в творчестве русских художников.

  • А. Иванов Явление Христа народу
  • И. Крамской Христос в нустыне
  • В Поленов Христос и грешница
  • Н.Ге Голгофа
  • Н.Ге Что есть истина?
  • Н.Ге Тайная вечеря

Явление Христа народу. А. Иванов.

Иисус Христос появляется перед людьми, принимающими крещение от Пророка Иоанна в реке Иордан. Над картиной «Явление Христа народу» А. Иванов работал двадцать лет и отразил в ней все свои духовные поиски, эстетиче­ские надежды и нравственные идеалы.

Христос в Пустыне. И. Крамской

Крамской писал «Это не Христос, то есть, я не знаю, кто это. Это есть выражение моих мыслей». Образ воплощает мучительные размышления человека, стоящего перед нравственным выбором, цена которому жизнь. Полотно Крамского воспринимается как поэтический образ «величественных проблем», решать которые следует каждому человеку.

Христос и грешница. В. Поленов.

«Не судите, да не судимы будите, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерой мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7)

«Тайная вечеря». Н. Ге

Картина Ге изображает перед нами тот момент события, когда уже «Тайна вечеря» окончилась. Иуда удаляется, от всей его темной фигуры тянет холодом, непреклонной решимостью. Уход его сопровождается скорбью, негодованием, недоумением со стороны присутствующих. Но он уже стал на ту точку, когда оставляемый человеком мир не шевелит ни одной струны в его сердце. Происходит полный разрыв между Иудой и Христом. «И когда они ели сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст меня. Они весьма опечалились и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? При сем и Иуду, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал!» (Мф 26, 21-25) «Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорей. Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал. Он (Иуда) тотчас вышел, а была ночь» (Ин 13: 21-30). Иуда понял: учитель знает, но это не остановило предателя.

Что есть истина? Н. Ге

 Это сюжет есть в Евангелие от Иоанна.

«Итак, — говорит Понтий Пилат, отвечай»

«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей походкой, ранним утром 14 числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат» (гл. 2, М. Булгаков «Мастер и Маргарита). Именно Понтия Пилата сделал главным героем романа «Мастер и Маргарита» М. Булгаков. «Зачем же ты бродяга на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь никакого представления? Что такое истина?» — бросает риторический вопрос Понтий Пилат измученному, избитому Христу. Но получает конкретный ответ: «Истина — прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Тебе трудно сейчас даже смотреть на меня. Я невольно являюсь твоим мучителем. Но муки твои сейчас закончатся». Бродячий философ отражает христианское мироощущение: он – воплощение бесконечной доброты, терпения, надежды.

«Картина ваша очень продвинулась с тех пор, как я последний раз видел её. И как тогда, так и теперь меня необыкновенно поражает фигура Пилата. И как удивительно выражение Христа! Видно, что ему жалко Пилата, есть в нем и выражение любви, неземного спокойствия, готовности к смерти. Один из них олицетворение плотской, а другой – духовной жизни» — пишет И.Е. Репин в письме к Н.Н.Ге

«Пилат сказал Ему: Итак. Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что я Царь; Царство мое не от мира сего! Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто есть от истины, слушает гласа Моего; Пилат сказал ему: Что есть истина? И сказав, это вышел к Иудеям и сказал: я никакой вины не нахожу в нем».( М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»)

Без сомнения, Иисус произвел на него впечатление наивного мечтателя, и больше ничего. Но несмотря на то, что Понтий Пилат пытается сделать все возможное (в пределах должности) чтоб спасти Его, Христос оказывается на Голгофе.

Голгофа. Н. Ге

Голгофа – гора, на которой был казнен Иисус Христос.

«Тогда плевали ему в лице и заушали Его: другие ударили Его по ланитам и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил тебя? «(Мф. 26)

«Люди, державшие Иисуса, ругались над ним и били Его» (Лк. 22)

Простая и искренняя вера была достоянием русского парода на протяжении веков. И если душа русского человека эту веру утрачивала, то она уже не пела и красоты не видела. Она могла жить обычной жизнью, могла разрушать и мучаться, но петь и радоваться уже не могла. Высота идеалов, ясность духовного видения, цельность души и глубина чувств приходят с верой, с верой же и уходят.

Звучит музыка.

Т. Райс «Иисус Христос – суперзвезда».

Э.Л. Уэббер (рок опера)

На экране (см. Слайд-презентацию№14) Современная интерпретация библейских сюжетов.

  • Сальвадор Дали
  • Христос Святого Хуана делла Крус
  • Тайная вечеря
  • Мадонна порта Льигат

Картины на религиозную тематику создали художнику славу «католического живописца». Сам С.Дали говорил, что библейские сюжеты пленяют его «редким совершенством замысла».

Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда», созданная в 1969-1970 г. либреттистом Тимом Райсом и композитором Ллойдом Уэбером, стоит как-то особняком в истории мировой культуры, не имея себе аналогов по смелости авторского замысла. Рок-опера соединила в себе современный музыкальный язык с изображением центральных событий мировой истории. Дерзостное новаторство авторов не только похвалы, но и нарекания критиков на чрезмерно вольное обращение с евангелистским материалом. События как бы перенесены в современную эпоху, но, тем не менее, это произведение о сути добра, нравственном долге личности. Переплетение судеб, любовь и предательство. Человеческие отношения извечны, они присуще любому времени, любой стране, узнаваемы при любых одеждах и любых именах участников.

В настоящее время опера совершила триумфальное шествие по планете, за английской и американской версией выстроилась немецкая, французская, испанская, польская, японская.


Выступления учащихся.

В процессе просмотра слайдов в качестве комментариев используются выступления заранее подготовленных учеников. Это может быть чтение литературных отрывков, рассказ о любых произведениях, которые рассматриваются в презентации.


Финал

Христианская тематика является неиссякаемым источником творческих поисков в разных видах искусства и для разных наро­дов, хотя каждый народ имеет своё видение, своё мировоззрение и, соответственно, свои результаты творческого воплощения в ви­де самобытной национальной культуры.

«Все нравственные искания личности, связанные с тем или иным типом культуры, — пишет наш современник, искусствовед М. М. Дунаев, — все различия национального характера, жизни народной определяются особенностями религиозной жизни, в которых развивалось историческое бытие нации. Даже когда человек рвёт невидимую связь с Богом, и тогда коренящи­еся в глубинах народной жизни религиозные устои незримо оп­ределяют жизненный путь, миропонимание и мировидение каждого». Это особенно заметно при сравнении русской духовной поэ­зии разных периодов и разных авторов. Просто удивительно, что поэзия П. Вяземского, А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, С. Бехтеева звучит для нас современно. Нас разделяют века, но то, что касается духовных переживаний, воспринимается так просто, ис­кренне и глубоко, словно мы это написали сами.

В преддверье конца века и с наступлением нового тысячелетия размываются представления о добре и зле: 20 век начался с апофеоза нигилизма и нравственного релятивизма. «Век расшатался»: основы нравственности – стыд, жалость и благоговение – не выдерживают натиска массовой культуры. Принципиально важным становится сохранение духовной культуры.

Евангельские образы, сюжеты, мотивы пронизывают художественный мир европейской и русской культуры. Ориентироваться в этом мире можно лишь на героев Евангелия. Знакомство с известными художественными произведениями — версиями евангельских сюжетов помогает осмыслить ценностные смысловые ориентации современной культуры.

Иеромонах Роман (Матюшин)

А Церковь – нечто более чем мы

Не высказать её надмирной сути.

Она – источник, неподвластной мути

Она надежда посреди чумы …

Последействие.

Учитель: На протяжении нашей беседы нас сопровождала прекрасная музыка. Это фрагменты музыкальных произведений авторов различных стран, разных времен. Но все эти произведения объединяет служе­ние Богу. Именно эта любовь являет­ся источником истинного вдохновения и приносит достойные плоды.

Подведем итоги. У каждого из вас лежит небольшой проверочный тест по пройденному материалу. Выполните эти задания- тесты. (4-5мин.)

Пока ученики работают, звучит музыка.

Учитель: Теперь проверим ваши ответы. Вы самостоятельно проверяете свои работы, помечаете правильные ответы галочкой или крестиком. Максимальное количество правильных ответов — 5. Исправления на листке засчитывается как ошибка.

Дети устно отвечают на вопросы теста, одновременно проверяя свои задания.

Учитель: Поднимите руку у кого 5 правильных ответов? А у кого — 4? Все отлично справились с заданием. Оценки за тесты я выставлю в дневники по окончанию занятия.

Рефлексия: прикрепить на планшет флажки-жетоны различного цвета.

  • Синий – мне было очень интересно, тема расширила мой кругозор.
  • Зеленый – урок был познавательный.
  • Красный – урок оставил меня равнодушным.


Список использованной литературы.

  1. Основы православной культуры / А.В. Бородина: М. издательский дом «Покров» 2002 г.
  2. Энциклопедия для детей. Том 7. Часть I «Искусство» Под редакцией М. Аксеновой. М. «Аванта +» 1997г.
  3. Энциклопедия для детей. Том 6. Часть II «Религии мира» Под редакцией М. Аксеновой, М. «Аванта +» 1997г.
  4. Мировая художественная культура / П.А. Юхвидин М. «Новая школа» 1996г.
  5. Евангельские образы и сюжеты в художественной культуре / Е.М. Четина М. «Фринта», «Наука» 1998г.
  6. Всемирная история искусств / П.П. Гнедич (1885 г.) М. «Современник» 1996 г.
  7. Сказания евангелистов / З. Косидовский М. Издательство политической литературы, 1981 г.
  8. Искусство Западно-Европейского Средневековья / О.Н. Сопоцинский М. «Искусство» 1964 г.
  9. Искусство Итальянского Возрождения / А.Н. Тихонов М. «Искусство» 1963 г.
  10. «Н.Н. Ге» / Т. Горина М. «Государственное издательство изобразительного искусства» 1961 г.
  11. Мы входим в храм / В. Перевезенцев М. «Открытый Мир» 1997 г.
  12. Иуда Искариот / Л. Андреев М. «Художественная литература» 1998 г.
  13. Мастер и Маргарита / М. Булгаков М. «Художественная литература» 1992 г.
  14. Жизнь Иисуса / Эрнест Ренан М. «Терра» 1997 г.
  15. Евангелие Санкт Петербург «Гедеоновы братья».
  16. Очерки православной церкви / Протоирей Сергий Булгаков. Париж «Ymca-Press» 1964г.
  17. Стихи русских и советских поэтов – Сборник (в 2-х томах) Тула «Филин» 1993 г.

Список использованных музыкальных произведений (фрагменты)

1. И.С. Бах

  • Прелюдия и фуга ми минор.
  • Прелюдия и фуга ре мажор.
  • Токката и фуга ре минор.
  • Хоральные прелюдии:
    ми минор,
    фа минор,
    ля минор.

2. С. Шайдт

  • Псалом ля минор.

3. М. Регер

  • Токката ре минор.

4. Русская музыка 16-18 веков.

5. Русская духовная хоровая музыка

  • С. Рахманинов «Благослови, душе моя, Господа».
  • П. Чесноков «Да исправится молитва моя».
  • Г. Давидовский «Ныне отпущаемы».

6. Т. Райс «Иисус Христос – суперзвезда». Э.Л. Уэббер (рок опера)

7. Иеромонах Роман «Молитва». (исп. Жанна Бичевская)

8. П.И. Чайковский «Детский Альбом» — «Утренняя молитва»


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *